Где ты, Прямой путь?
08.04.2017 15:50При рождении каждый человек обладает одинаковой степенью достоинства перед Аллахом. Само по себе физическое существование человека не определяет его степени достоинства. Степень достоинства и значимости человека возрастает или уменьшается в зависимости от действий человека.
Довольство Создателя
Коран полностью стирает какие бы то ни было различия между людьми, будь то расовые или классовые. Вместо этого за единственную основу превосходства берутся те достоинства, которые человек приобретает посредством своих намерения, старания и терпения. Единственным мерилом достоинства людей перед Аллахом является богобоязненность. Аллах Всевышний говорит в Коране: «...и самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах — Знающий, Ведающий» (сура «аль-Худжурат», 49/13). «Стремитесь же опередить друг друга в добрых делах» (сура «аль-Бакара», 2/148). «Аллах сказал: “Это день, когда правдивым людям принесет пользу их правдивость. Им уготованы Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно”». Аллах доволен ими, и они довольны Им. Это — великий успех!» (сура «аль-Маида», 5/119).
К сожалению, в наше время очень распространены всевозможные негативные течения и веяния, и богобоязненность является той единственной основой, которая способна противостоять всему этому. Мы должны очень хорошо понять, что такое богобоязненность, и сделать так, чтобы она проявляла себя в каждом моменте нашей жизни, а также приложить все силы к тому, чтобы украсить себя той нравственностью, которой обладал Посланник Аллаха. Люди гостят на этой земле лишь с целью испытания. Поэтому те из них, кто уверовал в Аллаха Всевышнего, кто по-настоящему любил Его, кто соблюдал все Его повеления и запреты и кто исправил свой нафс, удостоятся бесконечной милости и счастья в вечной жизни. В вышеприведенном аяте есть указание на то, что для человека самой высокой степенью перед Аллахом является «степень довольства». Довольство Аллаха Своим рабом является источником бесконечного и безграничного счастья.
Вопросы в Судный день
Человек по мере своих сил ответственен перед Аллахом за выполнение всех предписаний и запретов. Границы этой ответственности соответствуют границам возможностей человека. Те, кто обладает способностью влиять и на общество, помимо исправления себя самого обязаны прилагать усилия и к исправлению общества. Если же человек не имеет возможности исправить общество, то он ответственен за исправление лично себя. В сущности, каждый отдельно взятый человек связан с самим собой, со своей семьей, со своим ближним окружением, односельчанами и земляками, со своей страной, со всем миром и даже со Вселенной. Человек связан не только с той страной, в которой он живет, но также непосредственно связан с солнцем, луной, звездами, облаками и всем остальным. Однако эти связи и отношения неодинаковы. Прежде всего человек ответственен за самого себя, затем он ответственен за свою семью, затем за своих близких родственников, а затем уже за других людей из своего окружения. Исходя из этой очередности первым, о чем будет спрошен человек, является наличие или отсутствие у него веры, а вслед за этим человек будет спрошен о том, совершал ли он намаз или нет. В одном из хадисов говорится: «Все вы пастухи, и каждый ответственен за свое стадо» (аль-Бухари). В этом хадисе указывается на различные аспекты этой ответственности в зависимости от сил человека. Так, например, глава государства ответственен за всех людей, проживающих в этом государстве. Наместник какой-либо области ответственен за людей, живущих в этом месте. Глава района ответственен за свой район. А глава семейства ответственен за свою семью. В хадисе говорится: «В Судный день человек не сдвинется с места до тех пор, пока не ответит на четыре вопроса: на что он потратил данную ему жизнь, на что он истратил свою молодость, как он заработал свое имущество и на что его потратил, как он распорядился полученными знаниями» (ат-Тирмизи). Из этого хадиса следует, что в Судный день человек будет отвечать за всю свою жизнь целиком. Что же со своей стороны должен сделать человек, чтобы Аллах Всевышний вывел его на прямой путь?
Хидайат — приверженность истинному пути…
…является светом, которым Аллах Всевышний наполняет сердце человека, после того как человек сам прилагает усилия к тому, чтобы встать на этот путь. Люди же становятся лишь причиной истинного пути или заблуждения друг для друга. Некоторые люди, ошибочно понимая вопрос о том, что и добро и зло созданы Аллахом, говорят: «Хидайат от Аллаха. Если Он не пожелает, человек никогда не сможет встать на путь истины», тем самым закрывая путь для наставления других людей и желая снять с себя ответственность. Прежде всего необходимо сказать следующее: да, Аллах Всевышний может даровать хидайат тому, кому пожелает, а кого пожелает, может ввести в заблуждение. Однако причиной введения человека в заблуждение является то, что человек сам использует свою волю на пути зла. Тогда как Аллах Всевышний никогда не введет в заблуждение раба до тех пор, пока раб сам не выберет этот путь. То же самое касается и хидайата. Точно так же, как человек прилагает все необходимые усилия для поиска удела и делает все от него зависящее, а затем уповает на Аллаха и ждет от Него результатов. Ведь только Он наделяет уделом. Приведем еще такой пример: совершенно очевидно, что человек, не засеявший поле, не получит никакого урожая. Тот же, кто сделал все от него зависящее, с вероятностью 99% получит хороший урожай. Что же касается 1%, то он отводится на форс-мажорные обстоятельства, такие, как наводнение, засуха, град и так далее. Поэтому мудрость наличия даже небольшой вероятности того, что человек может не получить урожая, заключается в том, что человек обращается с мольбами к Аллаху Всевышнему, чтобы избежать этих бедствий. То же самое касается и хидайата.

Правительству России не понравился законопроект Дагестана о религиозных ограничениях
заседание Комитета Госдумы
08.04.2025 01:22
Дагестан лоббирует поправки в Федеральный закон о свободе совести
но законопроект не зарегистрирован
17.12.2024 10:31
Парламенты СКФО поддержали запрет издания литераторы обычными храмами
монополия у централизованных религиозных организация
20.11.2024 22:51