Приказывайте делать одобряемое!

14.07.2018 04:30

В исламе высоко ценится терпение и уважение к другим. Но не меньшее значение имеет активная социальная и личностная позиция, а именно — то, что относится к побуждению к добру и удержанию от зла. Как часто, имея возможность повлиять на ситуацию, мы поддаемся своей лени, малодушию или «толерантности», разрешая событиям идти по течению к своему пагубному концу. В исламе неприемлемо такое равнодушие.

О борьбе с общественными пороками

Кто-то возлагает обязанность борьбы с общественными пороками на государство. Кто-то на каждого члена общества.

Сообщается, что посланник Аллаха сказал: «Каждый из вас, кто увидит порицаемое, пусть исправит это своей рукой. Если это не в его силах, то пусть исправит это своим языком. А если и этого он не может, то пусть сделает это своим сердцем, и это будет самое слабое проявление веры» (Тирмизи).

Некоторые алимы сказали, что при борьбе с порицаемым, использование силы является обязанностью государства, обязанностью алимов являются наставления, а обязанностью каждого отдельного человека является непринятие этого сердцем. Да, использование силы является прерогативой государства, так как только государство полномочно использовать силу, поскольку сила заключена в законе, а применение законов — обязанность государства. Если же дать право использования силы каждому гражданину в отдельности, то это откроет путь всевозможным правонарушениям и анархии. Например, приведение в исполнение смертного приговора является обязанностью государства, а граждане не имеют права самостоятельно приводить приговор в исполнение. Исходя из этого некоторые алимы толковали этот хадис следующим образом: «Если человек видит какое-либо зло, то он должен остановить его рукой. Но если он, имея возможность предотвратить это, точно знает, что это станет причиной еще большей фитны, то ему следует отказаться от исправления этого рукой и прибегнуть к наставлению. Если и в этом случае точно известно, что это станет причиной распространения фитны, то тогда необходимо испытывать ненависть в сердце к этому злу».

Теперь хотелось бы вкратце разъяснить вопрос о «слабости веры». Когда верующий сталкивается с каким-либо злом, то он как минимум должен испытывать неприязнь и ненависть к этому. Это ни в коем случае не означает, что «верующий, не имеющий сил отразить зло, обладает слабой верой». Так, например, имам Навави толковал выражение «слабость веры» как «малая награда». Таким же образом некоторые ученые толковали слово «вера», упоминаемое в этом хадисе как «действие». Что же касается вопроса о том, что выражение «каждый из вас» подразумевает абсолютно всех членов общества, то можно сказать, что каждый верующий ответственен за устранение зла в той области, которая имеет к нему отношение, хотя бы в виде непринятия этого сердцем. Так, например, в одном из хадисов говорится: «Все вы пастухи. И все вы ответственны за свою паству» (Аль-Бухари). Глава семьи ответственен за членов своей семьи, учитель ответственен за своих учеников, а государство ответственно за весь народ. Одним из видов этой ответственности является устранение зла и защита людей от него. И в этом вопросе и государство, и граждане должны выполнять возложенные на них обязанности.

Вмешиваться в личную жизнь?

Некоторые считают, что побуждение к одобряемому и предостережение от порицаемого, являются вмешательством в личную жизнь человека. И такое бывает. Но насколько верны подобные утверждения? Почему нельзя предоставить другим право «быть собой» и «жить своей жизнью», даже если их ценности не соответствуют вашим?

Человек является врагом неизвестного. Подобные мысли возникают у тех людей, которые не совсем хорошо осознают реальность. Попробуем рассмотреть данный вопрос с разных точек зрения:

1. Эта жизнь подобна кораблю, а общество, в котором мы живем, — пассажиры этого корабля. Предупреждать тех, кто хочет причинить вред этому кораблю, является обязанностью каждого из пассажиров. Поэтому в данной ситуации говорить о том, что каждый может делать то, что ему захочется, было бы неправильным. Исходя из этого, каждый человек, обладающий разумом, знает, что в каждом обществе существуют определенные традиции и обычаи, а у каждой системы есть определенные условия. И напоминание об этом не является вторжением в личную жизнь, а, наоборот, является обязанностью каждого члена общества. Однако это напоминание, предостережение и увещевание не является делом каждого человека. У этого дела так же есть свои правила и условия. Как уже отмечалось выше, устранять совершаемое зло рукой (силой) является обязанностью государства. Исправлять зло языком посредством наставлений и увещеваний является обязанностью алимов. А простые люди должны испытывать отвращение ко злу в своих сердцах и должны делать дуа для исправления этого зла.

2. Если какой-то орган или клетку нашего организма поражает недуг, то это оказывает влияние не только на этот орган или клетку, но и на весь организм в целом. Поэтому необходимо немедленно приступить к лечению этого органа, а если необходимо, то и провести операцию, чтобы предотвратить нанесение вреда всему организму, а также душевному здоровью. Будет ли уместным вопрос: «Зачем вы лечите этот орган?». Точно так же и общество является единым организмом. И если отдельные члены этого общества, подобно клеткам организма, больны, то разве не нужно их лечить? Однако необходимо искать такие пути исправления, чтобы не повредить эту клетку, для чего необходимо обращаться к специалисту.

3. Тот, кто не исправил себя, не сможет исправить других. Прежде всего мы сами должны совершать добро, являясь примером. Подобно солнцу, мы сначала должны осветить самих себя, а уже потом распространять этот свет на других. Чтобы тот, кто желает, мог извлечь пользу из этого света. Значит, для предотвращения зла необходимо самим совершать добро, являясь для других хорошим примером.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: