Как жили дагестанские села в условиях изоляции

27.05.2020 12:19

Зарема Гасанова

ИСКУССТВО ТВОРИТЬ

Как жили дагестанские села в условиях изоляции

 

В настоящее время многие люди тревожатся из-за вынужденной самоизоляции, связанной с COVID-19. Но насколько жизнь в изоляции является уникальной для дагестанцев, в течение длительного времени проживавших отдельными автономными общинами, самостоятельно обеспечивающими себя практически всем? Какие ремесла помогали им в этом?

Мы обратились к научному сотруднику Института истории, археологии и этнографии Дагестанского федерального исследовательского центра, кандидату исторических наук, автору 30 научных статей, посвященных данной тематике, Фатиме ГАДЖАЛОВОЙ.

 

— Дагестан не только регион этнического многообразия, но и край трудолюбивых и талантливых людей. Нет области ремесленного мастерства, которым бы не владели дагестанцы. Ковроткачество и гончарное дело, ювелирное и медночеканное ремесло, вышивка и вязание — это далеко не весь перечень традиционных ремесел Дагестана. Вообще, ремесло — это одно из древних занятий и уникальная сфера человеческой деятельности. При помощи несложных приспособлений и сырья изготавливались не просто предметы, так необходимые в быту, но и эстетически красивые, художественные изделия.

В чем была важность ремесел для жителей Дагестана?! Прежде всего, надо было обеспечить семью самым необходимым: одеждой, обувью, предметами домашнего обихода, сельскохозяйственными орудиями труда. Производств как таковых не было, и все надо было делать самим. Приемы мастерства накапливались людьми годами, знания, умения совершенствовались.

Историки выделяют ремесло домашнее, ремесло на заказ и ремесло на рынок. Домашнее ремесло, как мы уже говорили ранее, это производство ремесленных изделий для удовлетворения нужд семьи, которой они были изготовлены. Ремесло на заказ — это производство изделий ремесленником по заказу потребителя из своего сырья или сырья заказчика. Ремесло на рынок являлось мелкотоварным производством, при котором ремесленник либо сам продавал изделия потребителю на небольшом местном рынке, либо сбывал их посредникам, скупщикам с целью дальнейшей перепродажи.

Есть и более широкое понятие — промысел. Обычно это занятие каким-либо делом в объеме, который может обеспечить, полностью или частично доход, необходимый для жизни занимающегося промыслом и его семьи.

 

— То есть промысел — это изготовление изделий в большем количестве, чем надо для потребностей семьи, и что идет как излишек?

 

— Верно, промыслом занимались обычно и в одиночку, и семьей или создавали небольшие группы, которые назывались артелями.

 

— В Дагестане много сел, которые из-за сложного горного рельефа существовали в условиях относительной изоляции. Как это сказалось на ремеслах, на производительности?

 

— Конечно, удаленность горных сел и ограниченность в средствах транспорта не позволяли свободно передвигаться, люди жили замкнуто, особенно женщины, у мужчин были какие-то практики отходничества, выезд для сбыта ремесленных изделий или сельхозпродуктов. В крупных населенных пунктах, таких как Чох, Казикумух, Цудахар, Анди, Акуша устраивались базары, где проходил обмен фабричных и кустарных изделий на продукты животноводства, главным образом — масло, сыр, а также шерсть. Ведь в пределах одного села его житель не мог произвести абсолютно все, в чем он нуждался. Здесь все меняли, покупали, продавали. В любом случае, сложно сравнивать изолированное проживание народов внутри сельских обществ в XIX–ХХ веках и самоизоляцию в реалиях начала третьего тысячелетия. Но…

 

— Но трагедии из этого не делали?

 

— Не делали. Несмотря на относительную замкнутость сел в прошлом, люди были самодостаточны, чему во многом способствовала занятость сельским хозяйством, животноводством, ремеслом.

 

— Было какое-то разделение или специализация?

 

— Конечно. В Дагестане существовали известные центры, специализирующиеся в определенном виде занятий. Так, если говорить о металлообработке, основные центры — это села Кубачи, Харбук, Амузги, Согратль, Гоцатль, Унцукуль. Здесь изготавливали как простое, так и художественно отделанное оружие.

 

— А где они брали сырье?

 

— Если говорить о стали для производства холодного оружия, то часть сырья в прошлом добывалась из местных залежей руды. Но этого было недостаточно, и поэтому железо, медь, серебро поступали в Дагестан по торговым путям из России, Ирана, Индии. Со временем, когда холодное оружие стало больше парадным предметом мужской одежды, мастера переключились на изготовление ювелирных изделий: браслетов, подвесок, серег, наборных поясов, а также серебряной утвари.

 

— Все было поставлено уже на широкую ногу?

 

— Да, ремеслом занимались семьями. Существует одна важная особенность ремесла — его преемственность. Если это была мужская специализация в промысле, то навыки и секреты мастерства передавались от отца к сыну, от деда к внуку. В женском ремесле — вышивке, вязании, ковроткачестве — бабушка учила внучку, мама обучала мастерству дочь. Благодаря такой межпоколенной передаче знаний эти ремесла сохранились. Технология и художественное изготовление ремесленных изделий использовались каждым следующим поколением сообразно своему эстетическому видению, так традиционное ремесло обогащалось новыми интерпретациями.

Еще одно художественное ремесло Дагестана — это ковроткачество. Для любого горного, да и равнинного, жилища украшением интерьера, средством для утепления жилища служили ковры. Дагестанские ковры подразделяются на ворсовые, безворсовые, войлочные и махровые. Центрами по изготовлению ворсовых ковров являлись такие села Южного Дагестана, как Ахты, Микрах, Куруш, Касумкент; села Центрального Дагестана — Эрпели, Нижнее и Верхнее Казанище, Урма, Апши, Верхний Дженгутай.

Безворсовые ковры подразделяются на группы изделий в зависимости от того, в каком месте они были сотканы. Это кумыкские «думы», хунзахские «давагьины», тляратинские «чули», балхарские или каякентские «паласы-туруты». Безворсовые «сумахи» изготавливали в селах Межгюль, Магарамкент, Курах. Махровые ковры ткали в селах, где проживали даргинцы, аварцы, цахуры, агулы. Войлочные ковры изготавливали аварцы Салатавии, кумыки и ногайцы, валяли в с. Бежта.

 

— А где брали краску для окрашивания пряжи?

 

— Красили природными красителями растительного и животного происхождения. Так, ярко-красный цвет при окраске получался из кошенили (насекомые красного цвета). Окрашивали пряжу корнями марены, скорлупой грецкого ореха, растительным красителем индиго. Жители Дагестана накопили богатый опыт в натуральном окрашивании пряжи, можно сказать, что у них были определенные знания в химии, накопленные опытом.

 

— Как решали задачу изготовления одежды?

 

— Дагестанцы носили одежду, сшитую из домотканого холста, сукна и шелка. Обувь, шапки и шубы шили из обработанных овчин и кож собственного производства, В части селений, где разводили овец и было много шерсти, сложилось суконное производство, а там, где росло много конопли, ткали полотно. В селениях Акуша, Леваши, Хаджалмахи, Цудахар, Абдалая, Хулелая, Наскент изготовляли сукна, в Кища, Ицари, Цугни, Меусиша, Дейбук, Чидик — полотно. Развивалось и ткачество из хлопка и шелка. Сырье часто ввозили из Азербайджана, также хлопком снабжали кумыки. Даргинцы многих предгорных аулов Кайтага, жители сел Мюрего, Губден в XIX веке занимались также и разведением шелкопряда. Из шелковой ткани шили платки и покрывала для праздничного ношения.

 

— Еще одна важная часть нашего быта — это посуда. Какой посудой пользовались?

 

— Главным образом керамической. В прошлом основными центрами гончарного производства в Дагестане были селения Балхар, Сулевкент, Джули, Испик. Здесь изготавливали разнообразную утварь: водоносы, маслобойки, тары для хранения зерна и муки. По форме кувшина, по его декору можно было отличить керамическую утварь одного села от другого. Помимо гончарной посуды еще пользовались медной посудой. Центры изготовления медной посуды — это Гоцатль, Ичичали, Кумух. Здесь изготавливали чеканные кувшины для воды, подносы, блюда, миски. Кубачи славились литьем бронзовых котлов, которые использовались по всему Дагестану.

В каждом селе был обязательно свой кузнец, который обслуживал местное население и не более того. Но известным своими кузнечными изделиями был Харбук. Сельхозинвентарь, изготавливаемый здесь, пользовался спросом по всему Дагестану.

Известны дагестанцам и приемы художественной инкрустации по дереву селения Унцукуль. Такой техникой украшают всевозможные вазы, блюда, кувшины, шкатулки.

 

— На ваш взгляд, насколько эти ремесла сохранились, или их судьба ограничится артефактами в музеях?

 

— Генетическая тяга к мастерству, изготавливать что-то красивое своими руками присутствует и сегодня. Это факт. Женщины увлекаются вышиванием, вязанием. Появились новые формы применения художественных способностей. Девушки расписывают матрешек, «одевая» их в национальные костюмы, вышивают этнические брошки, картины, панно, которые может купить любой желающий. По-прежнему развивается ювелирное ремесло: используя традиционные приемы обработки металла, мастера изготавливают украшения, отвечающие современным эстетическим запросам модниц. Предметы традиционного быта с этническим оттенком, например, вручную вылепленный балхарский кувшин, сотканный руками мастериц шерстяной ковер, украшенная инкрустацией унцукульская деревянная ваза, всегда будут пользоваться спросом как украшение для интерьера и как изделие-сувенир, напоминающее о народных ремесленных традициях Дагестана. Всегда найдутся ценители ручного труда, поэтому, мне кажется, в Дагестане в ближайшее время искусство творить не исчезнет.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также