До и после послания

30.01.2016 19:25

Как в Дагестане реализуются поручения главы республики


Ровно год назад глава Дагестана выступил с Посланием к Народному Собранию РД, в котором были указаны все важные направления работы власти и общества. Рамазан Абдулатипов попытался обозначить главные векторы развития республики. Во вторник, 2 февраля, Абдулатипов вновь должен обратиться к народным избранникам с новым Посланием. Перед этим событием «Новое дело» опросило экспертов, как реализовывались прошлогодние предложения главы республики и на что следовало бы обращать внимание в очередном обращении к парламенту. Для этого были предварительно отобраны ключевые направления из Послания годичной давности.


Как боролись с теневой экономикой


Реализацию предложений главы в сфере экономики проанализировал известный в республике экономист, старший научный сотрудник Института проблем рынка РАН Михаил Чернышов.

Для начала вспомним, что же говорил глава Дагестана. Одним из ключевых моментов экономического блока вопросов была тема обеления экономики. По мнению главы республики, 60% экономики на тот момент находилось в тени и необходимо было принимать меры по обелению. По мнению эксперта, дагестанские чиновники часто не очень хорошо понимают, что же такое «теневая экономика». А раз не понимают, то и работа по обелению изначально обречена на провал. В нынешних условиях «обелить» можно только 10—15%. 

«Теневая экономика разнородна. Например, неформальная экономика — тоже часть теневой. Что же такое неформальная экономика? К примеру, вы вырастили на огороде картошку, помыли посуду, убрали дома, сделали с ребенком уроки. Всё это — часть неформальной экономики. Можно нанять кухарку, садовника, гувернера и платить им зарплату, тогда это станет «белой» формальной экономикой. В США на неформальную экономику приходится 10%, ее никто не воспринимает как сферу, подпадающую под налогообложение, и не учитывает в валовом продукте. 

Есть также криминальная экономика — наркотики, проституция, заказные убийства и т.д. В некоторых странах легализованы первые два вида, они платят налоги и получают страховую пенсию. Но стоит ли считать эту сферу для расчета ВРП? Не думаю. 

Есть фиктивная экономика — приписки. Эта сфера была очень развита в советское время. Например, заготавливали шерсть, хлопок, получали дотации, а реально продукцию никто не производил. У нас фиктивная экономика тоже существует.

Дотации на овцеводство, садоводство, государственные оборонные заказы, государственные подряды редко обходятся без «откатов». Вот она, фиктивная экономика. Мы пишем в ВРП, что построили детский сад за 100 млн, а на деле потратили всего 10 млн. Легализовать ее нельзя. 

И есть, собственно, производственная теневая экономика. Например, на ликероводочном заводе разливают водку в третью смену. Или нанимают рабочих копать колодец и платят им наличными. Эту часть «тени» можно легализовать, хотя она невелика. 

В чем ошибка власти? В том, что часто к теневой экономике относят тех, кто находится на упрощенной форме налогообложения. Например, автозаправки, мелких торговцев, обувщиков и т.д. Они платят налоги, установленные законом. Да, меньше, чем крупный бизнес, но попытки их «отжать» приводят к тому, что малый бизнес закрывается.

На мой взгляд, примерно треть валового регионального продукта Дагестана — фиктивная часть. Прежде всего в сельском хозяйстве и торговле. Треть — официальная «белая» экономика. И остальное — «теневая», но легализовать можно в лучшем случае 10—15%».

АПК: не аграрный мы регион


Другой вопрос, на который в прошлом году глава республики обратил внимание, — АПК. Абдулатипов сказал, что республика полностью обеспечивает себя только картофелем и некоторыми другими овощами, а фруктами и мясом — лишь на 50%, рыбой — на 7%. Что же делается в Дагестане, чтобы снизить собственную продовольственную зависимость? По мнению Чернышова, главная проблема в том, что аграрное производство в республике — мелкотоварное. Иначе говоря, производят мелкие предприниматели, производят мало, да и нет стабильных поставок. На этом и не стоит зацикливаться, считает эксперт. Мысль о том, что Дагестан — аграрный регион, изначально ошибочна. «Сельхозпроизводителей нужно просто оставить в покое, решив вопрос с землей. Другой государственной поддержки не нужно. Она до крестьянина не дойдет», — отметил эксперт.

Сомнительная динамика роста экономики


В течение всего прошлого и позапрошлого годов в интервью и докладах, на правительственных совещаниях и сессиях парламента постоянно звучало, что мы лидируем по «динамике роста экономики». В прошлогоднем Послании звучали такие цифры: темпы роста производства продукции сельского хозяйства составили 108,7%, инвестиции в основной капитал — 110%, объем выполненных работ в строительстве — 109,1%, рост оборота розничной торговли — 107%. Среднемесячная зарплата увеличилась на 12%, денежные доходы населения возросли на 8,2%.Чернышов же дает вот такую оценку: 

«Эти цифры не вызывают у меня доверия. В частности, лишь 15—20% объявленных инвестиций подпадают под статистический учет. Остальное — оценка статистики. Большинство продукции АПК — личные подсобные хозяйства, то есть неформальная экономика. Розничный товарооборот никто не считал, тоже результат оценки. Можно рисовать любые цифры. Налоги составляют менее 5% ВРП, и эта доля уменьшается. Данные по НДФЛ в разрезе отраслей тоже говорят об ухудшении экономической конъюнктуры».

