Даават — приглашение в ислам

20.04.2019 02:00

Слово «даават» переводится с арабского как «призыв» или «приглашение». Суть даавата — проповедь, цель которой привлечь человека в исламскую веру. Мусульманина, занимающегося дааватом, можно ассоциировать с миссионером.

Три вида даавата

В Коране даават упоминается как призыв к умершим восстать в День Суда, но чаще как призыв жить в согласии с Божьей волей. Первым мусульманином, занимавшихся дааватом, был пророк Мухаммад. Этой деятельностью великий пророк занимался среди своих соплеменников около двадцати трех лет. Результатом его тяжкого труда стало перемирие, которое было заключено в 628 году между мусульманами Медины и многобожниками Мекки. Этот исторический момент стал настоящим плацдармом в распространении ислама — тогда мусульманские проповедники смогли обратить в ислам огромное количество людей. Чтобы не вызвать огромного непонимания в обществе, в самом начале посланник Аллаха призывал тайно. Продолжалось так три года. Говорил он о своей миссии, об откровениях с самыми близкими ему людьми. Его супруга Хадиджа, самые близкие друзья и соратники Абу Бакр и Али были первыми, кто принял ислам и поверил в великую миссию своего супруга и друга.

В жизни сталкиваешься с разными ситуациями, когда говорить о религии открыто небезопасно, но делать это следует. Поэтому исторический пример пророка Мухаммада говорит нам о том, что даже в наше время можно действовать и таким образом.

В широком трактовании даават является способом для информирования как мусульман, так и немусульман о поклонении Господу и жизни великого пророка Мухаммада. Конечной целью является приглашение принять ислам как истинную и единственную веру. С дааватом можно столкнуться и в наш информационный век. Все чаще и чаще на интернет-форумах и в социальных сетях можно встретиться с молодыми людьми, которые призывают к религии. Нет никаких сомнений в том, что это положительное явление. Однако многое зависит от глубины знаний человека, занимающегося дааватом. Нередко в интернете можно встретить людей, которые активно призывают обратиться к исламу, но совершенно не владеют вопросом. Ведь даават — это не просто «призыв». Это целая наука, от владения которой зависит результат.

Условно даават можно разделить на три вида.

Первый — это даават, который проводится для мусульман. В данном случае работу проводят те люди, которые считают себя правоверными. Они призывают соблюдать законы ислама и возрождать старинные духовные ценности, поясняют необходимость тщательного изучения священного писания и неуклонного выполнения заповедей пророка Мухаммада.
Второй — это даават, который проводится для немусульман. В рамках этой работы людей знакомят с исламом: рассказывают о единстве Бога, поясняют уклад жизни мусульманина, говорят о священной книге мусульман.

Третий — это даават, который проводится для атеистов. В этом случае ведется работа, целью которой является восхваление Единого Бога, разъяснение, в чем преимущества веры перед неверием и что ждет неверующего в конце его жизненного пути.

Как правильно призывать родственников к исламу?

Когда посланнику Аллаха был ниспослан аят: «Предостереги своих ближайших родственников» (Шуара 26/214), он собрал всех членов своей семьи и родственников на холме Абу Кубайс и обратился к ним со следующими словами: «О, сыны Абдульмутталиба! О, сыны Фихра! О, сыны Луайа! Если я вам скажу, что у подножия противоположной стороны этой горы ожидает конница, собирающаяся напасть на вас, вы поверите мне?» Люди ответили: «Да, поверим. Мы не слышали от тебя ничего, кроме правды». Посланник Аллаха сказал: «Тогда я вас предупреждаю о предстоящем мучительном страдании». И тогда Абу Ляхаб, который был дядей посланника Аллаха, сказал: «Да пропади ты пропадом, прожигатель жизни, ты только для этого позвал нас сюда?» И в ответ на это была ниспослана сура «Масад (Пальмовые волокна)» в качестве утешения для посланника Аллаха, который, несмотря на все трудности и помехи, создаваемые такими, как Абу Ляхаб, выполнил повеление Аллаха и при каждой возможности призывал членов своей семьи и своих родственников к истине (Тирмизи). Поэтому призыв к исламу является также и нашей обязанностью. И этот призыв мы должны начинать с наших супругов, детей, братьев и сестер, то есть с наших ближайших родственников, рассказывая им о нашем Господе, о Его посланнике, о Коране, о цели нашего сотворения, и о тех обязанностях, которые на нас возложены.

Да, призыв к религии является для нас долгом перед нашими родными. Пока наш язык шевелится, пока у нас есть силы и возможности, выполнение этой обязанности является ваджибом для нас. Пренебрегать своей семьей и родственниками не уделяя им никакого внимания и не разъясняя им религию, в то время как заводим дружбу с совершенно незнакомыми людьми, противоречит естественному положению дел и представляет собой большое бедствие и опасность. Противоречие естественному положению дел состоит в том, что в Раю человек захочет оказаться вместе со своей семьей и родственниками. Поэтому невозможно представить себе, чтобы человек, который хочет этого, не предпринял никаких действий.

При выполнении призыва очень важно то, каким способом это делается и каким тоном. В соответствии с Кораном, призывая других людей к исламу, мусульманин должен быть терпимым, терпеливым, вежливым и приветливым. Аллах Всевышний говорит в Коране: «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем» (ан-Нахль 16/125).

Призывать к религии Всевышнего — важное дело, но не следует забывать, что все наши деяния должны исходить из одного намерения — ради Аллаха. Ни в коем случае даават не терпит грубости, навязчивости, силы, насилия. Призывать следует только посредством красивых слов, через любовь к Аллаху и Его посланнику.
 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: