Грядет ли битва за Сирию и Ближний Восток?

14.04.2018 08:30

В среду вечером истек срок, к которому президент США Дональд Трамп обещал принять решение — бомбить Сирию или нет. Удара не последовало, что, впрочем, не означает, что он не будет нанесен в ближайшее время: глава Белого дома предупредил поддерживающую сирийские власти Россию, что «ракеты прилетят», а Пентагон разработал несколько сценариев военной операции против Дамаска. Российская сторона рассчитывает получить от США координаты целей, по которым могут быть нанесены удары, чтобы исключить возможность потерь с российской стороны.

«Обещали сбивать — выполняйте!»

В понедельник Дональд Трамп объявил, что примет решение о действиях в отношении Сирии в течение 24–48 часов. Несмотря на то, что удара пока не последовало, глава Белого дома явно настроен решительно, о чем свидетельствует твит, который он опубликовал в среду, едва проснувшись: «Россия обещает сбивать любые ракеты, выпущенные по Сирии. Приготовься, Россия, они прилетят: хорошие, новые и “умные”! Вы не должны поддерживать животное, которое убивает газом своих граждан и получает удовольствие от этого!»

Напомним, по информации связанной с сирийской оппозицией организации «Белые каски», 7 апреля в сирийском городе Дума произошла химическая атака, жертвами которой стали, предположительно, 70 человек. МИД России назвал это заявление «вбросом», а Минобороны РФ заявило, что «Белые каски» «известны своими фейковыми новостями». Власти США, Великобритании и Франции, однако, обвинили в организации этой атаки официальный Дамаск и пригрозили ему последствиями.

Во вторник Совбез ООН не смог принять ни одного из трех проектов резолюций о механизме расследования применения химоружия в Сирии. Тем не менее было объявлено, что в Думу в ближайшее время отправится миссия Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО).

В МИД РФ назвали химатаку в Думе «инсценировкой». «Зачем президенту Сирии Башару Асаду применять химоружие против собственного народа, если Запад неоднократно предупреждал, что для него это “красная линия”? Зачем ему делать это в ситуации, когда большая часть территории страны уже под его контролем? И как он мог бы осуществить эту атаку, если ОЗХО официально засвидетельствовала, что все имевшиеся у сирийских властей запасы отравляющих веществ уничтожены?»

Между тем Пентагон уже представил Дональду Трампу несколько сценариев проведения военной операции против Дамаска.

Рассматривается и вариант совместных действий с Великобританией и Францией. Переговоры с премьером Великобритании Терезой Мэй и президентом Франции Эмманюэлем Макроном Дональд Трамп провел еще во вторник. При этом, по данным британских СМИ, Великобритания выступила против «поспешного ответа» и потребовала дополнительных свидетельств случившегося в Думе. Отметим, что в среду глава ведомства Джеймс Мэттис признал, что анализ «полученных разведывательных данных» по инциденту в Думе еще продолжается.

Чем готова ответить Россия

В Минобороны РФ уже подготовлен список мер, к которым российские военные готовы прибегнуть в случае эскалации конфликта. Ранее глава Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов прямо говорил, что «в случае возникновения угрозы российским военным в Сирии» огонь будет открыт не только по ракетам, но и по их носителям, роль которых исполняют эсминцы ВМС и самолеты ВВС США. Это крайняя мера, о которой было заявлено публично и которая была вновь доведена до американского военного командования.

По данным информационного агентства Reuters для демонстрации своей решимости ВМФ РФ ограничил зону вблизи побережья Сирии, где намечено проведение учебных стрельб: она будет закрыта для мореплавания 11−12, 17−19 и 25–26 апреля с 10 до 18 по московскому времени. Сейчас в составе оперативного соединения ВМФ России в Средиземном море действуют порядка 15 боевых кораблей и судов обеспечения Черноморского флота. В их числе — носители крылатых ракет «Калибр-НК» (фрегаты «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен») и «Калибр-ПЛ» (дизель-электрические подлодки «Варшавянка» и атомные субмарины «Щука-Б»). Помимо этого, в Сирию были переброшены противолодочные самолеты Ил-38Н, способные обнаруживать подлодки вероятного противника.

Параллельно при помощи российских средств объективного контроля ведется круглосуточный мониторинг обстановки в средиземноморском регионе: для этого задействованы не только наземные средства, но и самолеты дальнего радиолокационного обнаружения А-50, отслеживающие передвижение эсминца USS Donald Cook (с его борта могут быть запущены крылатые ракеты Tomahawk). Системы С-400 «Триумф» и «Панцирь-С1» находятся на боевом дежурстве, прикрывая с воздуха авиабазу Хмеймим и пункт материально-технического обеспечения ВМФ РФ в Тартусе, хотя, как полагают источники «Ъ» в Минобороны РФ, ни один из этих объектов «не должен попасть под обстрел, иначе последствия будут катастрофическими».

В то же время российская сторона рассчитывает получить от Пентагона координаты целей, по которым США собираются нанести удары (как было 7 апреля 2017 года перед обстрелом сирийской авиабазы Шайрат).

Это нужно, чтобы исключить даже теоретическую возможность потерь с российской стороны, так как офицеры МО присутствуют на десятках объектов сирийской инфраструктуры.

Возможна ли большая ближневосточная война?

Помимо американо-российского противостояния в Сирии и в целом роли Запада в постоянном нагнетании напряженности на Востоке, есть сразу несколько факторов, которые делают большую ближневосточную войну надвигающейся реальностью.

У главных игроков макрорегиона — Турции, Ирана и Саудовской Аравии — противоположные экономические и политические интересы. У них разные направления в религии, этнос, менталитет, культура, форма правления. Найти же что-то общее у саудитов и иранцев — задача повышенной сложности, вопрос почти метафизический.

По мнению политолога Георгия Асатряна «регион охвачен суннитско-шиитским противостоянием. Межконфессиональный конфликт двух направлений внутри ислама — перманентное состояние Ближнего Востока, имеющее отголоски в любом проявлении человеческого бытия. Саудовская Аравия — лидер арабского суннитского мира, на территории которого находятся святыни ислама — Мекка и Медина. Персидский Иран — лидер шиитского мира, поддерживающий единоверцев и сектантов любых мастей, настроенных враждебно к суннитам, в любой точке планеты. Геополитическое противостояние между ними неизбежно».

При этом речь идет о двух крупнейших экономиках региона (если, опять же забыть о Турции), богатых нефтью и газом, а значит — конкурентах.

Наконец, самое простое: к большому, для всего исламского мира, сожалению, арабы и персы истерично ненавидят друг друга (о том, как относятся друг к другу арабы-сунниты, с одной стороны, и арабы-шииты и алавиты, с другой, например, в Ираке или Сирии — говорить вообще не приходится). Ближний Восток один, исламский мир один, а претендентов на лидерство — много.

Это, разумеется, не значит, что мир уже завтра столкнется с реальной войной мусульманских гигантов. Но с течением времени противоречия суннитов и шиитов только усиливаются, что говорит о возможности реального вооруженного противостояния в не самом далеком будущем. Вопрос лишь в его формах. Если сегодня мы наблюдаем опосредованную войну между этими ближневосточными игроками, в будущем подобный формат может оказаться недостаточным.

Иран и Саудовская Аравия живут не в вакууме, и порой случается так, что действия той или иной страны определяются третьими лицами. Примечательно, что откровения наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Салмана в интервью журналу The Atlantic было озвучено после его двухнедельного визита в США. На страницах этого издания он сравнил иранского лидера аятоллу Али Хаменеи с Гитлером. Ранее, во время своего визита в США наследник престола откровенно заявил о возможности горячей войны между его родиной и Ираном. По мнению Салмана, если международное сообщество (читай — США и Запад в целом) не усилит давление на Тегеран, уже через 10–15 лет мир станет свидетелем большого вооруженного конфликта.

Случай в Вашингтоне — не первый, когда кронпринц говорит о вооруженном противостоянии с персами. Ранее Салман уже признавался, что Эр-Рияд готовится к войне с Тегераном, более того, раскрыл некоторые детали. Например, такую: королевство собирается сделать все, чтобы война шла только на иранской территории. Во время своего турне сын короля провел встречи с министром обороны Джеймсом Мэттисом, американскими деловыми кругами, боссами нефтяных гигантов Exxon Mobil и Chevron.

Если в Саудовской Аравии Иран ненавидели всегда, то в США ненависть к персам переменчива и имеет свою градацию. Администрация Барака Обамы была настроена на нормализацию отношений, но Дональд Трамп, кажется, не склонен к замирению иранцев. И все бы ничего, Трампу вообще можно многое простить, но его окружение действительно настроено на войну.

Глава Госдепартамента Майк Помпео, советник по нацбезопасности Джон Болтон и шеф Пентагона Джеймс Мэттис являются не просто антииранскими лоббистами, неоконами и «ястребами», ненавидящими «режим аятолл», но и сторонниками применения бомб. При этом нынешняя американская администрация и лично Трамп испытывают особые чувства к другому важному игроку в регионе — Израилю.

Хозяин Белого дома совершил свой первый официальный визит именно в Эр-Рияд, где состоялся исторический «Арабо-американо-исламский саммит» и была заключена астрономическая оружейная сделка на 110 млрд долларов (абсолютный мировой рекорд). Очевидно, что новейшее оружие нужно саудитам не для борьбы с ИГИЛ* или «Аль-Каидой». Кроме Ирана, у королевства вообще нет врагов, против которых могли бы быть применены военные системы такого уровня.

Началу прямого вооруженного конфликта саудовских арабов с персами пока мешает отсутствие общей сухопутной границы, а также военного опыта и боевого духа у Эр-Рияда, где не желают ставить под угрозу свою сказочно богатую жизнь. Но есть и еще одна причина. Она заключается в том, что война между государствами с совокупным населением более 100 млн человек (32 — Саудовская Аравия, 80 — Иран) — шаг чрезвычайно серьезный.

Такой конфликт способен вовлечь в себя не только все страны исламского мира — в стороне не останется никто. США, безусловно, поддержат саудитов. На стороне Ирана так или иначе выступят Россия и Китай. Теоретически речь пойдет не о региональной войне, а о полноценной исламской мировой.

Здесь как раз тот случай, когда чудовищный масштаб возможной трагедии охлаждает горячие головы. Так что пока политики в Тегеране и Эр-Рияде предпочитают выяснять отношения чужими руками и на чужой территории. Например, в Сирии.

Как изменится расстановка сил в регионе в случае дальнейшей эскалации конфликта, о возможном сценарии развития самого конфликта и о том, как эти процессы повлияют на отношения наших ближайших стран-соседей с Россией, мы попросили прокомментировать экспертов-политологов.

Директор НИИ геополитики и историко-политических исследований при ДГУ, член президиума Академии геополитических проблем Деньга Халидов:

— Вглядываясь в противостояние в Сирии, мы можем отметить несколько очень важных обстоятельств. Первое, это финальный аккорд в серии провокаций, начиная со сбитого в небе Украины малайзийского Боинга, пресловутой химатаки в Сирии (в 2013) и наконец, дела Скрипалей в Англии. Собственно говоря, и Сирия, и Иран вместе с Россией заказаны, и Владимир Путин тоже. И Запад (англосаксонская креатура мировой финансовой олигархии) рано или поздно начнет войну. Очень трудно сказать, когда это начнется и в каком режиме война будет протекать. Можно рассматривать 3 варианта войны: низкой, средней и высокой интенсивности. Поскольку ни на Западе, ни в России у руля государств не самоубийцы, в худшем случае будет разыгран сценарий войны средней интенсивности или низкой. То есть будут сбиваться крылатые ракеты, иногда их носители (наши самолеты, вряд ли наши будут наносить поражающие удары по большим военным кораблям США и их вассалов по НАТО в Средиземном море). И наши, и американские военные и главы стран постоянно на связи (чтобы не дай бог), поэтому представляется, что идет «борьба нервов», взаимный блеф и при этом какое-то согласование сценария и инструментов.