Главной ошибкой экономической политики республиканских властей, по мнению Михаила Чернышева, являлось нежелание подготовиться к кризису. «В октябре 2013 года, выступая на конференции ИСЭИ ДНЦ РАН, я призвал дагестанское правительство готовить антикризисный план и сокращать бюджетные расходы. Тогда этого никто не услышал. Теперь мы слышим о сокращении госслужащих, работников культуры, образования. Нужно понимать, что рационализацию бюджетной сферы нужно проводить при растущей экономике, а в кризис люди могут остаться в бедственном положении». В новом Послании экономист хотел бы услышать от главы Дагестана ответ на вопрос, как выживать в кризис бюджетникам, бизнесу, пенсионерам. 

Выборы выявили политические ошибки


В конце 2014 года и начале 2015 года были внесены серьезные изменения в выборное законодательство. Главы муниципалитетов и муниципальные парламенты выбирались по-новому. В прошлом Послании, комментируя эти изменения, глава Дагестана отметил, что они своевременные и необходимые. А в сентябре прошлого года новая система выборов была впервые апробирована. Мыслями по поводу того, как она прошла и какие выявились плюсы и минусы, с нами поделился адвокат Расул Кадиев. 

По его мнению, обещанные в предыдущем Послании политические изменения не были реализованы. И причина здесь кроется в тотальной отмене прямых выборов на сельском, районном и городском уровнях. Население было отстранено от власти и, соответственно, не имеет к ней доверия. «Это вызывало в больших и малых селах конфликты, которые продолжаются по сей день. Буйнакск не закончил избирательный цикл. Махачкала по вине властей не получила своевременно два обязательных закона о разделе полномочий и имуществе города. В результате — кризис с вывозом мусора. Принятые во внутригородских районах бюджеты не вступили в силу опять же из-за бюрократической волокиты, допущенной властями республики и ее столицы», — подчеркнул Кадиев.

Эксперт отметил, что 2015 год в республике еще раз доказал главное: для безопасности и развития экономики в Дагестане недостаточно просто изолировать одиозных политических фигур с помощью уголовно-процессуальных методов, необходимо обязательно проводить политические реформы с реальным вовлечением граждан в решение местных проблем. Ошибочность лишения граждан права выбирать главу МО без участия вышестоящих начальников в начале декабря признал и Конституционный суд, считает эксперт. Но власти республики не спешат выполнять рекомендации суда. 

Власть не следует закону


Кадиев отметил и еще одну политическую особенность прошлого года — нежелание республиканских властей следовать закону. 

«Весь 2015 год прошел под знаком противостояния прокуратуры республики и властей по вопросам соблюдения закона о коррупции и норм о запрете совмещения работы депутатов и муниципальных руководителей. Эта «игра» на оттягивание сроков «до следующей сессии» показала, что дагестанские власти далеки от желания следовать нормам закона. Уровень законности — это уровень предсказуемости. К сожалению, республиканские власти в этом направлении добились только уровня «предсказуемой непредсказуемости». Судя по заявлениям и действиям властей, на этом уровне мы останемся и в 2016 году», — подчеркнул адвокат. 

Конфессиональные отношения. Нет диалога


Говоря о религиозной политике, глава республики в прошлом году заявлял о необходимости вести диалог с «умеренными салафитами», проводить аттестацию имамов мечетей, но при этом не уходить от светского образа жизни. Оценить конфессиональную политику в Дагестане мы попросили эксперта в этих вопросах, старшего научного сотрудника Института востоковедения РАН Руслана Курбанова. 

По мнению эксперта, за все годы попыток организации диалога между двумя общинами так и не удалось преодолеть разногласия между ними. Не удалось и выйти из логики противопоставления этих общин друг другу. А там, где есть противопоставление, нет развития. Кроме того, считает Курбанов, ни одна из мусульманских общин Дагестана, включая и официальное Духовное управление, еще не смогли предложить от себя такой модели развития мусульманского поля, а также взаимоотношения мусульман со светской частью общества, которая бы устроила и верующих, и неверующих дагестанцев.

«Дагестану пора от противопоставления суфиев и салафитов вернуться к высокоинтеллектуальному исламу, который на протяжении многих веков развивался в наших горах. Залог эффективного развития Дагестана — в соединении духовных ценностей, национальных традиций и современных научных достижений в области естественных и политических наук. Однако у нас в республике для формулирования и выстраивания такой модели практически нет специалистов — ни среди самих мусульманских общин, ни во власти», — подчеркнул Курбанов. 

Нацквотирование и «картонные» фигуры во власти


Национальная тема всегда интересовала дагестанцев. В прошлом году в Послании глава республики также говорил о ней. Он высказался за необходимость соблюдать принцип национального квотирования при распределении должностей в республике. Мы спросили, соблюдается ли этот принцип и нужен ли он вообще. Руслан Курбанов дал оценку в целом национальной политике. 

