Его призыв был прост

09.12.2017 12:46

Вечная истина, которую проповедовал Мухаммад, не названа его именем. Она называется исламом, что означает мир и покорность Всевышнему. Понятие «ислам» означает также естественную склонность человеческих существ, монотеистическое миросозерцание, цивилизацию, охватывающую более четырнадцати веков истории, и одну из универсальных мировых культур.

Последователи Мухаммада не называются магометанами, это оскорбительная кличка, которая впервые возникла во время крестовых походов. Те, кто верит в пророчество Мухаммада и в то, что он является последним пророком Создателя, называются мусульманами.

Историческое жизнеописание

Жизнь Мухаммада известна как «Сира», и она получила полное историческое освещение. Все, что он делал и говорил, записывалось. Поскольку Мухаммад не мог читать и писать, писцы записывали изречения и наставления пророка, описывали всю его деятельность. Сам Мухаммад настаивал на том, чтобы его важнейшие решения фиксировались документально. До нас дошло около трехсот документов Мухаммада, включая политические договоры, во¬енные приказы, назначения на государственные посты и официальную переписку, написанные на выдубленной коже. Таким образом, жизнь пророка известна до мельчайших деталей: как он говорил, сидел, спал, одевался, совершал прогулки. Известно, каким он был мужем, отцом, племянником, каково было его отношение к женщинам, детям, животным, как он вел дела и относился к бедным и угнетенным, каким он был в военном лагере и на поле битвы, как он пользовался своей политической властью и удерживал ее, каковы были его привычки, симпатии и антипатии. Через несколько десятилетий после его смерти жизнеописание Мухаммада стало доступно мусульманской общине в письменной форме. Одной из самых ранних и наиболее известных биографий Мухаммада, написанной менее чем через сто лет после его смерти, является «Сира Расул Аллах» Ибн Исхака.

Хадис

Высказывания и речи Мухаммада с того дня, когда он познал откровение, и до самой его смерти известны как хадисы. Хадис буквально означает «известие», поэтому хадисы представляют собой высказывания или предания о пророке Мухаммаде.

На протяжении всей жизни пророка хадисы записывались его писцами и соратниками самыми разными способами — на папирусе, пальмовых волокнах, костяных табличках, на коже, белых камнях и пергаменте — будучи тем самым увековечены. После смерти Мухаммада мусульмане создали особую науку, которая была посвящена распространению, оценке и проверке подлинности хадисов. Этот метод критического толкования хадисов стал отличительным признаком мусульманской цивилизации и породил обширную литературу.

К десяти годам Анас научился читать и писать. Его родители попросили Мухаммада назначить его личным писцом и помощником пророка, и юный Анас оказался в свите писцов, которая сопровождала Мухаммада ночью и днем. После смерти Мухаммада Анас стал знаменит как хранитель хадисов. Обычно он разворачивал свои свитки документов и говорил: «Вот изречения пророка, которые я записал, а потом прочитал ему, чтобы исправить мои ошибки».

Наука хадиса

Наука, объединяющая собирание, критическое толкование и распространение хадисов, включает в себя:

1. текстологический анализ;

2. биографический анализ рассказчиков;

3. проверку хронологических соответствий;

4. проверку лингвистических и географических параметров;

5. удостоверение подлинности устных и письменных сообщений.

Каждое из изречений прослеживается в своих истоках вплоть до подлинного произнесения его самим Мухаммадом. Цепь ссылок на рассказчиков, возвращающая к истоку, называется иснад, или «возвращение». Этот способ проверки подлинности рассказчика стал называться ильм ар-Риджал (наука о биографии). Таким образом, предание о пророке всегда содержит «иснад», который приобретает особую форму: «такой-то сказал, что такой-то сказал, что такой-то сказал, что пророк говорил...»

Появилась особая группа ученых, которые посвятили всю свою жизнь проверке каждого звена в этой цепочке:

1. Являются ли данные лица надежными рассказчиками?

2. Возможно ли, с учетом хронологических и географических факторов, что лица, составляющие данную цепочку, действительно встречались?

3. Достаточно ли нравственны эти лица и не руководят ли ими политические или сектантские мотивы?

4. Отличаются ли предания логической и содержательной последовательностью?

5. Отражают ли они лингвистически изречения пророка? Согласуется ли данное предание с учением Корана?

6. И является ли это изречение достаточно убедительным, чтобы мы поверили, что оно произнесено самим пророком?

Каждое предание анализируется на базе этих и других вопросов и классифицируется в соответствии с установленными категориями как аутентичное, хорошее, слабое, переданное неумелым рассказчиком, не содержащее указаний на рассказчика, явно сфабрикованное и т. д.

Используя разработанную систему подобных категорий, ранние мусульманские ученые буквально просеяли миллионы хадисов. Имам Бухари (ум. 870), знаменитый составитель хадисов, собрал, как сообщалось, шесть миллионов хадисов. Но после критического анализа подлинными были признаны только 7275. Они были собраны в его знаменитой книге «Сахих Бухари». Имам Муслим (ум. 875) собрал свыше трех миллионов хадисов, но отверг все, кроме 9200, которые мы находим в его книге «Сахих Муслим». Существуют шесть хорошо известных и широко используемых достоверных собраний хадисов, названных именами их собирателей. Кроме Муслима и Бухари, среди них были ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Абу Дауд и Насаи.

***

Его призыв был прост — учение о Единобожии. Все люди, мужчины и женщины, равны перед Создателем независимо от социального происхождения и цвета кожи, преимущества же одних перед другими — только в наибольшей богобоязненности.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: