После дождичка…

08.12.2018 12:10
Специалисты Управления Роспотребнадзора отмечают, что в Махачкале в принципе нельзя пить сырую водопроводную воду, потому что износ сетей составляет 70–80%

В прошедшие выходные в Дагестане прошли дожди, характерные для этого времени года. И вроде не ливни с ураганом, но в Министерстве здравоохранения республики на всякий случай попросили не пить воду из-под крана какое-то время, чтобы не повторилась история двухлетней давности с массовым отравлением. «Новое дело» попыталось выяснить, что водилось в этой мутной воде, а также — как поступать, если из крана течет некачественная вода.

Как это было

В конце октября 2016 года в Махачкале на протяжении нескольких дней шли обильные дожди. Грязная вода, в том числе, попала и в канал Октябрьской революции (КОР), а потом и в дома горожан. Всего за период с 27 октября по 2 ноября были госпитализированы 675 человек, из них 497 детей. В связи с массовым отравлением людей в республику даже прилетела руководитель Роспотребнадзора России Анна Попова. Которая констатировала у пострадавших вирусные заболевания (дизентерия, вирусная инфекция, норовирус, ротавирус, астровирус).

Нашлись и те, кто, возможно, имел отношение к такому масштабному отравлению и заражению. В первую очередь виновных определили среди сотрудников руководства водоснабжающей организации в Махачкале и в администрации города. Был задержан генеральный директор ОАО «Махачкалаводоканал» Магомед Муртазалиев. Спустя месяц он был освобожден из-под стражи и отправлен под домашний арест. Затем с него было снято обвинение в массовом отравлении людей.

Тогда руководство Роспотребнадзора заявило о намерении подать иск о возмещении причиненного вреда здоровью в интересах пострадавших. Для этого даже была открыта «горячая линия». А в Госжилинспекции Дагестана заявили, что водоканал не должен взимать плату за потребленную воду в октябре месяце, а в случае начисления платежей просили обратиться к ним с жалобой.

Информирован — значит защищен

В понедельник, 3 декабря текущего года, на официальной странице республиканского Минздрава в «Инстаграм» появилось предостережение махачкалинцам не пить сырую водопроводную воду из-за возможной вспышки кишечной инфекции: «Прошедшие в выходные обильные дожди могли привести к тому, что грязная вода могла попасть в КОР и в дома махачкалинцев. Употребление сырой воды из-под крана является нежелательным, так как возможна вспышка кишечной инфекции, поэтому воду пить обязательно либо кипяченую, либо бутилированную».

В ведомстве сразу отметили, что это всего лишь предостережение, а не угроза, чтобы не повторилось массовое отравление двухлетней давности.

Вечером этого же дня в ОАО «Махачкалаводоканал» «НД» уведомили, что причин для беспокойства нет. «Комментируя публикацию на официальном аккаунте Министерства здравоохранения РД в сети «Инстаграм» о возможном заражении питьевой воды кишечной инфекцией, сообщаем, что в период обильных осадков в виде дождя был усилен лабораторный контроль качества подаваемой воды, которая перед подачей в распределительную сеть проходит все степени очистки на очистных сооружениях. На основании протоколов независимой аккредитованной лаборатории ООО «СуперЛаб» качество подаваемой воды соответствует нормам СанПиН 2.1.4.1074–01. В профилактических целях для питья рекомендуем употреблять кипяченую воду», — заявили в компании.

В республиканском Управлении Роспотребнадзора «Новому делу» сообщили, что жалоб на здоровье из-за использования воды к ним не поступало. По результатам лабораторных исследований выявлено несоответствие подаваемой в дома воды только по мутности, по микробиологии изменений нет.

Помутнение накануне

Однако многочисленные жалобы горожан на качество водопроводной воды поступали в Роспотребнадзор накануне проливных дождей, 29 ноября.

«По обращениям граждан в Управление санитарными врачами проведена оперативная проверка, организован отбор проб воды перед подачей в сеть и в распределительной сети водопровода. На лабораторные исследования отобраны пробы воды по микробиологическим, санитарно-химическим, вирусологическим и органолептическим (мутность) показателям. Несоответствие по мутности выявлено в 55% исследованных проб питьевой воды, где превышение гигиенического норматива составило от 2,5 до 6,5 раз. В адрес прокуратуры Дагестана направлена информация о принятии мер прокурорского реагирования по факту подачи питьевой воды населению Махачкалы. Также направлено исковое заявление в Кировский районный суд города Махачкалы в отношении ОАО «Махачкалаводоканал» об устранении нарушений санитарного законодательства (от 30.11.2018 г.)», — отметили в ведомстве.

Мутность воды в «Махачкалаводоканал» объяснили в связи с аварией на водоводе в районе селения Новая Урада: «Помутнение произошло во время ремонтных работ. Опасность вода для здоровья потребителей не представляла, так как проходила обработку на очистных установках. К вечеру цвет воды нормализовался».

Некачественная вода, как бич

По заключению Роспотребнадзора, данному два года назад, состояние системы водоснабжения в республике плачевное. Основные показатели качества воды — органолептические, химические и микробиологические. В республике нет ни одного муниципалитета, где все эти показатели будут в норме. Из около 1400 эксплуатирующихся источников централизованного водоснабжения каждый четвертый не имеет зоны санитарной охраны, из них поверхностных водоисточников — 4,7%, подземных — 35%. 60% городских и 80% сельских водопроводов не имеют необходимого комплекса сооружений для очистки и обеззараживания воды. Всего в республике действуют около 2200 источников питьевого водоснабжения. 1396 (81 — поверхностных, 1315 — подземных) — централизованные, из которых не отвечают санитарным нормам и правилам 45%. Из 800 нецентрализованных (колодцы, каптажи, родники, артезианские скважины) не отвечают нормам 10,2%. Почти 60% населения республики потребляют воду без необходимой предварительной очистки. Сейчас, по словам представителя ведомства, ситуация мало чем отличается от двухгодичной давности.

Специалисты Управления Роспотребнадзора отмечают, что в Махачкале в принципе нельзя пить сырую водопроводную воду, потому что износ сетей составляет 70–80%: «Более 80% действующих в республике систем водоснабжения построены в 70–80-е годы прошлого столетия и находятся в чрезвычайно плохом состоянии. В неудовлетворительном состоянии находятся водоводы и водоразводящие сети, износ которых доходит до 80% и непрерывно возрастает, что обусловливает частые аварии и, как следствие, загрязнение водопроводной воды. Около 35% водопроводных сетей в республике нуждаются в замене, при этом ежегодно меняется не более 2% водопроводных сетей. В системе очистки воды в республике используется метод хлорирования. Это примитивный метод обеззараживания. Существуют и другие, более щадящие и цивилизованные методы очищения воды, которые оказывают минимальное воздействие на организм человека, но в Дагестане их не применяют. Вопрос снова упирается в средства. Государство экономит на здоровье населения. Хлор приводит к появлению в воде так называемого «связанного хлора» — результата взаимодействия хлора и некоторых органических соединений. Среди продуктов хлорирования есть канцерогенные и токсичные соединения, не имеющие запаха и практически не удаляющиеся при кипячении и отстаивании воды».

Серьезные нарушения

В начале этого года в пригороде Махачкалы в поселке Ленинкент участились случаи заболевания дизентерией. В МЧС Дагестана источником заразы назвали питьевую воду, которая поступала в дома. Затем было коллективное обращения жителей поселка Ватан, которые жаловались на плохое качество воды.

В рамках административного расследования специалисты республиканского Роспотребнадзора выявили серьезные нарушения в качестве подаваемой питьевой воды.

По выявленным правонарушениям в отношении ОАО «Махачкалаводоканал» Роспотребнадзор составил протокол об административном правонарушении по ст. 6.5 КоАП РФ «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде» и направил в Кировский районный суд города Махачкалы для принятия мер. Суд постановил признать виновным водоснабжающую компанию и назначил штраф в размере 20 000 рублей.

Однако ОАО «Махачкалаводоканал» обжаловало указанное решение в Верховном суде РД. Несмотря на наличие многочисленных нарушений, создающих угрозу причинения вреда населению, ВС РД отменил решение Кировского районного суда о наказании ОАО «Махачкалаводоканал». Не согласившись с позицией ВС РД, Управление Роспотребнадзора по Дагестану обжаловало данное решение. Оно пока еще не рассмотрено

На грани банкротства?

5 декабря Управление Федеральной налоговой службы (УФНС) России по Дагестану потребовало признать ОАО «Махачкалаводоканал» банкротом.

