Вокруг гнева

22.04.2017 14:21

Когда человек зол, он слаб. В зависимости от того, как он реагирует на ситуацию, злость имеет потенциал вытащить самое худшее, что есть в нем. Тот, кто пребывает в состоянии злости, теряет самообладание, он говорит и делает вещи без участия своего разума. И реальность такова, что мы не можем переиграть и стереть случившееся, поэтому ничего, кроме сожалений, злость не приносит. Со злостью и вспышками гнева, которые провоцируют в нас ситуации и другие люди, нужно бороться ради самого себя, так как негатив в первую очередь сказывается на самом человеке.

Несколько практических советов…

… для возвращения самообладания в моменты агрессии и вспышек гнева:

1) Поминание Аллаха и страх перед Аллахом. Страх перед Аллахом должен вести человека к Его послушанию, проявлению покорности и смиренности.

2) Избежать/выйти из ситуации, которая провоцирует злость. Человек должен подумать о том, к каким последствиям может привести его злость. В моменты злости он не понимает, что делает, и идет на поводу у своих эмоций, но не раз уже он убеждался, что в итоге он испытывает раскаяние, сожаление и стыд.

3) Помнить о награде за прощение людей и проявление терпения; и в стремлении обрести эту награду заставьте себя преодолеть свою злость и избежать наказания за нее.

4) Помнить, что люди любят и уважают вас, и нам не следует рисковать этим из-за злости. Прощение только увеличивает уважение людей к нам.

Уважайте свой гнев!

А вот мнение Аси Гагиевой: «Уважайте свой гнев!» Каким образом, спросим мы? Возможно ли такое?

«Многие из нас привыкли принимать гнев как негативное чувство, как что-то, что нужно подавить, от чего нужно избавиться. Особенно это распространено среди верующих, которые склонны приравнивать гнев к греху. Известный многим хадис «Не гневайся» понимается так, будто посланник Аллаха запретил само чувство гнева. Но как можно запретить чувство? Разве человек может контролировать возникновение тех или иных чувств. Они появляются скорее, чем вы успеете подумать, и что можно с ними можно сделать, так это подавить… Или выразить. Почему опасно подавлять гнев? Наверно, каждый, кто хоть раз пытался подавить свой гнев, в глубине все равно понимал, что он с этим чувством не справился. Гнев относится к числу стенических эмоций, побуждающих к действиям, мобилизующих ресурсы человека. Поэтому гнев «заводит» нас на действия, на поступки. Это сила, которая рвется наружу, на дело. Если мы обратим эту силу внутрь, подавим ее, мы тем самым не избавимся от нее – пройдет некоторое время и нам придется «лицезреть» ее в болезнях души или тела. Нельзя не сказать о том, какое пагубное влияние оказывает подавленный гнев на отношения. Гнев, который мы не выразили партнеру открыто, вскоре разорвет наши отношения по любой другой незначительной причине. Как часто бывает, человек долго терпит, а потом либо уходит из отношений, либо подставляет так, что дальнейшее их развитие представляется невозможным. Скрывая свои истинные чувства, мы часто рискуем чем-то большим, чем парой минут ясности, которой мы избегаем. Например, человек не сказал прямо, что те или иные поступки причиняют ему дискомфорт, нарушают его границы, но потом он может «случайно» подставить нас, сделать что-то, что нас расстроит и т.д. Подавленный гнев не уходит, он принимает другие, более извращенные «маскировочные» формы. Гнев — это «эмоция силы». Это энергия. Но мы часто думаем, что ее можно направить только в русло агрессии и нанесения другим или себе вреда. Нет. Гнев — это энергия, которая может быть полезна в делах, где требуется воля. Гнев — это «топливо» воли. Это может показаться странным, но когда мы добиваемся своих целей, усердствуем и упорно идем к намеченному, мы используем как раз силу гнева. Это может показаться странным, потому что мы привыкли воспринимать гнев только в негативном свете. Большинство из нас видят в гневе врага, а не помощника, не источник ресурсов, которые нам так нужны. Всевышний не создает ничего просто так: «Он сотворил всякую вещь и придал ей соразмерную меру» (Коран, сура «Аль-Фуркан», аят 2). Нельзя также не отметить, что это инструмент защиты наших границ — эмоциональных, физических и др. Известно, что посланник Аллаха, как и любой из нас, не был лишен чувства гнева, но его гнев был направлен на защиту религии, законов Всевышнего. Так что силу гнева можно использовать не только для агрессии и причинения вреда, а для защиты и проявления (и поддержания) воли. Если от гнева нельзя избавиться, его надо использовать… Гнев может стать нашим союзником, когда мы научимся управлять им. Он подобен зверю, охраняющему наши границы. И чтобы он стал помощником, а не вредителем, нужно его воспитывать, ухаживать за ним и дрессировать. Другими словами, «одомашнить» его, чтобы он не бросался на других при первых подозрениях, а использовал свою силу только при явной необходимости и в той мере, в какой ее будет достаточно. Понимать степень опасности и выстраивать адекватную защиту — вот в чем секрет «цивилизованного выражения гнева». А проявление благочестия, к которому стремятся верующие, — не в том, чтобы подавлять естественный импульс гнева, а в том, чтобы научиться использовать его на благо, на жизнь».

«Приводить к пользе, а не вреду»

Пророк обладал наилучшим нравом и никогда не злился и не гневался, за исключением того, когда нарушались предписания и заповеди Всевышнего. Есть любовь и ненависть ради Аллаха. Человеку должно быть ненавистно то, что нелюбимо Аллахом, и злить то, что нарушает заповедь Аллаха. Только в этом случае гнев оправдан. Но в этом случае верующий должен быть осторожен от гнева из-за себя или наших интересов. Гнев ради Аллаха не должен выводить нас из себя и лишать самообладания, нужно сохранять умеренность и не совершать неправомерных действий. Гнев ради Аллаха должен вызывать стремление к изменению лучшему, к мягкому наущению, он должен приводить к пользе, а не вреду.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также