Махачкалинский узел

08.12.2018 14:00
О кандидате на пост мэра Махачкалы Салмане Дадаеве в Дагестане мало что известно

Главную новость этой недели озвучил глава Дагестана Владимир Васильев. На координационном совещании по обеспечению правопорядка в республике он сообщил, что наконец нашел кандидата на должность мэра Махачкалы — «московского дагестанца» Салмана Дадаева, работавшего главой управы Басманного района столицы.

Долгий поиск

Кандидатура Дадаева в республике начала обсуждаться примерно месяц назад, когда в ходе представления нового состава правительства Васильев поделился соображениями о том, кого бы он хотел видеть в кресле махачкалинского мэра. «У нас сейчас лихорадит должность мэра Махачкалы, — сказал он. — Очень хотелось бы видеть на этой должности первого заместителя мэра какой-либо из преуспевающих столиц и чтобы он был дагестанец. Очень хотелось бы. Понимаете мое состояние? Но мы ищем. Будем надеяться, что процесс будет продолжаться».

За год с небольшим дагестанцы успели привыкнуть к тому, что Васильев очень тщательно фильтрует информацию, которую озвучивает в ходе публичных мероприятий. Услышав от главы параметры поиска мэра, блогеры, журналисты и любители политических шарад моментально вычислили, что выбирать, собственно, не из кого. Единственный дагестанец, более-менее отвечающий требованиям Васильева, на тот момент работал главой управы в Москве. Не первый зам, конечно, но достаточно влиятельная фигура в московской мэрии.

Примерно неделю после этого в республике вяло спорили на тему: пойдет или не пойдет преуспевающий московский менеджер в проблемную Махачкалу, и нужно ли ему это, по большому счету? Сошлись на том, что, скорее всего, не нужно, и что на фоне московских карьерных перспектив Дадаев, скорее всего, в Дагестан не вернется.

На том и порешили, забыв о том, что совсем недавно Васильев смог «уговорить» поменять место жительства и работу нынешнего первого заместителя председателя правительства Дагестана Гаджимагомеда Гусейнова, который тоже поначалу на родину возвращаться не собирался. Не хотел отпускать подчиненного и его влиятельный шеф — министр финансов России Антон Силуанов. И чем все закончилось? 

Васильев, по его словам, обратился за помощью к президенту страны Владимиру Путину, и в результате Гусейнов, сильно потерявший в зарплате, оказался в Махачкале.

Потерял он при этом или приобрел — вопрос интересный. На недавней коллегии в Управлении Федеральной налоговой службы РФ по Дагестану Васильев сообщил собравшимся о своем видении кадровой политики. По его словам, чиновникам, работа которых его устраивает, будет обеспечена гарантированная награда и обязательный карьерный рост. При этом он упомянул, что руководитель администрации главы и правительства Дагестана Владимир Иванов уже включен в кадровый резерв президента России, а вскоре на учебу в администрацию президента отправится и Гаджимагомед Гусейнов, который, скорее всего тоже вскоре будет включен в заветный список.

Иными словами, договариваться Васильев умеет. Как с нужными ему людьми, так и с политическими тяжеловесами, поначалу не желающими расставаться с ценными кадрами. Мэр Москвы Сергей Собянин, как в свое время и Силуанов, судя по словам Васильева, отпускать Дадаева на родину не очень хотел. Именно поэтому вопрос с ним решался достаточно долго. Но в итоге Васильев своего добился, и в скором времени Махачкала получит нового мэра.

Какое-то время он поработает с приставкой и. о. До тех пор, пока не вступит в законную силу приговор в отношении Мусы Мусаева. После этого по процедуре городское собрание досрочно лишит Мусаева полномочий и объявит конкурс на замещение освободившейся должности. Который гарантированно и выиграет Салман Дадаев.

О будущем мэре Махачкалы известно не очень много. Бурные обсуждения в соцсетях уже выявили серьезные пробелы в его биографии. Дагестанцы хотят знать, откуда взялся этот самый Дадаев, кто его родители, кто поспособствовал столь стремительной карьере молодого управленца? Особенно бурные обсуждения происходят в телеграм-каналах, пользователи которых уже раскопали чиркейские корни Дадаева, а также выявили его родственные связи с известными дагестанскими политиками.

Все эти «расследования», безусловно, очень увлекательны и гарантированно вызовут острый интерес читателей, но «НД», честно говоря, интересует другое. Насколько серьезным профессионалом в управлении городским хозяйством является наш будущий мэр? Хватит ли ему жесткости при проведении самостоятельной политики в городе? Не попадет ли он под влияние той или иной политической группировки? Готов ли он к решению проблем Махачкалы, за последние годы, ставшей одним из самых проблемных городов России? И главным в этом списке является как раз последний вопрос, поскольку от ответа на него напрямую зависит будущее дагестанской столицы.

Еще раз о «болевых точках»

Несмотря на то, что «НД» регулярно пишет о «болевых точках» Махачкалы, думаем, что будет не лишним еще раз озвучить главные городские проблемы, хотя бы для понимания того, с чем в недалеком будущем придется столкнуться будущему мэру.

Главная беда дагестанской столицы — это, естественно ее преступная застройка, превратившая город в огромную ловушку в случае серьезного землетрясения. Но начнем с других, менее глобальных проблем, ниже объясним — почему.

Тепловые, водопроводные, и канализационные сети города сильно изношены. Эксперты оценивают степень износа по-разному. Оптимисты говорят о 60% износа, пессимисты — о 80%. Средняя цифра — 70%. За последние годы серьезных работ по реконструкции сетей не проводилось, так что ситуация с каждым годом только ухудшается и об оптимистичных цифрах, скорее всего, стоит забыть. Положение осложняется тем, что работы по замене сетей очень затратные, а, кроме того, «точечная» застройка города привела к тому, что над многими сетями в нарушение закона возведены многоэтажные здания, что делает проведение работ по замене сетей невозможным.

Но самое главное, канализационные стоки дагестанской столицы направляются прямиком в Каспий. И хотя работы по завершению прокладки канализационного коллектора Махачкала — Каспийск и реализацию программы «Расширение реконструкции (2-я очередь) канализации в Махачкале» сегодня курирует Минстрой РД, новому мэру необходимо будет тщательно изучить все документы по данному вопросу, чтобы не повторить ошибки, совершенной дагестанским правительством почти десять лет назад. Когда, представляя данную программу федеральному центру, республика сильно занизила стоимость оставшихся работ и запросила всего 3 миллиарда рублей. И в итоге проект «отложился» на десять лет. Сегодня, судя по заявлениям министра строительства и ЖКХ Малика Баглиева («Тупиковая экономия», «НД», № 45 от 15 ноября 2018), история с занижением стоимости работ может повториться. А за гарантированный провал работы в итоге будет отвечать мэр. Как главный заказчик.

Несмотря на то, что к городу подведено три нитки Миалинского водовода, что дает возможность полностью обеспечить Махачкалу качественной питьевой водой, до сих пор жители всей южной части города вынуждены пить низкокачественную техническую воду из Хушетского водохранилища. Самый простой путь решения данной проблемы (прокладка трубы от Тарнаирских очистных сооружений до Махачкалинских, расположенных на Тарки-Тау) сегодня реализовать возможности нет. Опять же, благодаря все той же «точечной» застройке — на участках, ранее отведенных под прокладку водовода, благополучно построили несколько десятков многоэтажек. Единственный выход в данных условиях — проложить трубу по склонам Тарки-Тау от Ленинкента до Махачкалинских очистных.

При этом новому мэру, решившему заняться данной проблемой, предстоит переломить «хушетское лобби». Дело в том (об этом «НД» тоже писало не раз и не два), что владельцы Хушетского водохранилища, приобретающие поливную воду из КОРа по пять копеек за кубометр после хлорирования продают ее потребителям по 7,95 рубля за куб. Ежедневный объем продаж при этом составляет около 140 тысяч кубов. Естественно, будет сделано все, чтобы не допустить миатлинскую воду в сети Ленинского района Махачкалы.

Собственно, «больные» проблемы дагестанской столицы можно перечислять бесконечно. Говорить о том же мусоре в городе и отсутствии современного цивилизованного полигона для его утилизации. Об отсутствии парков и хроническом дефиците зеленых насаждений. Об общественном транспорте, дорожных пробках, нехватке поликлиник, детских садов и школ.

Но все они, по большому счету меркнут на фоне главной проблемы Махачкалы, с которой мы начали разговор о бедах города, — эксперты уверены, что в случае серьезного землетрясения Махачкала станет братской могилой для десятков тысяч человек (некоторые исследования говорят о том, что число возможных жертв может достигнуть 200 тысяч человек).

Новая Махачкала и реновация

Единственное решение данной проблемы связано с необходимостью срочной реновации дагестанской столицы, предполагающей снос проблемных кварталов и возведение на их месте новых домов. Данный подход позволит не только спасти город, но и будет способствовать решению множества дополнительных задач. Таких, как полная замена всей коммунальной инфраструктуры за счет строительных фирм, допущенных к реализации этого масштабного проекта. В ходе реновации также можно будет расширить проблемные улицы, страдающие от пробок, решить вопрос с прямой трассой водовода Тарнаирские очистные сооружения — Махачкалинские очистные.

Больше того. Сегодня из-за незаконных многоэтажек невозможно проложить канализационные трубы от насосной на пересечении улиц имени Магомедтагирова (бывшая Казбекова) и Аэропортовского шоссе до начала канализационного коллектора Махачкала — Каспийск. Из-за этого принято решение о строительстве Северных очистных сооружений ориентировочно в районе нефтебазы. Это достаточно затратный проект (около 5–6 млрд рублей). В ходе же реновации Махачкалы все можно решить достаточно бюджетно, загнав Воняйку в трубы и направив ее прямиком в канализационный коллектор.

И хотя, на первый взгляд, разговор о реновации Махачкалы может восприниматься как некая фантастика, у нас есть все основания предполагать, что в правительстве РД эту проблему сегодня обсуждают всерьез. Так, два-три месяца назад министр строительства и ЖКХ Малик Баглиев сообщил, что «имеются планы реновации дагестанской столицы». Две недели назад на коллегии налоговиков Владимир Васильев сообщил о том, что кирпичные заводы под Каспийском с нового года будут переводиться на площадку «Уйташ». В связи с этим он сказал, что на освободившихся шестистах гектарах планируется по примеру Новой Москвы построить Новую Махачкалу.

На фоне этих разговоров выбор нового мэра, знакомого с проблемами реновации не понаслышке, выглядит абсолютно логичным и продуманным. Скорее всего, в правительстве РД наконец поняли, что проблемы Махачкалы надо решать в комплексе, в противном случае все обернется обычным латанием дырок. Для которого вовсе не нужен эффективный менеджер типа Салмана Дадаева.

Который, сегодня это уже очевидно, будет подконтролен лично Владимиру Васильеву и никому больше. Для которого глава уже сегодня пытается найти дополнительные деньги у того же Сулеймана Керимова. Который получит полномочия, о которых махачкалинские мэры постамировского периода не могли и мечтать.

Как Салман Дадаев использует этот кредит доверия, покажет время. «НД» желает Салману Дадаеву успехов на новой должности и обещает пристально следить за его работой.
 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

Въездная арка с именем арестованного главы Кизилюрта

архитектурно-политическая акция

10.01.2024 00:20

Властям Махачкалы пора заняться политикой

"главным урбанистом стала полиция"

17.08.2023 00:00

В Дагестане идет самоудушение капиталом

интервью д.э.н. Сергея Дохоляна

28.07.2023 00:37