Сговорились?

31.07.2016 18:31

Почему прилететь в Дагестан дороже, чем улететь из него


Жители Дагестана протестуют против высоких цен на авиабилеты. На неделе в сети Интернет появилась петиция, адресованная руководству республики и ответственным службам, с просьбой разобраться с дорогими авиабилетами. Многие дагестанцы считают их необоснованно высокими, особенно если учесть, что в соседние регионы те же авиакомпании летают по гораздо более низким расценкам.


Интернет-протест

«Авиабилеты по маршруту «Москва — Махачкала» стоят вдвое дороже, чем на рейсы тех же авиалиний в соседние регионы (Чечня, Осетия и т.д.), несмотря на то, что в Дагестан ежедневно выполняется вдвое больше рейсов, чем в любой регион СКФО, — говорится в пояснении к петиции. — ФАС России должна проверить обоснованность такой ценовой политики авиакомпаний на предмет наличия сговора. Власти республики, судя по всему, смотрят на это сквозь пальцы».

Несмотря на всеобщее возмущение, дагестанцы пока крайне неактивно голосуют за петицию, предпочитая возмущаться про себя. На данный момент под ней подписались всего 600 человек. Присоединиться к кампании можно на сайте Change.org.

ФАС цены на билеты не регулирует и прямых рычагов воздействия не имеет. Антимонопольщики занимаются регулированием ценообразования естественных монополий, то есть если доля занимаемого рынка превышает 50%. Ни одна авиакомпания в данный момент не занимает такую долю рынка. Потенциальные пассажиры подозревают авиаперевозчиков в системном сговоре, на что стоило бы обратить внимание ФАС. Житель Дагестана Магомед Ахмедов считает, что высокие цены на авиаперелеты по маршруту «Москва — Махачкала» связаны с желанием блокировать туристические потоки в Дагестан.

«В нашей республике есть все условия для того, чтобы составить здоровую конкуренцию другим туристическим направлениям — Сочи и Крыму. Но туда сейчас лететь подчас в разы дешевле, чем к нам. На вопрос, почему, никто не дает внятного ответа, в том числе и авиаперевозчики. Я считаю, что это сговор, направленный на блокирование туристических потоков к каспийскому побережью Дагестана в пользу Сочи и Крыма».

«Возмущает и то, что авиаперевозчики в последние годы не слишком заботятся о безопасности пассажиров, — добавляет другой собеседник, часто летающий самолетами. — Еще несколько лет назад пронести на борт самолета косметический спрей или колюще-режущий предмет вообще не представлялось возможным. Сейчас я спокойно провез из Москвы в Махачкалу швейцарский ножик и дезодорант в ручной клади».

Опрошенные респонденты отмечают, что зачастую самолеты из Москвы в Махачкалу летают полупустыми, и связывают это с высокой стоимостью билетов.

Неподконтрольные авиалинии

Примечательно, что цены повышаются, когда увеличивается туристический поток. Так, 1 июня стоимость билетов по направлению «Москва — Махачкала» достигала 20 тысяч рублей. К празднику Ураза-байрам цены на авиабилеты составляли от 20 до 35 тысяч. И это притом, что на те же даты билеты в Грозный стоили от 5 тысяч рублей, и многие дагестанцы прилетали через Грозный.

По данным сервиса «Яндекс-авиабилеты», минимальная стоимость авиабилета по маршруту «Москва — Махачкала» с вылетом 29 июля составляет 11877 рублей. За такую цену авиаперелет предлагает совершить авиакомпания «Победа».

Для сравнения, минимальная стоимость авиаперелета по маршруту «Москва — Минеральные Воды» с вылетом 29 июля составляет 7373 рубля (авиакомпания «Уральские авиалинии»).

«К сожалению, сегодня рычагов давления на авиаперевозчиков у министерства нет, — сказал «Новому делу» начальник отдела авиационного, железнодорожного и морского транспорта Министерства транспорта, энергетики и связи Дагестана Касум Магомедов. — Мало того, этих рычагов нет и у федеральной антимонопольной службы. Сегодня в соответствии с законодательством такие полномочия какому-либо федеральному министерству или региону не предусмотрены. Вопрос отпущен на саморегулирование авиакомпаниям. А они, в свою очередь, устанавливают тарифы из расчета полного цикла их работы за год. Мертвые сезоны чередуются с пиковыми периодами. Чтобы не уйти в минус, в пиковые периоды они вынуждены повышать тарифы. Но это в основном заметно, когда вы приобретаете билеты непосредственно перед поездкой, а не заранее. К сожалению, никто повлиять на эту ситуацию пока не может. Если правительство республики либо России возьмет на себя регулирование цен в этой отрасли, они должны будут каким-то образом компенсировать и предусмотреть средства в бюджетах для компенсации этим авиакомпаниям недополученных доходов. Учитывая, что авиаперевозки — весьма конкурентный бизнес, правительство РФ не готово и не считает целесообразным вмешательство государства в этот бизнес.

— Почему тогда в соседних регионах цены на авиабилеты гораздо ниже, чем в нашем направлении?

— Чем больше спрос, тем выше тариф. Таковы реалии. Если не будет спроса, цены автоматически снизятся. Насчет механизмов в других регионах ничего не могу сказать.

— Возможно, альтернативой дорогим авиаперелетам станут поездки в комфортабельных поездах. На днях в Интернете появилась информация, что Махачкале передадут 24 купейных вагона для улучшения обслуживания пассажиров. Когда нам ожидать «новых» вагонов?

— Вагоны будут переданы после окончания массовых летних перевозок. Более точные сроки передачи вагонов будут известны ориентировочно в сентябре текущего года. В вагонный участок Махачкалы передадут 24 купейных вагона 2002—2004 годов, оборудованных системой кондиционирования воздуха и экологически чистыми туалетными комплексами (биотуалетами).

Возможно, в ближайшее время Дагестан ожидает появление нового железнодорожного маршрута «Махачкала — Минеральные Воды — Махачкала». Но это пока на уровне меморандумов. А пока состояние поездов дальнего следования оставляет желать лучшего. Нареканий к качеству обслуживания в них зачастую больше, чем к условиям в самолетах.

«Ехал из Астрахани в Кизляр, в кои-то веки купил билет на поезд, — делится впечатлениями в соцсети старший научный сотрудник в МГИМО Ахмет Ярлыкапов. — Не абы какой, «Москва — Махачкала», главный все-таки поезд, соединяющий столицы страны и Дагестана. Вагон купейный, но сразу как вошел — пахнуло «совком». Я немало путешествую, видел много поездов и могу отметить, что РЖД серьезно обновили составы. А тут оказался поезд, составленный из советских еще вагонов, с туалетами, которые запираются на станциях (я уже и забыл о таких, а тут пришлось вспомнить).

Ладно, ехать надо, билет (за немалые для такого расстояния деньги) куплен. Опять же привык к тому, что постель, как правило, заправлена. Здесь такой роскоши не было, проводник принес постель и почему-то какое-то время явно от меня что-то ждал, хотя ее стоимость включена в билет. Чай и прочие уже привычные в других поездах РЖД услуги вроде печенья, которое можно купить у проводника, в этом поезде оказались роскошью, максимум — кипяток, и то если у тебя есть своя кружка.

Я не понимаю: почему дагестанцы терпят такое отношение? Почему никто не поднимает вопрос о качестве железнодорожных составов, отправляемых в Дагестан? Деньги платим одинаковые, но в Казань идут современные составы, а в Махачкалу — вот такое вот убожество. Убогий сервис, как будто снова в СССР побывал, — неужели дагестанцам такое нравится? Стыдно».
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также