Сборы на капремонт законны

15.04.2016 22:06

Конституционный суд России поставил точку в споре о законности сборов на капремонт. Они законны и не являются налогом, поскольку собранные средства предполагается расходовать по назначению. А система «общего котла» не противоречит Конституции. Решение было оглашено во вторник, 12 апреля.


Дело о проверке конституционности части 1 статьи 169 (взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме), частей 4 и 7 статьи 170 (фонд капитального ремонта и способы формирования данного фонда) и части 4 статьи 179 (имущество регионального оператора) Жилищного кодекса Российской Федерации по запросам депутатов Государственной Думы было рассмотрено 3 марта этого года. Депутаты от фракций КПРФ и «Справедливая Россия» просили признать взносы на капремонт дополнительным и неправомерно установленным налогом. По их мнению, капитальный ремонт домов с приватизированным жильем должно производить государство, а норма об «общем котле» противоречит действующему законодательству, поскольку позволяет оператору произвольно распоряжаться перечисленными средствами.

Несмотря на то, что обсуждение вопроса начиналось очень бурно и на первом заседании в КС в марте этого года в зале не было свободного места, к апрелю пыл депутатов заметно остыл, и на оглашении решения не было ни одного представителя фракций.

Суд решил, что взносы на капитальный ремонт не являются налогом, поскольку собранные средства должны расходоваться исключительно целевым образом. При этом введение взносов не отменяет обязательств государства перед жителями домов, требовавших капитального ремонта на момент приватизации жилья. Такие дома, по мнению КС РФ, должны в первоочередном порядке включаться в региональную программу капремонта. Для этого из бюджетов всех уровней может оказываться дополнительная финансовая поддержка. Однако законодателю надлежит конкретизировать порядок исполнения данного обязательства государства.

В КС также пришли к выводу, что принцип «общего котла» не противоречит Конституции, поскольку позволяет быстро аккумулировать средства для неотложного проведения работ в аварийных зданиях. А очередность проведения капремонта должна определяться на основе объективного состояния домов и может быть оспорена жильцами в судебном порядке. В суд граждане могут обращаться и по поводу способа формирования средств, в случае если местные власти ненадлежащим образом проинформировали их о механизме финансирования капремонта.

«Прекращение деятельности конкретного регионального оператора не освобождает власти от обязательств перед гражданами, — говорит судья Сергей Маврин. — Законодатель должен установить механизм, обеспечивающий непрерывность их исполнения. Кроме того, должна быть гарантирована прозрачность реализации региональных программ капитального ремонта».

Принятое Конституционным судом решение вряд ли даст мгновенный эффект. Программа капремонта вызывает у граждан недоверие. Многие до сих пор не понимают, для чего разделять на несколько статей обслуживание и содержание общедомового имущества. Законодательные акты, регламентирующие программу капремонта, были приняты впопыхах и, как показывает практика, требуют тщательной доработки. К примеру, до сих пор непонятно, как быть с ремонтом тех домов, которые пострадали от пожаров или в результате стихийных бедствий. Насколько быстро такие дома будут включены в краткосрочный план и отремонтированы? К примеру, если нет крыши или она протекает, а по программе ее будут восстанавливать только через год, то как быть жильцам дома, если за это время может пострадать все здание?

Неразъясненным остался вопрос приватизированных домов. КС в своем решении отмечает, что за государством остается обязанность по их ремонту. В таком случае насколько законно взимание средств на капремонт с жильцов приватизированных квартир до проведения ремонта?

Другой вопрос: почему стоимость ремонта квадратного метра жилья в разных муниципалитетах сильно отличается? И насколько соблюдается принцип первоочередности домов «на основе объективного состояния»? В Дагестанском фонде капремонта и Министерстве строительства и ЖКХ республики делают акцент на том, что имеют право включать в краткосрочный план ремонта на текущий год только те дома, где процент собираемости взносов выше.

Краткосрочный план капремонта на этот год уже принят. Постановление №39 было подписано правительством республики 26 февраля этого года, однако в него планируют внести изменения.
«Вноситься коррективы будут с учетом того, что федеральный центр предусмотрел дополнительные средства на капремонт для регионов, — говорит начальник технического отдела Дагестанского фонда капремонта Салаудин Тагиев. — Речь идет о 15 млн рублей. Республика планирует подать заявку на их выделение. Будет полностью меняться источник финансирования по Махачкале. Это деньги из федерального, республиканского и муниципального бюджетов. По остальным муниципалитетам утвержденная краткосрочная программа не изменится».

В Фонде капремонта обещают изменения только в сторону увеличения финансирования, однако есть дома, расходы на ремонт которых будут пересмотрены в сторону уменьшения. К примеру, это сгоревший год назад 10-этажный дом, расположенный по проспекту Акушинского, 80, корпус 3. Согласно утвержденному в правительстве краткосрочному плану на этот год, на ремонт дома выделялось 2,071 млн рублей, из которых на восстановление двух лифтов было предусмотрено 500 тысяч рублей, 1,5 млн — на крышу и 71 тыс. — на прочие расходы. Напомним, что после пожара 30 марта 2015 года полностью выгорел верхний, 10-й этаж. 9 семей остались без жилья. Коммуникационные сети в доме были уничтожены огнем. Жильцы неоднократно обращались в администрацию города, в правительство республики с просьбой помочь, однако до сих пор никаких мер не было принято. В итоге спустя месяц после пожара восстановление сетей взял на себя один из жильцов дома, а крыша была восстановлена только в конце прошлого года на средства жителей многоэтажки. Каждой семье пришлось выложить по 40 тысяч рублей, а обвалившиеся по периметру стены верхнего этажа восстанавливали собственники сгоревших квартир. До сих пор в доме нет чердачного перекрытия. Как отмечают в Дагестанском фонде капремонта, первоначально на это были пересмотрены средства, однако позже специальная комиссия пришла к выводу, что нет необходимости выделять дому 2,071 млн рублей, вполне достаточно будет и 700 тысяч рублей, которые планируется направить на восстановление лифтового оборудования.

Жильцов такое заявление властей сильно возмутило. По словам погорельцев, сегодня государство требует с них платы за капремонт, и в то же время, когда случилась беда, ни одна структура не пришла им на помощь.

«И в Фонде капремонта, и в Минстрое РД ссылаются на то, что не имеют права включать данный дом в программу, но сделали это исходя из поручения правительства республики, — отмечают погорельцы. — Весь прошлый год нас кормили обещаниями, что помощь будет оказана, что это принципиальная позиция главы республики. Наше правительство вполне могло включить дом в краткосрочный план прошлого года, который был принят только 21 мая! Но этого не сделали. Нас упрекают в том, что мы не платим взносы. А за что платить, если все наше имущество сгорело, а восстановление дома легло на плечи жильцов?! На каком основании чиновники, которые указывают, что в доме 9 этажей, тогда как с момента сдачи дома в эксплуатацию в нем было 10 этажей (10-й мансардный), решают урезать финансирование втрое? Почему в февральском постановлении отражена неверная информация по нашему дому и где гарантия, что не допущены ошибки и по другим домам? Что случилось с принципиальной позицией руководства республики? Или обещание помочь заключалось в восстановлении лифтового оборудования? И почему раньше на лифты хватало 500 тысяч, а теперь сумма выросла до 700 тысяч рублей?»

К сожалению, аргументированного ответа на эти вопросы жильцов в профильных ведомствах не предоставили и корреспонденту «НД».

В этом году в краткосрочную программу включен 31 дом, из которых 13 домов — по Махачкале, 9 — по Каспийску, 3 — по Дербенту и по одному дому — в Избербаше, Буйнакске, Кизляре, Кизилюрте, Хасавюрте и Южно-Сухокумске. Общая стоимость капремонта, согласно постановлению, — 139,6 млн рублей. На ремонт махачкалинских домов планировалось выделить свыше 64 млн рублей, но эта сумма будет меняться с учетом принятия дополнения к постановлению. В Каспийске планируется затратить 41 млн рублей, в Избербаше — около 1,2 млн руб., в Дербенте — 12,1 млн руб., в Буйнакске — 2,7 млн руб., в Кизляре — 3,4 млн руб., в Кизилюрте — 6,9 млн руб., в Хасавюрте — 5,1 млн руб. и в Южно-Сухокумске — 3 млн руб. Большая часть средств направлена на ремонт крыши, чуть меньше — на ремонт и утепление фасадов. Дешевле всего обойдется стоимость проведения капремонта в расчете на один квадратный метр в Избербаше — 355 рублей, тогда как в прошлом году было потрачено 1308 рублей. Дороже — в Кизляре и Дербенте: 4967 и 4516 рублей соответственно. Прошлогодние затраты в Дербенте в расчете на 1 кв. метр составили 6766 рублей, кизлярские дома в программу не вошли. Такую разницу в цифрах в Дагестанском фонде капремонта объясняют видами работ. Если в доме меняется только крыша, то затрат на квадратный метр значительно меньше, чем в тех домах, где капремонт затрагивает фасад или инженерные системы. 
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

Список получивших гранты главы Дагестана

по итогам конкурса 2023 года

20.12.2023 19:43

Дагестан перешёл под управление председателя Правительства

временно и без указания имени

19.12.2023 01:06

В Конституцию Дагестана снова вносят изменения

из-за Администрации главы республики

18.05.2023 13:36