Вопрос-ответ

26.03.2016 18:06

Человек хочет удочерить двух девочек, хотя сам имеет ребенка. Есть ли аят или хадис о награде за такой поступок?


Если человек имеет намерение взять для опеки ребенка, то это богоугодное и важное для общества дело. Забота о таких детях подобна заботе о настоящих сиротах, кроме того что у детей из приютов и детдомов могут быть живые родители, бросившие их, но по всем остальным параметрам они похожи на сирот. О важности заботы о сиротах Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Я и опекающий сироту в Раю будем вот так», — и показал указательный и средний палец» (Аль-Бухари). Это если ребенок является мусульманином. А если он не мусульманин, то он может оставаться не мусульманином и опека над ним запишется как «садака», занимающая очень высокое место среди богоугодных дел. Нужно иметь в виду, что в исламе для опекаемых детей понятия «усыновление» в прямом смысле не существует, поэтому опекунам запрещается давать этим детям свои фамилии, потому что их нужно приписывать только своим отцам. В Священном Коране сказано: «Зовите их (приемных детей) по именам их отцов. Это более справедливо перед Аллахом» (сура «аль-Ахзаб», аят 5).

Можно ли мне взять фамилию матери?

По исламу дети должны носить фамилию отца, вне зависимости от того, с кем они растут. Относить себя или своих детей к кому-либо, кроме отца, в исламе является запрещенным поступком. На это указывают слова Всевышнего Аллаха в Коране. В суре «аль-Ахзаб» сказано: «Зовите их (приемных детей) по именам их отцов. Это более справедливо перед Аллахом» (аят 5). Поэтому человек должен носить только фамилию отца. Если он будет носить фамилию другого человека, то это будет считаться обманом и уподоблением некоторым неверующим. Если есть возможность, вы должны поменять свою фамилию и покаяться перед Аллахом за совершенный грех, если вы это сделали осознанно. То же самое касается и женщин, которые, уподобляясь немусульманкам, берут фамилии своих мужей. Это также является запретным, так как в этом есть унижение для женщины и уподобление представителям другой веры.

Исключением, когда ребенку дается фамилия матери, является тот случай, когда он рождается от внебрачных связей. Тогда ребенок приписывается только матери и должен носить ее фамилию. Если же речь идет о ситуации, когда мусульманин (мусульманка) без серьезных и веских причин меняет свою фамилию по отцу на другую фамилию, в таких случаях недопустима добровольная смена фамилии.

А если у человека есть крайняя необходимость, то, как известно, почти каждое правило имеет исключение, и принцип исламского законодательства гласит: «Крайняя необходимость делает совершение запретного допустимым». Такие нестандартные случаи нужно рассматривать в индивидуальном порядке, и алим с учетом всех «за» и «против» может вынести по ним отдельное решение.

Хадис

Передают со слов Джабира (да будет доволен им Аллах), что Пророк (ﷺ) сказал: «Для того, кто скажет: “Свят Аллах и хвала Ему” («Субхана-Ллахиль-‘Азыми ва би-хамдихи»), будет посажена пальма в Раю» (Ат-Тирмизи).
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также