Фронтовые письма
17.12.2016 18:34Рамазан Абдулатипов пожаловался Путину на государственные корпорации
На этой неделе СМИ сообщили о письме главы Дагестана президенту РФ Владимиру Путину. Издание «Лента.ру» пишет, что в нем Рамазан Абдулатипов пытается переложить ответственность за высокую дотационность региона на федеральные ведомства и крупные компании. «Новое дело» изучило, на что конкретно пожаловался глава республики, насколько обосновано и эффективно письмо на имя главы государства.
Газпром тормозит, Ростехнадзор придирается
Письмо было направлено Путину 1 ноября. «Лента.ру» сообщает, что в многостраничном послании Абдулатипова, копия которого есть в распоряжении редакции, говорится о том, что если бы не федеральные ведомства и крупные компании — республиканскому бюджету не потребовалась бы помощь из госказны. Для того чтобы республика не нуждалась в помощи федерального центра, Абдулатипов просит Путина повлиять на Минприроды, которое слишком медленно проводит аукционы по распределению новых месторождений. Глава региона также просит повлиять на Роснефть, чтобы компания приняла программу инвестирования в освоение месторождений на каспийском шельфе, несмотря на то, что она практически отказалась от геологоразведки, ссылаясь на нехватку собственных средств. «Роснефть не проводит геологоразведочных работ в Дагестане и не инвестирует в бурение, а Газпром тормозит проекты своей дочерней компании в Махачкале по интенсивному использованию газа», — цитирует издание письмо главы Дагестана.
Кроме того, в письме Абдулатипов отмечает, что в регионе можно создать мощности для сжижения природного газа и дальнейшей транспортировки его по морю. Главу государства он просит поручить Газпрому разработать инвестиционные проекты в этом направлении. «Лента.ру» со ссылкой на экспертов отмечает, что этом проекте просто нет смысла, потому что некуда экспортировать сжиженный газ — все каспийские страны являются крупными газодобытчиками. Если же говорить о том, что газ этот может быть продан внутри региона, то нет гарантий, что за него будут платить граждане. Регион является лидером по долгам за потребленный газ. За три последних года, пока Абдулатипов возглавляет регион, долги по газу возросли с 19 до 33 миллиардов рублей.
И, наконец, еще одно предложение главы региона касается работы Ростехнадзора. Абдулатипов сообщает в письме, что ведомство необоснованно придирается к нефтеперерабатывающему заводу «Дагнотех», расположенному на территории терминала «Дагнефтепродукта», мощностью миллион тонн в год. Завод поэтому не может приступить к работе, отмечается в письме. «Ввод в эксплуатацию не представляется возможным в связи с неоднократными и не всегда обоснованными замечаниями Ростехнадзора», — цитирует издание письмо Абдулатипова. Он просит заставить ведомство ускорить выдачу заключения для получения лицензии на осуществление работы. Ущерб от запрета на ввод объекта Абдулатипов оценивает в 500 миллионов рублей ежегодно. Столько денег региональный бюджет не может получить в виде налогов.
Потому что это бизнес
А насколько обоснованы эти жалобы на государственные корпорации? Возможно ли сейчас выполнить эти просьбы и как это может повлиять на положение в регионе? Директор Института социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН Сергей Дохолян рассказал «Новому делу», что эти компании не придут в Дагестан просто потому, что им невыгодно. Да и заставлять их никто не будет, несмотря на такие письма. «Если Роснефть или Газпром хотели бы работать в Дагестане, они это сделали бы давно. Вывод простой: они не видят целесообразности проводить эти работы. Это бизнес-структуры, они не просто ищут работу, они работают ради прибыли. У нас нет понимания, что есть запасы и есть добыча. Добыча требует затрат. Я думаю, специалисты этих компаний давно все посчитали. Тем более у них есть более выгодные проекты. Бизнес-структуры не смотрят, хороший регион или плохой, для них главный критерий — прибыль. Можно, конечно, бесконечно писать эти письма, но там, где есть бизнес, его трудно заставить насильно работать в ущерб себе. Несколько лет назад «Лукойл» изучал каспийский шельф и пытался добывать нефть, но в итоге свернул проект, потому что это требует затрат и усилий», — сказал эксперт.
