Мусульмане и политика

17.02.2018 12:01

В мусульманской умме по всему миру существуют серьезные разногласия и ведутся бурные дискуссии относительно того, дозволено ли мусульманам вступать в немусульманские политические партии и участвовать в их деятельности. Не обошла данная дискуссия стороной и нашу страну. Некоторые мусульмане утверждают, что для российских верующих является крайне важным вступать в политические партии и стараться влиять на политический курс, проводимый в стране, особенно в ситуации, когда политика президента России все больше ориентируется на страны исламского Востока. Другая часть мусульман России утверждает, что подобное вступление и участие в деятельности немусульманских партий является харамом.

Дилемма современных мусульман

Шариат не запрещает мусульманам жить в немусульманских странах. В современном мире более 400 миллионов мусульман (почти 1/3 от их общей численности) проживают как религиозные меньшинства в немусульманских странах. Некоторые из них даже являются коренными жителями этих стран, некоторые переехали в эти страны за лучшим образованием, заработком и по иным причинам.

При этом большинство мусульманских стран на сегодняшний день также не управляются в соответствии с законами Всевышнего Аллаха. И что же в такой ситуации делать мусульманам? Мусульмане обязаны продолжать практиковать свою религию и проповедовать истину. В то же самое время они должны защищать свои жизни и улучшать благосостояние общества, а также участвовать в политической жизни немусульманских стран, если в этом есть необходимость и польза. В этом есть польза для мусульман — принимать участие в деле защиты собственных интересов и преумножении блага в обществе.

Что говорят Коран и Сунна?

Исламский подход к любому вопросу неизменно требует изучения коранических положений, как они были поняты и применяемы посланником Аллаха, праведными предками, которых мы воспринимаем в качестве образца и примера для нас во всех делах нашей религии.

Размышляя о практике посланника Аллаха, мы находим замечательные примеры, утвержденные самим пророком, которые проясняют нам, что сотрудничество с немусульманами в мирских делах дозволено мусульманам настолько, насколько это приносит пользу мусульманам, помогает установить справедливость и устранить нечестие. Отсюда, по мнению многих исламских ученых, нет ничего запретного в участии мусульман в деятельности политических партий и в политических выборах в немусульманских странах. Особенно, когда подобное участие открывает перед мусульманами определенные выгоды и устраняет вред.

Например, пророк Йусуф (мир ему) не обращал внимания на тот факт, что правитель был неверующим человеком или деспотом. Главной заботой пророка Йусуфа (мир ему) было благосостояние народа и их нужда в знающем и опытном человеке, который мог бы проявить заботу об их нуждах.

Пророк Мухаммад также жил в Мекке в течение тринадцати лет под защитой своего неверующего дяди Абу Талиба, защищавшего его от племенной системы джахилии. Посланник Аллаха открыто критиковал языческие неисламские верования и ритуалы своего народа. Но при этом он принимал участие в их племенной общественной системе и получал от этого пользу. Он оставался жить внутри этой неисламской системы так долго, насколько ему позволили. Мусульмане должны учиться у посланника Аллаха его методам завоевания расположения политических лидеров мекканской общины, таких как Абу Суфьян, Сумама и других, которые вначале выступали против ислама. Он завоевал их сердца очень тонкими, дипломатическими методами. Мы должны извлекать уроки из пророческой Сиры и делать все от нас зависящее для их воплощения в нашей сегодняшней жизни.

Принцип общественной пользы

Основное правило ислама таково, что мусульманин должен приносить пользу окружающим. Передается, что посланник Аллаха говорил: «Лучшим мусульманином является тот, который приносит больше пользы для других». Таким образом, мусульманину следует принимать участие в деятельности той или иной партии, которая работает на общественную пользу. Мусульмане, которые принимают участие в выборах в российские органы представительной власти, не должны руководствоваться в этом только собственными устремлениями. То есть им не стоит работать только во благо мусульманского меньшинства нашей страны. Наоборот, им следует стремиться к спасению всей российской нации от духовной, моральной и социальной деградации точно так же, как пророк Йусуф (мир ему) спасал языческий народ от голода.

Нет ничего предосудительного в участии мусульман в политической жизни и выборах в немусульманских странах. А в некоторых случаях подобное участие мусульман в политической жизни немусульманских обществ может быть даже похвальным, если подобным путем достигается общественное благосостояние, устанавливается справедливость, оздоравливается нравственность и устраняется хоть малая несправедливость.

Отказ от поддержки несправедливости

Мусульманам предписано исламом принимать участие в любых процессах и начинаниях, ведущих к избранию лидеров общины. Они должны избрать тех лидеров, которые являются справедливыми, честными, заслуживающими доверия и сильными. В случае если нет кандидата-мусульманина, то им следует поддержать того кандидата, который является наиболее дружелюбным, честным и справедливым в отношении мусульман.

Ислам предписывает верующим сотрудничать с немусульманами, как лидерами, так и обычными людьми, которые не сражаются с мусульманами, не убивают их братьев и сестер. Мусульманам следует поддерживать любого кандидата или политика, который готов отстаивать принципы и убеждения, схожие с исламскими. Им не следует поддерживать кандидата, который противостоит мусульманам. В случае если все кандидаты так или иначе выступают против мусульман, им следует поддерживать того, кто проявляет меньше вражды и неприязни.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: