Покататься и не сломаться

22.01.2016 23:27

Боязнь лифта. Многим из нас знакомо это неприятное ощущение. Специалисты утверждают, что запас прочности этого подъемного сооружения довольно высок и падают они крайне редко. Но два несчастных случая со смертельными исходами в Москве всколыхнули все «лифтовое хозяйство» страны.


В первом случае к гибели грудного ребенка привел обрыв троса, на который крепилась лифтовая кабина. А 14 января в одном из корпусов элитного жилого комплекса «Алые паруса» из-за технической неисправности и разлома кабины лифта погибла женщина. После этого стало известно, что все российские компании, занимающиеся монтажом и обслуживанием лифтов, ждет внеплановая проверка. По поручению Министерства строительства и ЖКХ РФ в течение месяца их будут проверять эксперты Ростехнадзора, региональные и местные органы власти. Генпрокуратура России поручила прокурорам субъектов страны провести проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности внутридомового лифтового оборудования. Как уточнили в республиканской прокуратуре, такая проверка у нас уже началась. О ее результатах будет известно через месяц. О проводимых проверках лифтов пообещали рассказать и в Ростехнадзоре по РД, соответствующий запрос ведомству направлен.

На совещании в администрации Махачкалы его участники призвали усилить меры технической безопасности на стройплощадках и при вводе в эксплуатацию объектов строительства, в частности, лифтового оборудования. «Во-первых, должна проводиться проверка наличия соответствующих договоров на обслуживание лифтов и соответствия тех компаний, которые занимаются этим на сегодняшний день, установленным требованиям, — говорится на сайте администрации. — На основании Технического регламента Таможенного союза 011/2011 «Безопасность лифтов» и общих требований безопасности при эксплуатации необходимо проведение оценки соответствия лифтов в форме периодического технического освидетельствования — один раз в 12 месяцев».

Оказалось, что в нашей республике ситуация не лучше, а отсутствие жертв лифтов — это, скорее, счастливая случайность нежели закономерность. Помимо ежегодной проверки, по техническим правилам, каждый лифт должен ежемесячно диагностировать электромеханик. А после 15 лет пользования обязательно должно проводиться его первое полное обследование. Лифты, отработавшие 25 лет и более со дня ввода, обследуются на предмет снятия их с дальнейшей эксплуатации. По идее, дольше этого срока они эксплуатироваться не должны. Но в республике около 80% лифтов преодолели 35-летний рубеж! В среднем по России этот показатель равен 30%. В эту категорию не входят новостройки, где лифты должны быть «молодыми» по определению. Но и в новых домах предприимчивые застройщики умудряются устанавливать старое лифтовое оборудование.

За прошедший год в Дагестане специалистами МЧС республики зафиксировано 24 несчастных случая в лифтах. Погибших, к счастью, нет, спасенных — 39 человек.

Ремонт (замена) лифтового оборудования входит в перечень услуг по капремонту. В прошлом году по программе капитального ремонта в Дагестане было отремонтировано пять лифтов в жилых многоквартирных домах Махачкалы и Дербента.

«В нашем подъезде лифт в ужасном состоянии, — пожаловалась читательница в телефонном разговоре. — Я проживаю в доме №94 по Акушинского. Кабина лифта совсем постарела, крыша уже обваливается, а дыра в стене дает возможность заглянуть в шахту, что одновременно увлекательно и устрашающе. Несколько лет назад он какое-то время не работал. А когда его починили, стал ездить очень медленно. Приходится по несколько минут ждать пока он «спустится» с верхних этажей. Допустим, в ожидании лифта с 5–6 этажа, можно самостоятельно подняться пешком на 5 этаж. Кабина ездит на одном только тросе, потому и скорость низкая, так нам сказал лифтер. Но ведь он может оборваться в любую минуту! Не говоря уже о неприятных запахах, грязи. Каждый месяц мы платим 70 рублей за человека, а в квартире у нас прописано пятеро. В месяц платим 350 рублей, в год 4200. За что, хотелось бы узнать?»

Корреспондент «НД» поинтересовался у гендиректора ООО «Лифт-сервис» Арсена Мусаева, какие проблемы сегодня наиболее актуальны для лифтового хозяйства республики.

— Большинство проблем наших лифтов от того, что деньги за эту услугу собирают управляющие компании. Многие жалуются на предоставляемое ими качество обслуживания лифтов. На обслуживание одного лифта управляющие компании тратят 1500 рублей. В среднем, по аудиторскому расчету, эта сумма не должна быть ниже 2800 рублей в месяц. А собирают ежемесячно с жильцов одного подъезда в среднем около 10 тысяч рублей. В Махачкале в одном из подъездов на Оскара, 15 установили лифт. Оказалось, что его списали после капремонта в Москве. Кабина одного типа, импортная, другие части наши, российские. Так как они друг другу не соответствуют, лифт теперь нужно менять. Существует острая нехватка лифтеров (один лифтер должен обслуживать 48 шахтных дверей). Лифтерами являются работники управляющих компаний и ТСЖ, в основном это женщины пенсионного возраста.

— Сколько сейчас в Махачкале лифтов?


— Действующих около 1300, из них половину обслуживает наша организация. Есть оборудование турецкого производства, щербинский, могилевский заводы. В среднем, не считая установки, лифт обходится в 900 тысяч рублей. Зачастую в новостройках застройщики закупают дешевое оборудование сомнительного качества. Турецкие лифты не отвечают нормативам и стандартам качества и могут быть потенциально опасными. Много неприятностей доставляет и отношение к имуществу самих жителей — разбитые и изрисованные двери и кабины лифтов у нас не редкость. Для нашего города, учитывая высокий процент живущих тут вандалов, самые оптимальные лифты — это карачаровские, московского производства.

— Мы говорим о том, что опасность представляет лифт, отслуживший свой срок. Но в московском элитном жилом комплексе лифт не был старым.


— В данном случае несчастье произошло по какой-то другой причине. Кстати, даже обрыв всех тросов не должен, по идее, приводить к таким печальным последствиям. Поскольку лифты оборудованы «ловителями». Они предотвращают падение кабины в шахту.

— Как жильцы дома могут самостоятельно определить состояние своего лифта?


— Никак. Даже если лифт издает странные шумы или «застревает», это не говорит о том, что он опасен. Механик должен ежемесячно проводить техническое обслуживание лифта.

— Должны ли жильцы дома оплачивать услугу, если лифт эксплуатируется более 25 лет и является потенциально опасным?


— Да, поскольку эта услуга оказывается. Если лифт не работает, то жильцы вправе потребовать от обслуживающей компании перерасчета оплаты за пользование лифтом.

На фото: Большинство лифтов в республике перешагнуло 35-летний рубеж
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: