Женщина, работа, семья

03.03.2017 21:03

Надо ли женщине работать или она должна сидеть дома и заниматься домашним хозяйством? Каковы условия, при которых работа становится запретной для мусульманки? Согласитесь, вопрос сегодня достаточно популярный.


Работа и необходимые условия для нее

На самом деле не существует никаких запретов, которые не позволяли бы женщине работать. Однако, работая, женщина должна соблюдать ряд правил. Если она не станет соблюдать эти правила, то совершит харам. Споры о правах и положении женщины в исламе в основном сводятся к вопросам участия женщин в социальной жизни и общественной деятельности. В соответствии с исламом женщина может работать как дома, так и вне его, помогая своему мужу зарабатывать средства существования. В зависимости от условий и потребностей роли супругов в семье могут изменяться. В торговых и финансовых вопросах женщина ничем не отличается от мужчин и обладает такими же правами и полномочиями, которыми обладают мужчины. Аллах Всевышний сказал в Коране: «Мужчинам полагается доля из того, что они приобрели, и женщинам полагается доля из того, что они приобрели. Просите у Аллаха из Его милости, ведь Аллаху известно о всякой вещи» («ан-Ниса», 4/32).

Что же касается равенства мужчин и женщин в вопросе трудовой деятельности, то в Коране об этом говорится следующее: «О те, которые уверовали! Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а только путем торговли по обоюдному вашему согласию. Не убивайте самих себя (друг друга), ведь Аллах милостив к вам» («ан-Ниса», 4/29). Сообщается, что посланник Аллаха сказал в связи с этим: «Если кто-то из вас возьмет веревку, пойдет в горы и принесет оттуда на спине вязанку дров, а затем продаст их, то это будет несравненно лучше, чем попрошайничество» (Аль-Бухари). Каждый человек вне зависимости от того, мужчина это или женщина, обладает правом зарабатывать деньги, при условии соблюдения правил, установленных нашей религией, таких как открытость, честность, надежность, соблюдение обещаний и условий договора. Поэтому женщина может работать при наличии необходимых условий — и может не работать, если эти условия отсутствуют. Одним из основных условий работы женщины где-либо является ношение одежды, соответствующей нормам шариата, а также серьезное отношение к ней со стороны коллег по работе. Кроме этого, на месте работы должны быть и другие женщины, то есть работающая женщина не должна оставаться наедине с посторонними мужчинами.

Работа и обеспечение детей

Содержать своих детей обязан отец, потому что они рождены от него. Может ли женщина или кто-то другой содержать детей, кроме отца? Относительно этого существуют четыре мнения.

Ханафиты считают, что если отца нет или же он беден и не способен зарабатывать по причине болезни, старости и так далее, то его детей должен содержать кто-нибудь из предков, неважно, мужчина или женщина, если у них есть средства.

Маликиты считают, что содержать детей обязан только отец, потому что Пророк сказал человеку, который спросил его о том, на что ему потратить имеющийся у него динар: «Потрать его на себя». Он сказал: «У меня есть еще один». Пророк сказал: «Потрать его на свою семью». Этот человек сказал: «У меня есть еще один». Пророк сказал: «Потрать его на своего слугу». Он сказал: «У меня есть еще один». Пророк сказал: «Ты лучше знаешь, куда его потратить». Пророк не велел ему тратить на кого-то, кроме тех, кто перечислен в хадисе. Кроме того, шариат велит нам содержать родителей и детей, а остальные не приравниваются к ним, поскольку их не связывает с человеком рождение, да и нормы, касающиеся их, отличаются от норм, касающихся других людей, поэтому в данном случае было бы неверным проводить аналогию.

Шафииты считают, что если нет отца или он не способен обеспечивать детей, их должна обеспечивать мать, поскольку Всевышний сказал: «Нельзя причинять вред матери за ее ребенка, а также отцу за его ребенка». А также потому, что содержание детей возложено на отца, хотя их родила мать, а не он, и поэтому она еще больше подходит для того, чтобы возложить на нее их содержание. Она также обязана содержать внуков, поскольку бабушка приравнивается к матери в нормах, связанных с рождением.

Ханбалиты говорят, что если у маленького ребенка нет отца, обязанность содержать его ложится на каждого наследника в соответствии с его долей наследства, поскольку Всевышний сказал: «А тот, у кого родился ребенок, должен обеспечивать питание и одежду матери на разумных условиях». И далее Он сказал: «И на наследника возложено подобное этому». То есть Он возложил на отца обязанности по содержанию младенца, а затем упомянул в этой связи и наследника, возложив на него то же, что и на отца. Однажды к Пророку пришел один человек и спросил: «Кому мне следует делать добро?». Он ответил: «Своей матери, потом отцу, потом сестре, потом брату». А в другой версии есть добавление: «...потом другим родственникам, начиная с ближайшего, — это долг и родство, которое следует поддерживать». Этот хадис подтверждает упомянутое мнение: Пророк обязал этого человека поддерживать отношения с родственниками и оказывать им милость и благодеяние, а обеспечение входит в поддержание родственных связей, ведь оно названо обязательным правом. В обеспечение детей и внуков входит предоставление им в достаточном количестве хлеба, другой еды к хлебу, питья, одежды, а также их обеспечение жильем и кормилицей, если ребенок грудного возраста, в соответствии с материальным положением обеспечивающего и обычаями той местности, в которой он живет, потому что оно сделано обязательным в силу необходимости, и размер его должен также определяться необходимостью.
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также