В общем разыгрывается война по договоренности с одной важной (для Д. Трампа и сил, которые за ним стоят) целью: начало демонтажа долларовой системы США и перевод мира на двухконтурную систему, где эквивалентом валютных и торговых операций будет золото; второй контур — на основе долларовой системы США только в западном полушарии. Это недалекое будущее, уже через несколько лет. Но до этого Ближний Восток и, возможно, восток Украины должен полыхать. Там 100-тысячный корпус ВСУ и несколько тысяч англоамериканских спецов.

Собственно, с 2014 года мы являемся свидетелями начала, пока на локальном уровне, 3-й мировой войны, которая носит гибридный региональный характер (Украина, Сирия). Но она может обостриться либо в канун инаугурации президента Путина, может до августа. Процесс запущен, прежде всего, на Западе в полном соответствии и с пророчествами в исламе и православном христианстве, и с научной теорией, согласно которой финансовый империализм (основанный на лихве — ростовщичестве) не может без войн — лучшего способа преодоления кризиса долговой экономики Запада.

Что касается союзников России, то относительно твердые союзники тут лишь Иран и Китай. Во всяком случае, китайские военно-морские силы уже в Средиземное море и по договоренности будут помогать нашим. Турция, скорее всего, сохранит нейтралитет вместе с Грузией и Азербайджаном.

Из этой полосы войн и конфликтов Россия выйдет или усиленной за счет сброса креатуры Запада, или же ослабленной, манипулируемой Западом. Но это будет уже бледная копия всем знакомой России. То есть либералы могут укрепить свои позиции, а могут и потерять все. Наступает своеобразный момент истины для Путина, его команды и России в целом.

Что касается Дагестана, то как на нас отразится все это, зависит от того, какой вектор развитий примет Россия после всех этих событий.

Будем надеяться на Всевышнего и благоразумие политиков высокого уровня. Хотя там, на Западе, меньше всего благоразумия и более чем выраженный социальный расизм и одержимость мировым господством.

Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Руслан Курбанов:

— Что касается эскалации. Страшной эскалации не будет. США просто берут на испуг Москву и Дамаск, пугают, но прямого столкновения не будет. Могут неожиданно ударить, как когда-то ударили по Шайрату, по какой-то заброшенной базе или пустыне, по какой-нибудь колонне, но к прямому столкновению с российскими войсками и с войсками Башара Асада пока они не готовы. Даже если они начнут бить по Сирии, Иран будет стоять до конца за Башара Асада, потому что им нужен стратегический плацдарм для выхода к Ливану, к движению «Хезболла», которое они поддерживают всячески, нужно иметь ближние подступы к Израилю. Для Израиля это страшная ситуация. Они будут всячески тормозить распространение Ирана на Сирию. Что касается Турции, в принципе Эрдоган изначально был за свержение Асада, но из-за усиления курдов он готов поддержать на некоторое время политику Асада, лишь бы снять курдскую проблему, лишь бы они не получили автономию. Если вдруг американцы начнут жестко бить по Сирии, ему придется определяться — либо он с Россией до конца, либо он в натовском блоке. И здесь у него получается ситуация вилки — на разрыв. Очень сложная для него ситуация, и как он будет из нее выходить — время покажет. Что касается Азербайджана и Грузии, то Грузия, естественно, будет полностью поддерживать американскую позицию, у них в Афганистане есть контингент с определенным количеством человек, и на территории Грузии создана первая рота НАТО. Азербайджан будет держаться в стороне, потому что у них очень уязвимое положение перед Москвой. Если Азербайджан будет слишком играть в американскую игру, то Москва может включить по сценарию Донбасса отторжение северных земель Азербайджана, где живут лезгины и аварцы. Поэтому они в открытую поддерживать США не будут, а будут держать нейтралитет.

*Организация, запрещенная в России.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

Политологи по-разному оценили Сергея Меликова

московский взгляд

25.04.2024 12:03

Въездная арка с именем арестованного главы Кизилюрта

архитектурно-политическая акция

10.01.2024 00:20

Властям Махачкалы пора заняться политикой

"главным урбанистом стала полиция"

17.08.2023 00:00