Мясная карта бюджетов Дагестана

02.06.2019 17:35

Какое бы мясо вы хотели покупать на рынке: 

 

 

Благодаря подсказке коллег из РАНХиГС ранее опубликованные в «НД» сведения об уровне развития муниципалитетов в 2019 году были дополнены показателями за 2015-2018 гг. В итоге получена мясная карта Дагестана.

 

Простая методика

 

Ежегодно, с 2015 года, Правительство Дагестана на основе данных Минфина о дотационной местных бюджетов выносит постановление о «тарифах» с указанием каждого села и города. 

 

Эти тарифы рассчитываются по строго определённой методике, в которую входит численность населения, предельное количество чиновников и расходов на их содержания. 

 

Чтобы понять уровень развития более 700 сел можно не изучать бюджеты каждого из них, а воспользоваться опубликованными «тарифами».

 

Например, если  из 100 рублей бюджета села 30 рублей расходуют на содержание управления, то село получает 70% «мяса» – средств непосредственно направленных на село. А если на следующий год бюджет уменьшился до 60 рублей, то 50% бюджета уйдёт на кости - чиновников. 

 

Если исходить из того, что основной задачей бюджета является развитие муниципалитета, а не содержание чиновников, то любое увеличение доли расходов на содержание аппарата управления расценивается как негатив. Например, высокая температура показывает, что человек болеет. 

 

В тарифах нет муниципалитетов, не переступившие определённую черту дотационной, но таковых в Республике очень мало. Например, в 2015 г. с.Уркарах не было в списках «тарифов», г.Дербент убрали из списка в 2019 г., а г.Махачкала не был в этом списке из-за своего экономического уровня развития. Сельсовет Барчхойотар появилось в тарифах только в 2017 г., т.к. оно образовалось из-за переименования и переноса Дучинского сельсовета. 

 

Также надо понимать, что сельсоветы объединяют несколько сел, у которых нет статуса муниципального образования и своих бюджетов. Например, с.Батыр-Мурза входит в Коктюбинский сельсовет Ногайского района. 

 

Мясная карта

 

Средние доли расходов бюджетов на содержание управление мунипалитетом, показывают  следующую тенденцию.

 

Хорошую динамику на снижение у всех 42 районов республики 

 

 

Но вот бюджеты сел и посёлков республики, в которых непосредственно проживают жители районов, показывают обратную тенденцию с гораздо худшими данными

 

 

А вот как развивалась ситуация с долей расходов на содержание чиновников в городах Дагестана, за исключением Махачкалы и  Дербента в 2019 г. 

 

 

Если объединить все дагестанские городские, районные и сельские бюджеты по доле расходов на управление, то мы получим своеобразную мясную карту. 

 

Костная часть  - бюджеты с высокой долей расходов на управление

Жир - это богатые села с содержанием костей до 50 %

Мясо – городские и поселковые бюджеты с низким уровнем расходов на управление.

Сухожилья и связки – это районные бюджеты без населения, но связывают с сельские и республиканским бюджетами.

 

 

Вопросы к стратегам

 

Скорее всего вышеуказагнные цифры больше адресованы Минфину РД и Гаджимагомеду Гусейнову, вице-премьеру, отвечающему за финансы и экономику, а также курирующему разработку стратегии развития республики до 2035 года.  Также к этим цифрам напрашивается ряд вопросов.

 

В обсуждении экономики республики на официальном уровне и в экспертных кругах не достаточно уделяется внимание структуре местного самоуправления. Это все равно, что обсуждать урожай не обдумывая как и кто, пашет, сеет и собирает его и где будет хранить -совхозы, колхозы, СПК или частные лица.

 

Например, вопрос для разработчиков стратегии развития Дагестана до 2035 года,

что лучше стимулировать:

проживание жителей в городах, в посёлках городского типа или в крупных сёлах?

Ответ на этот вопрос затрагивает всю экономику республики, т.к. мы не в 19 веке, когда люди привязывались к заводам и земле.

 

В первоначальной публикации отмечалось, что уровень расходов на содержание администраций в сёлах в 2019 году коррелировал с плотностью населения.

 

Такую же корреляцию показывает обработка данных о средних долях расходов за 5 последних лет. 

 

 

Однако, результат обработки больших данных не позволяет увидеть точную картину. Например, если выстроить сельские муниципальные образования по рейтингу средней доли расходов от бюджета на содержание управления за 5 лет, то можно увидеть, что плотность и количество жителей села не всегда являются определяющим фактором. 

 

 

Возникают вопросы о причинах успеха муниципалитетов вроде п. Дубки и, соответственно, эти даные заставлют задуматься о лучшей структуре расселения жителей республики для наиболее эффективного сохранения ресурсов. 

 

Роль качества управления можно продемонстрировать на примере динамики изменения доли расходов в селах по двум районам.

 

 

Странную стратегию застоя с общим падением демонстрируют села Докузпаринского района.

 

 

Села и поселки, которые за 4 последних года непрерывно улучшали или ухудшали  ситуацию по доле расходов на управление.

 

 

Два села из этого списка приближенных по количеству населения показывают интересную картину своих бюджетов.

 

 

 

Если разбить села по периодам улучшения, то получается что из около 700 муниципалитетов роста добивалось не большое количество сел и на короткое время

 

 

После изучения динамики возникает ряд вопросов о том, что произошло в 2019 году? 

Почему произошло резкое ухудшение положения почти у 80% сёл и посёлков?

 

 

 

Увеличение доли расходов на управление сел и поселков в 2019 году также вызывает вопросы в связи с объявленной экономией.

 

Возможно, на очередной стратегической сессии чиновники объяснят рост расходов на их содержание, а также прояснят свою позицию о перспективах развития местного самоуправления как неотъемлемой части экономической стратегии развития республики.

 

материал подготовлен в рамках проекта "Институт города"

 

 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

Сколько местные чиновники потратят на своё содержание

Зафиксировано ухудшение бюджетов городов и районов Дагестана

18.04.2024 00:30

В парламенте Дагестана обсуждали комплексные конфликты застройщиков и чиновников

но Минстрой уже действует

17.04.2024 09:37

Премьер Дагестана предложил следовать его примеру

каждый месяц однодневный заработок

16.04.2024 14:56