Москва и образы новых врагов

10.11.2012 00:00

Всероссийский центр изучения общественного мнения сразу провел опрос, который показал, что большинство россиян считают наказание слишком мягким, а стрельба «является следствием бескультурья и безнаказанности, но не элементом традиций».

Нет никакого сомнения, что тему свадьбы будут еще долго мусолить, ведь у дотошных московских журналистов имеется еще один «козырь»: им якобы удалось найти женщину, в лицо сына которой «попал осколок автомобильной фары, разбившейся от пули, выпущенной из травматического пистолета дагестанцем — участником свадьбы». И абсолютно никого уже не волнует фантастичность последней версии и достоверность всей информации, хотя для каждого земляка сегодня более актуально, что федеральная публичная политика и управленческий олимп все более и более маргинализируется, окрашивается в черносотенные цвета, а истерия вокруг свадьбы — всего лишь частное последствие процесса.

Конец «Правого дела»

Еще 10 лет назад Кремль лишь Владимиру Жириновскому дозволял шокировать мир и град публичными националистическими высказываниями. Теперь ситуация изменилась коренным образом. Летом 2011 года член федерального политсовета партии «Правое дело», лидер московского областного отделения Борис Надеждин, человек либеральных убеждений, как он себя представляет, заявил, что партии в предвыборной борьбе необходимо задействовать националистический ресурс. Буквально через несколько дней пресс-служба «Правого дела» сообщила, что «прозвучавшие в прессе фамилии людей, близких к идеологам «Русского марша» и якобы имеющих отношение к «Правому делу», — это чистой воды инсинуация. Партия «Правое дело» — это партия не экстремистов, а партия адекватных людей, в ней рады видеть в своих рядах людей самых разных убеждений, но кому нет места в партии — это националистам, и любые рассуждения на эту тему — это прямой путь к расколу России». В последующем Надеждин отметил, что его, дескать, не так поняли, но «русский вопрос», по его мнению, со счетов все-таки не стоит сбрасывать. «Согласно исследованиям, в последние несколько лет в Московскую область на постоянное проживание приехало порядка четырехсот тысяч человек из южных регионов России. Да что там говорить, когда я пришел регистрировать своего сына, который родился два месяца назад, там в очереди было десять человек, и только трое — русские, а остальные — выходцы с Северного Кавказа. Только я хочу сразу отметить: я не против них — пусть приезжают. Но, если оказываются здесь, пусть становятся русскими, то есть следуют нашему укладу жизни, соблюдают наши традиции», — отметил Надеждин. Прошло чуть больше года, 3 ноября стало известно, что на очередном съезде руководство «Правого дела» анонсировало новую радикальную программу с главенством уже национал-консервативной идеологии. И в подобной ситуации вряд ли стоит удивляться, что националистическая риторика востребована почти всеми партиями и общественно-политическими движениями в стране.

Шовинизмом сегодня заражено все публичное либеральное сообщество, причем этническая нетерпимость носит четко выраженную антидагестанскую, антисеверокавказскую направленность. Недаром «светоч современного либерализма и демократии», бывший чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров еще нынешней весной подметил, что «этническая преступность связана не с таджиками и узбеками, а именно с российскими гражданами из республик Северного Кавказа», поэтому, мол, надо «цивилизованно развестись с Северным Кавказом». Не отстают от этой публики и федеральные сановники, хотя заявлений о желательности «цивилизованного развода» пока не последовало.

4 ноября Россия отмечала праздник народного единения. Согласно очередной государственной мифологии именно в этот день ровно 400 лет назад русские ополченцы под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского нанесли сокрушительное поражение полякам. Нет смысла лезть в исторические дебри, чтобы выяснить, насколько все соответствует истине, хотя манускрипты сообщают об участии того же Минина в жестоком подавлении восстания татар в Казани. Видимо, нынешний праздник по большому счету мыслился как праздник одного этноса. Симптоматично, что 4 ноября чуть ли не все федеральные телеканалы один за другим показывали фильмы, где «хорошие» русские парни-спецназовцы пачками убивали «плохих» мусульман.

«Нет исламизации России!»