Что касается жалоб на Ростехнадзор, то здесь нужно подходить с позиции факта, считает Дохолян. Это надзорное ведомство в конечном итоге несет огромную ответственность, поэтому оно всегда придирчиво. Если у главы республики есть факты, что оно необоснованно придирается, а не просто слова и эмоции, то жалоба может иметь результат, сказал он. «Чтобы снизить дотационность, надо просто работать, развивать экономику, привлекать инвесторов, создавать рабочие мести и налоговую базу и собирать налоги. Косвенно если посмотреть, это выглядит как попытка переложить ответственность. Если факты представить Путину, я думаю, президент примет меры. Он человек справедливый, на такие вещи отреагирует», — сказал эксперт.
Но эксперт Центра политического анализа Андрей Тихонов в комментарии «Лента.ру» отмечает, что претензии Ростехнадзора обоснованы, поскольку «Дагнотех» решил поставить на свой новый завод отнюдь не новые китайские установки переработки нефти, а отслужившие свое машины, вероятно, купленные за копейки, без необходимых сертификатов на эксплуатацию. Эксперт добавил, что удивление Ростехнадзора вызвали сроки строительства предприятия, которое, согласно представленным документам, соорудили всего за один месяц. Обычно на постройку НПЗ такой мощности уходит от трех до пяти лет.
«Я один не могу»
Причинами послания главе государства могли стать не только вышеназванные факты. Старший научный сотрудник Центра кавказских исследований МГИМО Вадим Муханов рассказал «Новому делу», что Абдулатипов мог написать это письмо, с одной стороны, чтобы снять с себя ответственность за благополучие региона, с другой — для того чтобы сохранить объем федеральных дотаций.
«Сам по себе факт написания письма главой региона на имя главы государства не вызывает удивления. Это обычная практика. Уровень главы республики позволяет это делать. Странно, почему письмо написано в таком режиме, потому что главы регионов регулярно встречаются с первым лицом и донести свои предложения до Путина нетрудно во время личной встречи. Тем более глава Дагестана встречался с ним сравнительно недавно. Учитывая время написания письма, полагаю, что главной целью его могла быть попытка сохранить бюджетное финансирование республики. Мол, у нас такая ситуация, я один не могу справиться, надо сохранить бюджет на прежнем уровне. Но эффекта это, как понял, не дало, немногим позже после написания этого письма были озвучены цифры бюджетного финансирования Дагестана. И они ниже прошлогодних. Другой целью этого письма могло быть желание оправдаться и снять с себя всю ответственность за состояние экономики региона. Но все же мне кажется, что главной целью главы региона было желание сохранить бюджет», — сказал эксперт. На наш взгляд, цель сохранить бюджет республики выглядит вполне оправданно.
Дубль два
Письмо Рамазана Абдулатипова главе государства не первый раз обсуждается в Сети. Первое и самое известное письмо главы республики появилось в Интернете еще в самом конце января 2013 года, когда Абдулатипов только возглавил республику. В нем глава говорит о системном кризисе в Дагестане, о «средневековье», одиозных главах муниципалитетов, которых охраняют 150 милиционеров, и просит полномочия для наведения порядка. Завершалось письмо фразой: «...остаюсь фронтовиком В.В. Путина».
P. S. Редакция также направила официальный запрос в администрацию главы и правительства с просьбой прокомментировать появление этого письма в прессе. На момент сдачи материала в печать ответа мы не получили.
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон
+7(8722)67-03-47
Адрес
г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта
[email protected]
Или пишите в WhatsApp
+7(964)051-62-51
Смотрите также

Профессорский клуб: в Дагестане необходимо расширять светское общество
основной доклад Рамазана Абдулатипова
05.04.2025 00:39
За год более двух млн просмотров у материалов сайта ndelo.ru
список самых читаемых публикаций
01.01.2025 18:10