Театр абсурда
24.05.2013 04:53Центр и периферия нередко отличаются друг от друга конфессиональной принадлежностью, языками, традициями и так далее. Подобный статус, естественно, предполагает наличие определенных проблем, нередко они — проблемы — принимают весьма острый характер, но ни в одной стране центр на государственном уровне не проводит политику явного и латентного сепаратизма. Дезинтеграционные ветры повсеместно дуют на периферии. Например, в Испании о суверенитете мечтает Каталония, Шотландия уже на пути отторжении от Великобритании (Англии), в Китае за независимость в течение последних десятилетий борется Тибет, лишь Россия является исключением из общих правил. Именно здесь центр в лице различных федеральных ресурсов делает все мыслимое и немыслимое для четкого разграничения «своих» и «чужих», а на роль последних в течение последних 10—15 лет назначены дагестанцы, ингуши и чеченцы. «НД» на своих страницах неоднократно поднимало тему ксенофобии, в том числе и в прошлом номере, но в эти дни снова произошли знаковые события, мимо которых нельзя пройти.
Экстремистские суры
16 мая 2013 года в Верховном суде Башкортостана начался процесс подтверждения, что Священный Коран является экстремистским трудом. Поводом для громкого разбирательства стал мартовский вердикт судьи Кировского районного суда Уфы некоей Рамазановой. Женщине в мантии не приглянулись отдельные строки из сур «Препирательство», «Та ха» и «Испытуемая». Но вначале был «Акт экспертного исследования», который судья и признала в качестве истины в последней инстанции.
«Разве ты не видел тех, которые дружат с людьми, на которых разгневался Аллах? Они не относятся ни к вам, ни к ним. Они дают заведомо ложные клятвы; Сатана одолел их и заставил их забыть о поминании Аллаха. Они являются партией сатаны. Воистину, партия сатаны — это потерпевшие убыток», — в этих словах, по мнению эксперта (с ним согласилась и Рамазанова), имеются высказывания, формирующие «у читателей мнение исключительности, превосходства по признаку их социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности».
«Прекрасным примером для вас были Ибрахим и те, кто был с ним. Они сказали своему народу: «Мы отрекаемся от вас и тех, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха. Мы отвергаем вас, и между нами и вами установились вражда и ненависть навеки, пока вы не уверуете в одного Аллаха». Лишь только Ибрахим сказал своему отцу: “Я обязательно буду просить для тебя прощения, но я не властен помочь тебе перед Аллахом. Господь наш! На Тебя одного мы уповаем, к Тебе одному мы обращаемся, и к Тебе предстоит прибытие”», — это уже «отрицательные эмоциональные оценки, формирующие у читателей взгляды, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, в целом, негативных установок и побуждений к действиям против какой-либо нации, расы, социальной, религиозной группы или отдельных лиц как ее представителей».
«Он сказал: «Ступай! В этой жизни тебе придется говорить: «Я не касаюсь вас, а вы не касайтесь меня!». А затем наступит срок, которого тебе не удастся избежать. Смотри же на своего бога, которому ты предавался. Мы сожжем его и развеем по морю», — тут использованы «высказывания (призывы), специальные языковые средства, обосновывающие, формирующие мнение о целесообразности, необходимости и побуждающие, подстрекающие к организации, подготовке и осуществлению активных действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, захват или присвоение властных полномочий».
Я знаком со многими антиисламскими экспертными заключениями, но ничей ум пока не дошел до нахождения в Священном Коране призывов к изменению «основ конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, захват или присвоение властных полномочий». Нет резона комментировать подобный бред, тут больше работы для психиатров, но, если высший суд Башкортостана не отменит постановление нижестоящей инстанции, любой мусульманин, хранящий дома Священный Коран, автоматически попадает под карающий меч российской фемиды. Конечно, в ближайшей перспективе массовые акции исключены, но для полицейских уже не составит никакого труда арестовать любого не приглянувшегося им мусульманина, ведь у каждого дома есть Священный Коран. Инцидент может получить и другое продолжение: в федеральный список экстремисткой литературы попадают лишь переводы Священного Корана на русский язык, тогда рядовые последователи ислама, интересующиеся религией не могут ознакомиться с содержанием послания Свыше и проводить прозелитскую деятельность. При этом открываются широкая дорога для воздействия на исламскую аудиторию различных христианских и прочих движений, ведь их литература издается на русском языке, ни один подобный труд не попал в проскрипционный список.
Нужно также понимать, что эксперты, если они до конца последовательны, обязаны видеть признаки экстремизма не только в священных книгах христиан, иудеев, но и в трудах всех классиков русской литературы. Осетины могут обидеться на Михаила Лермонтова из-за диалога в «Герое нашего времени»: «Жалкие люди! — сказал я штабс-капитану, указывая на наших грязных хозяев, которые молча на нас смотрели в каком-то остолбенении. — Преглупый народ! — отвечал он. — Поверите ли? ничего не умеют, не способны ни к какому образованию! Уж по крайней мере наши кабардинцы или чеченцы хотя разбойники, голыши, зато отчаянные башки, а у этих и к оружию никакой охоты нет: порядочного кинжала ни на одном не увидишь. Уж подлинно осетины!». Евреям не понравится «Тарас Бульба» Николая Гоголя: «Перевешать всю жидову! — раздалось из толпы. — Перетопить их всех, поганцев, в Днепре!». Татарам не по нраву придется труд Николая Лескова «Очарованный странник»: «Легко ли мне обязанность татарчат воспитывать. Кабы их крестить и причащать было кому, другое бы еще дело, а то что же: сколько я их ни умножу, все они ваши же будут, а не православные, да еще и обманывать мужиков станут, как вырастут».
Дела телевизионные…
Есть государственные федеральные телеканалы. Они содержатся на наши с вами деньги, здесь журналисты получают огромные зарплаты. При всем этом они денно и нощно занимаются разжиганием межнациональной и межконфессиональной вражды. Например, 19 мая государственный телеканал «Россия 1» (передача Дмитрия Киселева «Вести недели») в очередной раз выдал на гора опус под названием «Агрессивный ислам: Ставрополье раскололось на своих и чужих». Авторство принадлежит съемочной группе из четырех тележурналистов во главе с шефом американского бюро ВГТРК Евгением Поповым. Видимо, руководство российского телевидения не устраивают труды подчиненных акул пера, поэтому и решили пригласить из-за «бугра» главного «специалиста» по религии и этносам.
Сюжет длится чуть больше семи минут, из них 5 минут 13 секунд (72% времени) уходит на то, чтобы очертить образ врагов в лице дагестанцев, ингушей и чеченцев. Приведенный хронометраж предполагает, что фильм должен был называться по-другому, допустим, «Агрессивный национализм», но с подобным титром целевая аудитория могла быть меньше, ведь и без того донельзя напуганного российского обывателя больше интересует, какую еще напасть для него придумали «зловредные исламисты». Начинается сюжет с вводного выступления Киселева, который трагическим голосом призывает всех сделать все возможно и невозможное, чтобы «остановить у себя чуждый России агрессивный ислам». Затем уже идет материал Попова. Все элементарно и примитивно, рассчитано на работу подкорки. Умело подобранный видеоряд позволяет зрителю без особого труда провести демаркационную линию между «своими» и «чужими». Вначале речь идет об ингушах: «Еще одна массовая драка со стрельбой. Стенка на стенку — по 20 человек с каждой стороны. Почти все — студенты. Родителям задержанных в Ингушетию полицейские позвонили. Для местных телеканалов такие сюжеты давно — рутина. Пляски и нецензурные крики сопровождались стрельбой из травматики». Ситуацию комментирует журналист газеты «Восход» города Нефтекумска Ирина Еланская: «Мы живем на Кавказе. Я сама — грозненская. Мы не знаем другой жизни». Она сообщает, что ее дочь силой пытались затащить в автомобиль двое молодых людей. Их этническая принадлежность не уточняется, но в контексте передачи и так понятно, что насильники были из Дагестана, Ингушетии и Чечни. Журналистка делится и своим рецептом по «спасению» Ставропольского края: «Со своим молодым человеком дочка никуда не ходит, они возле подъезда сидят. Она не курит, не выпивает. Говорит, что русская. Русским пить и курить нельзя — мы должны растить здоровую нацию».
Далее Попов берется за чеченцев. Сообщает, каким замечательным парнем рос Николай Науменко из города Барсуки. Закончил военное училище, мечтал служить в ФСБ, в свободное время тренировал односельчан, но будущую опору страны и ФСБ подло убил чеченец Висхан Акаев. Убил жестоко, четырьмя ударами ножа. «Сведений, указывающих на то, что преступление могло быть совершено на межнациональной почве, не получено», — заявляет старший следователь Следственного управления Следственного комитета России по Ставропольскому краю Роман Ширяев. Сразу ему оппонирует бывший полицейский и бывший руководитель общественной приемной полпреда президента России по ЮФО Евгений Перкун.
Наконец, Попов добирается и до дагестанцев. Они, по мнению журналиста, намного опаснее ингушей и чеченцев, потому что действуют планомерно и массово, одномоментным акциям типа драки или убийства они предпочитают полное вытеснение русских из края и переселение на их место. В частности, Попов рассказывает о судьбе деревни Октябрь. Мол, его население за пять лет сократилось на 200 жителей, а место уехавших занимают дагестанцы. «Я уже в Дагестане живу. Вокруг меня — дагестанцы! И коров куча, и огород поломали», — возмущается жительница деревни Валентина Лобачева. «Даргинцы все, что есть, скупили: медпункт, мастерские, стройотдел, гараж, пекарню, почту», — дополняет рассказ женщины Алексей Апчиев.
Тележурналист не забывает упомянуть и черты характера новых жителей края, делая упор на истории местного фермера Валерия Шрайнера, которого в 2012 году из-за земли «зарезал сосед-дагестанец Магомедшапи Магомедов». Не убил, не расстрелял, а именно «зарезал», поэтому с телеэкранов жена погибшего Оксана Шрайнер признается: «Ощущается, что мы здесь просто никто. Дагестанцы приехали, они хотят нашу землю. Здесь очень красиво, живописно. Мы хотим здесь растить своих внуков, но нам этого не дают. Мы боимся, что внуков не дождемся». Апокалиптическую картину дополняет монолог атамана Пятигорского казачьего округа Юрия Чурекова: «Иногда встречаются листовки с призывами не покупать у русских дома, потому что они достанутся бесплатно. Это призыв к мусульманам».
По законам жанра Попов в конце пугает россиян страшилками, что еще чуть-чуть, и Ставропольский край превратится во второй Дагестан, куда хлынут и «проклятые басурмане», которые, оказывается, уже возводят в регионе мечети, а они, в свою очередь, станут авангардом наступления ислама.
К сожалению, повторюсь еще раз, на российском государственном телевидении работает легион поповых, киселевых и иже с ним. Их пропагандистские фильмы, где все ясно и понятно, по сути, формируют широкое общественное мнение. Но это полбеды. Материалы этих журналистов становятся мобилизационными ресурсами, что отражается самым печальным образом на жизни тысяч и тысяч дагестанцев.
Действия черносотенцев и реакция властей
На этой в неделе в Астрахани снова сожгли автомобили с дагестанскими номерами. За последний месяц тут зафиксировано уже пятнадцать таких случаев. Эксперты считают, что за преступлениями стоят скинхеды. Симптоматично, что государственные СМИ России предпочли вообще не освещать тему.
Совсем недавно племянник вернулся из Ростова-на-Дону, куда его откомандировали по службе. Ни с того, ни с сего их стали оскорблять военнослужащие-славяне. Потом случилась потасовка, теперь родственник ходит с поломанным пальцем. По всей России таких инцидентов десятки, если не сотни. Их подоплеке именно в этнической нетерпимости к представителям Северного Кавказа, что невозможно представить в Дагестане. В республике нет и не было злоумышленников, целенаправленно ищущих, например, русских, чтобы оскорбить, избить, покалечить или убить. А ведь подобное в крупных российских городах встречается сплошь и рядом. Пещерный национал-шовинизм на улице, пещерный национал-шовинизм на государственном телевидении, пещерный национал-шовинизм во властных структурах всех уровней, пещерный национал-шовинизм везде. Но что в подобной ситуации делать дагестанцам? Реагировать немедленно и адекватно. Реагировать и властям, и обывателям. Хотя последние, как могли, защищали и защищают свои интересы, в свою очередь, бюрократия всегда предпочитала политику отвлеченного наблюдателя, погруженного в состояние глубокой нирваны.
Несколько лет назад земляки на конкретных примерах показывали, что их законные права грубо ущемляются в Калмыкии. На просьбу о помощи в одном из министерств им туманно и настойчиво порекомендовали «вести в гостях, как и полагается гостям». В 2010 году в интернет-сети появился видеоролик, где скинхеды с криком «Слава России» демонстративно огромным тесаком отрезали голову жителю селения Султанянгиюрт Кизилюртовского района Шамилю Удаманову. Отец с просьбой о помощи обратился к руководству Дагестана, но обращение не возымело никакого эффекта, более того, в ОВД Кизилюртовского района его поругали за то, что вообще поднял проблему. И подобных примеров можно привести множество.
Высокие дагестанские чиновники сегодня не должны разъезжать по субъектам Федерации, чтобы рассказывать каждому встречному о «феодализме и средневековье в Дагестане». Они обязаны в первую очередь защищать интересы земляков, которые не по своей воле попадают в экстремальные ситуации. Если родная бюрократия не знает, как это делать, можно ей посоветовать поездку в Грозный. Там давно научились различать «кто есть кто» и должным образом заступаться за своих земляков. Например, омбудсмен Чечни, председатель комиссии по правам человека Общественного совета СКФО Нурди Нухажиев уже принял решение обратиться в суд из-за появления в телеэфире вышеупомянутого материала «Агрессивный ислам: Ставрополье раскололось на своих и чужих». По его мнению, телеканал «Россия 1» с 2012 года занимается разжиганием национальной розни и фактически выступает информационным партнером и рупором сил, пытающихся отделить Северный Кавказ от России. Так и получается, что интересы дагестанцев в том же Ставропольском крае сегодня защищает чеченский омбудсмен. Похоже, он, в отличие от родных начальников, прекрасно понимает, в каком театре абсурда живет и какими последствиями для республики и страны грозит пещерный национал-шовинизм…
Муху Алиев: нужна политическая модернизация
"Это не ко мне вопрос, но я хочу вам сказать, что это плохо"
05.11.2025 08:40У главы Дагестана самая низкая оценка политической устойчивости
считают эксперты Минченко консалтинг
18.08.2025 10:38