На таком фоне нет ничего странного в том, что в праздничный день по всей России прошли так называемые «русские марши». В Москве в согласованной с мэрией акции участвовало несколько десятков тысяч человек. Мероприятие должно было пройти в районе «Люблино», но руководители марша совершенно правильно сочли, что его статус намного поднимется, если он пройдет в центре столицы России. В мэрии националистов поняли, и впервые в новейшей истории России шествие прошло рядом со стенами Кремля. Также впервые в акции участвовала отдельная военная колонна в составе бывших и действующих силовиков русской национальности. Ключевыми лозунгами марша стали «Хватит кормить Кавказ!», «России — русскую власть!», «Нет исламизации России!». По ходу мероприятия и по его окончании представители власти и официальные СМИ с удовлетворением отметили, что все обошлось без особых инцидентов. Знаковые заявления. Видимо, Москва сейчас серьезно полагает, что «особые инциденты» — это избиение одного-двух выходцев с Кавказа, дебоширство, как это практиковалось на прошлых «русских маршах», но никак не лозунги националистов, реализация которых в жизнь очень скоро приведет к распаду поликонфессионального и полиэтнического государства с огромными жертвами среди мирного населения.

Но почему Кремль не реагирует должным образом на подобные эксцессы? Причин несколько. Во-первых, российская бюрократия в критические времена всегда предпочитала не исправлять собственные упущения, а формировать образы мнимых внешних и внутренних врагов, которые, мол, и мешают прорыву в светлое будущее. Скоро сырьевым ресурсам страны придет конец, естественно, жизненный уровень населения намного упадет, но крайними тогда окажутся не коррумпированные и непрофессиональные власти предержащие, а выходцы с Северного Кавказа, ведь среднестатический обыватель даже сегодня серьезно полагает, что без региона он точно заживет припеваючи. Во-вторых, немалая часть дагестанцев обладает огромной пассионарностью, внутренней энергетикой, которая дает о себе знать за пределами республики как в бытовых деталях, так и в различных сферах общественно-политического бытия. Состоявшиеся коммерсанты-дагестанцы все агрессивнее вторгаются в сферы, которые еще вчера занимали земляки того же Каспарова с двойным и тройным гражданством. Есть мнение, что мировоззренческая переориентация того же «Правого дела» объясняется тем, что партия в определенной мере защищала интересы главных перестроечных нуворишей, «новых русских» (термин неточен, потому что экономическую, коммерческую и прочую погоду в стране делали и делают отнюдь не русские и коренные россияне). Пассионарность дагестанцев также проявляется в сфере религии. В этом им нет равных даже среди прочих северокавказских, мусульманских этносов. Сегодня десятки толковых молодых земляков по всей России разъясняют всем желающим истинные азы ислама, схожая работа успешно ведется на виртуальном пространстве. И в этом факте федеральное руководство, либералы различных мастей, их приспешники увидели самую страшную угрозу для себя, ведь речь уже идет о противостоянии мировоззрений, исход которого при равных условиях вполне предсказуем: система проиграет, тем паче, что русский народ в основной своей массе не страдает исламофобией, он жаждет порядка и предсказуемого будущего. Поэтому Кремль мобилизует все ресурсы, всех союзников, чтобы дискредитировать ислам, а на переднем фронте противостояния оказались федеральные СМИ, в том числе и государственные. Методология тактики и стратегии борьбы наиболее наглядно проявилась 21 октября, когда телепрограмма «Вести» продемонстрировала сюжет «Культурное перерождение», посвященный запрету директора средней школы селения Кара-Тюбе Нефтекумского района Ставропольского края Марины Савченко посещать учебное заведение школьницам в хиджабе.

Страшилки «Вестей»

Поступок директора незаконен со всех точек зрения, он, по сути, дестабилизирует обстановку в населенном пункте, крае, России и разжигает враждебность к исламу, но корреспондент «Вестей» считает, что «мужественная» Савченко именно в борьбе «за общенациональное единство России» пошла на этот шаг, так как хиджаб — «провокация и своего рода агрессия в отношении местной культурной традиции. Ведь хиджабы из Саудовской Аравии мусульмане наших северокавказских республик, и тем более в Ставропольском крае, никогда в своей истории не носили. Отец одной из школьниц привез эти платки из Эр-Рияда». Видимо, ношение хиджабов, сделанных в России, не представляет особой опасности единству страны. Далее тележурналист заявил, что исламские платки «запрещены везде, где возникает реальная угроза культурного перерождения. А Россия такие попытки на Северном Кавказе проходила. И большой кровью заплатила за них». Оказывается, «культурное перерождение» заключается только в исламской одежде школьниц. Такого бреда лично мне еще не приходилось слышать.

Другой журналист Дмитрий Мельников свой материал «Хиджаб раздора» подает в еще больших апокалиптических тонах. Он с возмущением рассказывает, как «горский колорит уверенно и без спроса» меняет уклад жизни на востоке Ставропольского края, в итоге «еще одно село становится похожим на аул», и забывает упомянуть, что Кара-Тюбе всегда было аулом, где тысячелетиями проживали и проживают мусульмане-ногайцы. Мельников по ходу репортажа делает пару «открытий»: оказывается, покрывать голову «женщины Кавказа привыкли с незапамятных времен. Платок, правда, надевали только после свадьбы, ну а таких нарядов, как хиджаб, еще лет пять назад здесь не было и в помине». Но что можно требовать от журналиста, если даже ведущий научный сотрудник Института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН Звездана Доде угощает телезрителя байками, что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) «приказал женщинам носить платок как символ повиновения». Завершается материал Мельникова действительно апокалиптически: «Облачив в хиджабы своих женщин и детей-школьников, правоверные отцы из села Кара-Тюбе напирают на свободу вероисповедания. А педагоги опасаются, что, если так пойдет дальше, созывать детей на уроки в школе будет не привычный звонок, а песнопения муэдзина».

При всем этом Москва открытым текстом пока не декларирует, что ислам является «персоной нон грата» для страны. Первопрестольная предпочитает идти по другому пути. В свое время представитель президента России в СКФО Александр Хлопонин порекомендовал всем сторонникам шариата перебраться в арабские страны. Он также посоветовал сменить место жительства школьницам из Кара-Тюбе, правда, география миграции на этот раз была милостиво сужена: «Где-то у нас существуют религиозные школы, причем на Северном Кавказе их достаточно на сегодняшний день, где действительно дети могут ходить и носить соответствующую форму». Высказалась и прокуратура Ставропольского края. Она сочла, что ношение хиджабов «оказывает негативное влияние на образовательные процессы в школе».

Мечети и муфтии

«Холодная» война с исламом идет и на других фронтах. В последние месяцы в России мусульмане из-за отказов бюрократии не могут открыть новые мечети и молельные комнаты даже за собственные деньги и на частной земле. Более того, последователям истины Всевышнего не возвращают культовые здания, в прошлом принадлежавшие им. Наиболее наглядный пример: возня в Ставрополе вокруг исторической мечети, еще в советское время переданной музею известного только в узком кругу художника Павла Гречишкина. Мусульмане постоянно поднимали вопрос о возврате культового здания хозяевам, однако чиновники категорически возражали, ссылаясь на позицию казаков. В 2004 году местный суд, куда с иском обратились сотрудники Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставропольского края, окончательно закрепил здание мечети за музеем. Это весьма показательно, особенно если знать, что в Дагестане, других республиках Северного Кавказа в самом центре населенных пунктов за счет бюджетных средств и по инициативе чиновников возведены и возводятся огромные православные церкви, куда мало кто ходит.

Федеральная власть, естественно, не забывает и о классическом имперском принципе «Разделяй и властвуй». В частности, 25 октября, в день стояния на горе Арафат, президент России Владимир Путин совершенно неожиданно поздравил сограждан с праздником Курбан-Байрам, в свою очередь федеральные телеканалы с утра стали показывать праздничную молитву из соборной мечети Уфы под руководством некоего Талгата Таджуддина, который обычно представляется «Верховным муфтием центрального духовного управления мусульман России, председателем исламского центрального духовного управления покорных Богу святой Руси, шейх уль-исламом, шейхом всех шейхов». Тогда же стало известно, что торжества прошли лишь в Башкирии, Татарстане. Отдельные члены официального духовенства обеих республик поспешили дать разъяснения: дескать, в Татарстане нашли уникальный мусульманский календарь чуть ли не времен Пророка Адама (мир ему), где точно указаны все даты праздника. Чудо-календарь, естественно, никто не имел счастье лицезреть, но наивно предполагать, что Москва не знала, когда весь мусульманский мир будет отмечать Курбан-Байрам. Похоже, сегодня федеральная власть просто сочла, что ей более близок татарско-башкирский вариант ислама, который всегда славился поразительным умением подделываться под нужды правителей страны. Да и сам Таджуддин в странной одежде неоднократно шокировал мусульман своими эпатажными поступками. Можно вспомнить хотя бы заявление, что «его устами глаголет Бог». Многое разъясняет то, что Таджуддин считает свою структуру прямым наследником «Оренбургского магометанского духовного собрания», учрежденного указом императрицы России Екатерины II еще в 1789 году. Чем занималось тогда «собрание», видно хотя бы из командировки в 1837 году «Муфтия всея Руси» Таджуддина Мустафина в Дагестан. Он обязан был, исходя из исламских канонов, показать и доказать, что национально-освободительная борьба горцев под руководством третьего имама Чечни и Дагестана легендарного Шамиля является «богопротивным деянием». Мустафин, ссылаясь на утверждение, что «любая власть — от Бога, кто противится власти, тот автоматически противится Богу», призывал «заблудших горцев» вернуться под «покровительство доброжелательного всем господина великого императора, высокопоставленного, высокочтимого, а щедростью своей могущего охватить все климаты Ирана, Хошемтая со своей храбростью, героя в мужестве (владеющего) гербом Константина, Фагфара китайского в обращении с людьми, Зюлькарнейна в богатстве, Соломона в мудрости, Давида в превратностях, высоковнимательного людям и милостивого к бедноте» (из Обращения к горцам).

Реакция местных властей

На шабаш националистов, ксенофобские и антиисламские выпады, естественно, адекватно должны были реагировать не только рядовые дагестанцы, но и земляки, выходцы из Северного Кавказа, которые нашли свою нишу на местном и федеральном политическом, властном и коммерческом олимпе. К глубокому прискорбию, лишь глава Чечни Рамзан Кадыров защищает своих земляков положенным образом. Наглядным проявлением подобного статуса является то, что федеральные СМИ сегодня вообще не участвуют в разжигании античеченской истерии. На таком фоне весьма неприятно выглядели дагестанские политики, которые, комментируя инцидент со свадьбой, не жалели нелестных эпитетов для своих земляков, хотя они перед выходом на информационное пространство должны были вначале выяснить, что случилось в действительности. Свеж в памяти инцидент с чеченскими студентами в одном из московских вузов, когда Кадыров не только встал на их защиту, но направил в Москву десант адвокатов. Он не видит никакой крамолы в том, что чеченки всех возрастов ходят в исламской одежде, зато его коллега — президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров — в программе «Вести в субботу с Сергеем Брилевым» в эфире телеканала «Россия 1» заявил, что «если родители захотят, чтобы девочка ходила в хиджабе, путь нанимают репетиторов и дома учат детей». Он предлагает вообще не идти на уступки верующим: «Если мы в одном уступаем, неизвестно, до каких крайностей можно дойти. Завтра второй появится, скажет, что надо паранджу надевать вместо хиджаба, вообще лицо закрывать, потом — разделить мальчиков и девочек».

Схожим образом год назад уже высказались отдельные высокопоставленные сановники Дагестана. Может быть, они заимели определенные дивиденды у Центра, но многое потеряли в глазах собственных земляков, хотя жизнь неоднократно показывала, что мнение последних мало что значило для подобной публики. Главное, чтобы хозяин был доволен, а там хоть трава не расти…

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта n-delo@mail.ru
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

Муху Алиев: нужна политическая модернизация

"Это не ко мне вопрос, но я хочу вам сказать, что это плохо"

05.11.2025 08:40

У главы Дагестана самая низкая оценка политической устойчивости

считают эксперты Минченко консалтинг

18.08.2025 10:38

Для чего могут назначить врио главы Дагестана

1-июльский рубеж

30.06.2025 11:15