По его мнению, в последние годы тема межнациональных отношений только обострилась. А Рамазан Абдулатипов, который до прихода к власти Дагестана считался чуть ли не главным специалистом в области национальных отношений в России, умудрился обострить межнациональные отношения. И даже создать новые проблемы там, где их не было. 

«Речь идет в первую очередь об обострении межнациональных отношений на плоскости, являвшейся историческим ареалом проживания кумыкского народа, а также в Южном Дагестане. Причина тому — высокомерная и однобокая политика, которую проводит руководство республики в наиболее чувствительных для межнациональных отношений зонах. Игнорирование национальных интересов некоторых джамаатов кумыкского народа в преодолении накопившихся земельных споров, игнорирование национальных интересов народов Южного Дагестана при праздновании юбилея Дербента, заигрывание с властями Азербайджана в ущерб интересам жителей собственной республики довели ситуации до такой степени критичности, что лидеры национальных организаций открыто обвиняют руководство республики в этнодискриминации своих народов», — считает Курбанов.

Политику национального квотирования, на которую ссылается Рамазан Абдулатипов, эксперт назвал «убогой ширмой, которой власть прикрывает свою однобокую политику». По мнению Курбанова, на «закрепленные» за той или иной национальностью Дагестана должности назначаются не реальные выразители чаяний своего народа, а «абсолютно безынициативные, беспомощные и зависимые от воли первого лица республики функционеры и серые клерки».

«Пользы для конкретных народов республики от таких декоративных и «картонных фигур» во власти никакой. Именно с такой политикой властей и связан страшный перекос в бюджетном финансировании и социально-экономическом развитии различных районов Дагестана, когда одни районы — такие, как Агульский, Цунтинский или Ногайский, — фактически находятся в глубочайшей депрессии, а районы Нагорного Дагестана, выходцы из которых лучше всех представлены во власти, динамично развиваются», — считает эксперт. 

Почему СМИ распространяют слухи?


Руслан Курбанов высказался и о взаимодействии власти и средств массовой информации. Год назад Рамазан Абдулатипов сказал, что некоторые СМИ распространяют слухи и сплетни. А также сообщил, что из 12 случаев покушения на жизнь сотрудников СМИ раскрыты 11, чем вызвал недоумение у журналистского сообщества. 

Причину распространения слухов Курбанов видит в закрытости власти, не дающей образованному и думающему населению должного уровня объективной информации о происходящих во власти процессах, о мотивах и механизмах принятия тех или иных решений. 

«Наша власть в последние годы становится все более закрытой как от жителей, так и от СМИ. Она не считает нужным объяснять народу логику своих действий. Телевизионные беседы главы республики с народом не являются признаком открытости и расширения участия жителей республики в процессе выработки и принятия политических решений, поскольку они вместо обмена мнениями и обсуждения наиболее эффективных решений и моделей развития превратились в формат публичных лекций главы республики», — отмечает эксперт. 

А что с землями отгонного животноводства?


«Хватит издеваться над этими жителями», — сказал Рамазан Абдулатипов в прошлогоднем Послании и призвал работать над определением статуса земель отгонного животноводства. В течение года республиканские власти пытались что-то делать в этом направлении без каких-либо значимых шагов. Прокомментировать эту проблему мы попросили специалиста в области земельных отношений на Кавказе, старшего научного сотрудника РАНХиГС Константина Казенина. 

По мнению эксперта, власти Дагестана вполне осознают проблему и предпринимают какие-то шаги для ее решения. Но вся неприятность в том, что конкретное содержание этих шагов заинтересованным сторонам пока не очень понятно. До них доходят какие-то «сигналы», но нет понимания того, как, в конце концов, на практике решится вопрос с отгонными землями и находящимися на них населенными пунктами. При этом эксперт призвал не раздувать эту проблему до вселенских масштабов, поскольку в реальности она затрагивает достаточно ограниченный круг жителей. Но и не следует загонять ее «под ковер». «Там с обеих сторон — вполне вменяемые люди, четко осознающие свои интересы, и не надо бояться разъяснять им происходящее и обсуждать с ними решения на стадии подготовки», — считает Казенин.

Новолакский вопрос


Прокомментировал он и другую застарелую проблему, которую глава Дагестана коснулся в Послании прошлого года. Это переселение лакского населения Новолакского района на новое место. Эксперт считает, что вопрос не ограничивается завершением строительства домов и инфраструктуры в Новострое, хотя и этот процесс надо, наконец, завершать. 

«В любом случае для восстановления Ауховского района придется решать многие другие проблемы. В каких бы границах район ни был восстановлен, он будет многонациональным. Причем это как раз та часть Дагестана, которая весьма «чувствительна» к тематике межнациональных отношений. От того, как будут учтены интересы всех этнических групп будущего района при формировании его местного самоуправления, будет зависеть жизнеспособность района и стабильность в нем. Здесь очень важно начинать диалог по всем существенным вопросам», — отмечает ученый.

На фото: Дотации на овцеводство редко обходятся без откатов. Это способствует росту фиктивной экономики
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также