Иск направлен в Арбитражный суд Дагестана, слушания назначены на 27 декабря. Поводом для обращения в суд стало наличие непогашенной задолженности по налогам, сборам, пени и штрафам в сумме около 600 миллионов рублей.

«В отношении нас подан иск о признании нас банкротом, хочется отметить, что это всего лишь заявление, которое будет рассматриваться в суде. Иски о признании нас банкротами подают многие организации, но это должен признать суд. Мы признаем, у нас есть задолженности по газу, свету и другие. Но и у нас есть и свои проблемы. На сегодняшний день сумма долга физических лиц «Махачкалаводоканалу» составляет 1 миллиард 300 тысяч рублей. Все эти проблемы должны быть учтены судом», — рассказал «НД» начальник юридического отдела ОАО «Махачкалаводоканал» Гаджимурад Муслимов.

На наш вопрос, могут ли потребители рассчитывать на перерасчет абонентской платы за период получения некачественной воды, Муслимов ответил, что в принципе да, но если говорить о конкретном случае, а именно о предостережении Минздрава, то только по результатам проверки: «По бактериологическим нормам вода соответствует всем показателям. Роспотребнадзор Дагестана проводит проверку, пока заключения нет. Дело в том, что с апреля 2018 года мы полностью отказались от использования воды с КОРа. Вся вода поступает в Махачкалу с Миатлинского водохранилища, за исключением некоторых частей Ленинского района, которые получают воду с Хушетского водохранилища, куда поступает вода с КОРа».

«В случае, если задеты интересы потребителя, можно требовать компенсацию не только по причине грязной воды и должного перерасчета абонентской платы, но и причинению вреда здоровью. Вначале обратиться в ответственные организации в претензионном порядке, если это не поможет, то обращаться в суд и прокуратуру», — уверен юрист правовой компании «Юристократ».

Темная сторона Махачкалы

Двухдневный дождь повлиял не только на качество воды, но и на электроснабжение. Большая часть Редукторного поселка города Махачкалы осталась почти на двое суток без света. Об этом горожане писали на своих страницах в социальных сетях: «Пятый раз за сутки отключили свет во всем районе», «Уже вторые сутки Редукторный поселок без света! И для чего приезжали хваленые электрики к нам??? Как был бардак в Махачкале, так он и продолжается!!!», «Пять лет живу на Редукторном, такой беспредел со светом наблюдаю только в этом году. Света нет, в диспетчерской не поднимают трубку, бардак».

В понедельник, 3 декабря, в рамках рабочего совещания глава Дагестана Владимир Васильев поднял тему перебоев в электроснабжении из-за непогоды.

По словам выступающего на совещании управляющего директора АО «Дагестанская сетевая компания» Муртузали Гитинасулова, с 1 по 2 декабря в Махачкале из питающих город 120 воздушных линий электропередачи 6–10 кВ отключились 7. Эти линии в основном находятся на окраинах города.

«Нам нужно решать задачи, а не констатировать десятилетиями проблемы. За 5 лет мы должны в Дагестане решить глобальную задачу в части обеспечения качественного электроснабжения. Сейчас стиль работы один — работайте для людей. С одной стороны мы очень богаты, а с другой — недопустимо бедны. Но бедны те, кто не имеет доступа к деньгам и власти. Но когда у человека зарплата скромная, а он ведет вызывающе роскошный образ жизни и его расходы в зарплату не укладываются, то это вопрос людей к власти. И он был в каждой семье, где отключили свет. Я не знаю, есть ли еще более благородная работа, чем служить своему народу», — сказал Васильев.

Он отметил, что руководители всех уровней должны обратить внимание на необходимость работы на предупреждение: «Нас с вами, коллеги, уже проверила погода на готовность к зиме. Это еще были комфортные условия — не было мороза и снега. Недостатков очень много. С одной стороны — героизм, мужество, ответственность тех, кто ликвидировал все эти последствия — спасибо людям за это. Но руководителям — оценка неудовлетворительная. Вы проявляете правильный подход в экстремальной ситуации. Но я хочу обратить внимание: у нас и сейчас экстремальная ситуация. Есть вопросы, которые мы решим нескоро, но те вопросы, которые мы умеем решать в течение двух суток, надо научиться решать заранее, а не ждать, пока гром не грянет».
 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: