Не по дням, а по часам

19.01.2019 11:00

Конкурсная комиссия по отбору кандидатов на должность мэра Махачкалы завершила прием документов от всех желающих принять участие в выборах главы города. Всего за 20 дней в комиссию поступило 40 заявок. Полный поименный список не оглашается, но большинство претендентов известно. В нем мало политических тяжеловесов. Такое количество желающих стало неожиданностью для самой конкурсной комиссии и для депутатов горсобрания. Представительному органу даже пришлось перенести на неделю сессию, на которой предполагается избрать главу. «Новое дело» спросило у экспертов, с чем связана такая активность среди простых жителей и чем данные выборы отличаются от предыдущих.

Тянули до последнего

27 декабря прошлого года Собрание депутатов Махачкалы сложило полномочия главы города приговоренного к тюремному сроку за превышение должностных полномочий Мусы Мусаева. На этой же сессии было объявлено о проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы. Прием документов продлился до 16 января.

Первым документы в конкурсную комиссию сдал глава Басманного района Москвы Салман Дадаев. В начале декабря глава Дагестана Владимир Васильев рассказал, что кандидатура Дадаева «согласована, как положено, со всеми». Несмотря на то, что конкурсная комиссия работала все праздничные новогодние дни, никто не спешил сдавать документы. Только 11 января еще два человека обратились с заявлением. Накануне и в последний день работы комиссии количество подающих документы увеличивалось не по дням, а по часам.

16 января одним из первых, кто сдал документы в этот день, стал депутат Госдумы от партии «Справедливая Россия» Гаджимурад Омаров. Он был 21-м по счету претендентом. Через три часа количество выросло до 29. К 16 часам свои документы представили 35 человек. Последняя заявка поступила от сорокового претендента.

Полный список кандидатов конкурсная комиссия не обнародовала, так как некоторые участники просили не раскрывать их персональные данные.

«На первом этапе мы учли эту просьбу конкурсантов. Но во второй этап пройти скрытно уже не удастся», — отметил председатель горсобрания Махачкалы Абулмуслим Муртазалиев.

Самому молодому из претендентов 25 лет, а самому опытному — 65 лет. Среди конкурсантов 3 женщины. 8 человек работают на государственной и муниципальной службе, пятеро в сфере ЖКХ, столько же работников образования, и еще пять человек живут за пределами республики, четыре претендента заняты в государственно-правовой сфере.

«Мы такого не ожидали»

Некоторые конкурсанты же, наоборот, не стали скрывать своего намерения принимать участие в выборах. 

Так, Гаджимурад Омаров сразу после сдачи документов дал пресс-конференцию.

Он заявил, что не является оппозиционером, а поддерживает курс президента Владимира Путина, в том числе и его кадровую политику, а значит, и поддерживает Владимира Васильева.

По его словам, кресло мэра ничуть не теплее депутатского, но он хочет внести лепту в восстановление Махачкалы. Омаров считает, что выборы мэра должны быть всенародными, но «если мы не будем использовать свой потенциал, то к нам пришлют кого-то, и мы опять потеряем время».

«Ни один мэр, откуда бы он ни приехал, кто бы его ни привел за руку, ничего не добьется, если он не объединит махачкалинцев вокруг решения имеющихся проблем», — заявил Гаджимурад Омаров. При этом он считает, что результат выборов не предрешен, несмотря на присутствие в списке кандидата от республиканской власти.

Многие другие конкурсанты не так сильно уверены в своих шансах. Кто-то готов стараться, хотя и не профессионал, другие пытаются убедить, что их выдвижение не значит вступление в оппозицию действующему главе. Но есть и те, кто идет на выборы со своей программой и предложениями решений некоторых проблем.

«40 заявок на участие в выборах мэра — это немалое количество. Конкурсной комиссии предстоит провести серьезный объем работы. И по сути надо обрабатывать все документы, в том числе проверить в правоохранительных органах. Мы ожидали, что документы сдадут максимум 10 человек», — рассказал «Новому делу» спикер горсобрания Абулмуслим Муртазалиев.

Но при этом в этом он видит только положительный эффект.

«Я считаю, это нормальная реакция. Каждый хочет внести свою лепту в развитие города. У многих есть свое видение решения городских проблем. Вне зависимости от того, кого бы не избрали, я думаю, в первую очередь, новый глава должен анализировать то, что предлагают его оппоненты. Есть те, кто имеет довольно неплохие знания жилищно-коммунального хозяйство. Претенденты представили свои программы, в них много интересного», — пояснил Муртазалиев.

Тем не менее такой наплыв отсрочил день избрания главы. Первоначально предполагалось, что сессия горсобрания пройдет сразу после второго этапа конкурса — 22 января. Но в итоге было принято решение перенести дату сессии на неделю, так как члены комиссии могут не успеть полностью проверить документы и провести собеседование к 22-му числу.

В прошлом номере «НД» в своем материале юрист Расул Кадиев предполагал, что число желающих принять участие в выборном процессе будет высоким.

К экзотическим кандидатам на пост махачкалинского градоначальника можно отнести бывшего претендента в мэры Оренбурга Назима Эмирагаева

«Единая Россия» определилась, за кого голосовать

Глава управы Басманного района Москвы Салман Дадаев является наиболее перспективным из кандидатов на должность главы Махачкалы, заявил заместитель секретаря Махачкалинского местного отделения партии «Единая Россия», спикер горсобрания Махачкалы Абулмуслим Муртазалиев на XXXIII конференции местного отделения партии. Он призвал поддержать Дадаева на предстоящих выборах мэра Махачкалы. Сообщение об этом опубликовано на официальном сайте дагестанского отделения «Единой России». В конференции приняли участие члены Совета сторонников партии, депутаты Народного Собрания Дагестана и Собрания депутатов Махачкалы.

Абулмуслим Муртазалиев предложил поддержать из всех заявок однопартийцев кандидатуру Салмана Дадаева как наиболее перспективного из кандидатов на должность главы города. По его словам, образование и опыт работы, в том числе муниципальной, Дадаева в случае его избрания могут быть применены в работе на должности главы города.

Делегаты конференции приняли предложение о поддержании кандидатуры члена «Единой России» Салмана Дадаева на должность главы Махачкалы, сообщается на сайте республиканского отделения партии.

«По Махачкале Дадаев не отвечает»

После такого заявления партии, которая имеет большинство в представительном органе Махачкалы, вероятность того, что депутаты не проголосуют за кандидата власти, минимальны. Возможно, с этим и связана закрытость Салмана Дадаева, он не сделал практически ни одного заявления по поводу своего видения ситуации по Махачкале.

«Глава района Салман Дадаев 16 января проведет очередную встречу с москвичами». Такое сообщение было выложено на сайте Управы Басманного района Москвы 28 декабря прошлого года. Сообщение находилось на главной странице сайта до обеда 17 января. Однако на сайте не было информации о том, как прошла встреча и приходил ли на нее Дадаев. Нас также интересовал вопрос относительно программы Дадаева как кандидата на должность главы Махачкалы. Получить эту информацию оказалось очень затруднительным делом. На сайте нет контактов пресс-службы. В приемной нас переадресовали в другой отдел, те обратно в приемную главы управы, там в свою очередь заявили, что сотрудника, который мог бы ответить на наши вопросы, нет на месте. И только ближе к концу рабочего дня сотрудник, который представился, как помощник главы, сказал, что не будет никаких ответов.

Корреспондент: Есть ли предвыборная программа у Дадаева и могут ли горожане и депутаты с ней ознакомиться?

Помощник: Нет, невозможно, сразу могу вам сказать. Никаких ответов, ничего не будет.

Вы понимаете, в данный момент он занимает должность главы управы Басманного района и он занимается только вопросами Басманного района в свое рабочее время. На вопросы по Махачкале он не отвечает.

Однако отсутствие Дадаева на встрече с жителями района помощник объяснила тем, что он на данный момент находится в отпуске.

Мнение экспертов

Эдуард Уразаев, политолог

— Первые настоящие выборы мэра Махачкалы прошли в 1998 году, когда была острая конкуренция между Саидом Амировым и Шируханом Гаджимурадовым. На стороне Амирова были административный и превосходивший материальный ресурсы, но зато у Гаджимурадова была поддержка некоторых серьезных этнополитических групп. Борьба между ними была острой и интересной, и можно сказать, это все было близко к настоящим выборам.

После этих выборов Амиров переизбирался раз за разом по различным схемам, но выборы проходили без настоящей конкуренции. После его ареста и до вступления приговора в силу в Махачкале были два врио мэра. В это время была изменена схема избрания глав муниципальных образований во всей республике. Магомед Сулейманов был избран, по сути, главой Дагестана Рамазаном Абдулатиповым, но он из-за него же был вынужден уйти и вернуться на своем прежнее место работы в ТФОМС республики. Выборы следующего мэра Мусы Мусаева прошли в условиях монопольной власти экс-главы Дагестана Рамазана Абдулатипова, который, используя административный ресурс и поддержку федеральной власти, установил единоличную систему управления в республике. Был забыт принцип разделения властей, независимости депутатов и органов местного самоуправления. Для этого использовались все рычаги, в том числе выборы в горсобрание по партийным спискам. Это позволило сформировать управляемый и послушный руководству республики депутатский корпус.

Итоги голосования тогда были предрешены, а конкуренция была чисто формальной.

В этот раз события развивались по схожему сценарию, но в последний момент все резко изменилось — документы в конкурсную комиссию подали 40 человек. Возможно, это стало возможным из-за смены ситуации в стране и республике. Первый страх от антикоррупционной кампании прошел. И люди, которые раньше были пассивны и не участвовали в активной жизни города, решили воспользоваться шансом. Тем более сейчас нет грубых извращенных методов противодействия политическим и общественным деятелям, установился более-менее определенный порядок, лучше соблюдаются законы. В то же время после пенсионной реформы и увеличения налогов и тарифов на ЖКХ пошла волна недовольства властями, и они в ответ идут на послабления, чтобы сохранить уровень доверия граждан. В этих условиях некоторые представители чиновничества и бизнеса увидели приоткрывшееся окно возможностей и попытались заявить о себе, подав документы.

С одной стороны, есть чувство предопределенности, учитывая предпочтение главы республики и открытое лоббирование партией «Единая Россия» кандидатуры Салмана Дадаева. Но дагестанское общество просыпается и начинает активней участвовать в политической жизни. Такое количество кандидатов не может быть организовано специально. Я считаю, что эта активность будет иметь значение для общественно политического будущего города. Возможно, Дадаев все-таки и выиграет, потому что вся выборная процедура не совсем демократичная, в ней не всегда соблюдается правовые и этические нормы. Хотя партия власти имеет подавляющее большинство во всех представительных органах власти, а для победы необходимо только соблюдение партийной дисциплины. Но активное участие многих граждан позволит представить какие-то альтернативные точки зрения, вовлечь дагестанцев в обсуждение проблем Махачкалы, выдвинуть какие-либо предложения. И эти предложения и идеи вынужден будет учитывать победитель, а возможно, кого-то из своих бывших соперников и возьмет в свою команду.

Считать же, что все предопределено на сто процентов, нельзя. Есть вероятность того, что Салман Дадаев в публичной политике еще слаб. Он не сформировался как политик. Он чиновник в третьем уровне управления Москвой. И если обнаружатся его политические слабости, то, возможно, это вызовет сомнения в рядах депутатов. Кроме того, на будущее поведение властей как республиканских, так и муниципальных, может и повлиять мощная общественная поддержка гражданами других кандидатов.

В предвыборной гонке из уже известных имен практически нет политических тяжеловесов. Их в списке единицы. Но в этом есть и положительный момент, так как участие политических тяжеловесов имеет свои негативные стороны. Они будут с собой тащить груз старого политического опыта, правил, включая оказание взаимных услуг, предоставление преференций определенным лицам, использование клановых связей. Они до сих пор сильно обременены старыми связями и отношениями. Их кажущаяся пассивность на выборах мэра обусловлена тем, что политические тяжеловесы ведут себя осторожно. Они предпочитают сначала заключать закулисные договоренности, они понимают, что при желании у каждого из них можно обнаружить финансовые и другие нарушения. Поэтому они предпочитают выжидать. В той ситуации в основном подавшие документы — это представители рядового или среднего звена. Вероятно, что люди, которые участвуют в выборах, почувствуют вкус к общественно-политической жизни. Часть из них сойдет с дистанции, но они зафиксируют себя в политическом пространстве, и уже в дальнейшем их политическая деятельность будет соотноситься с тем, что они говорили в ходе этой предвыборной кампании. Поэтому им важно выстроить свою хорошую политическую историю наподобие кредитной. Надеюсь, что большое количество кандидатов превратится в итоге в новое качество активности граждан. Люди, которые раньше считали участие в политической жизни малоперспективным, начинают активно включаться в эти процессы. Если они и дальше будут участвовать в ней, в том числе в каких-то формах контроля за действиями властей, это будет на пользу обществу.

Салман Дадаев остается основным претендентом на пост главы Махачкалы

Деньга Халидов, политолог, общественный деятель

— Закон о местном самоуправлении позволяет принимать участие в выборных процессах всем желающим, и поэтому в конкурсную комиссию по отбору документов в кандидаты мэры Махачкалы сдали документы так много претендентов. Они решили воспользоваться своим правом, несмотря на то, что с площади был сигнал, что власть делает ставку на одного кандидата.

Но сейчас назрел очень серьезный разговор о законе «О выборах в местные органы власти». Государственная Дума и федеральная власть дали право регионам определить способ избрания глав муниципальных образований одним из двух способов — либо всенародные выборы, либо через конкурсную комиссию, в которой 50 процентов голосов принадлежит представителям администрации глав субъектов Федерации. Фактически это выбор между плохим и не очень хорошим способом. И так почти всегда, когда неолибералы во власти не предоставляют право выбора другого (третьего) варианта. А он есть. Его необходимо выработать в процессе диалога между разнородными силами, партиями и общественными движениями.

У автора данного материала готова концепция подобного третьего варианта выборов в местные органы власти с учетом как дагестанских традиций, так и требований Федеративного договора (1992 г.). Статус республики в составе Федерации позволяет нам добиваться внедрения наиболее оптимальной для Дагестана модели выборов в муниципальные органы власти. Мы планируем провести как минимум «круглый стол» (а может, и научно-практический форум) и обсудить эти проблемы до лета этого года. Называться он будет: «Народовластие и местное самоуправление в Дагестане: история, проблемы и перспективы». Обоснуем, что и как делать как на федеральном, так и на республиканском уровнях. А так, действующая система не дает возможности сформировать наиболее оптимальную модель муниципальной власти.

Неконсолидированное гражданское сообщество махачкалинцев не может защитить общие интересы. Да, они могут отстоять какие-то участки, парки. Мы уже это проходили. И проходили это, к сожалению, после всеобщих выборов. Поэтому всеобщие выборы — не панацея. Должна быть другая модель. И ее надо отстаивать.

Кандидаты должны выступать на разных площадках перед населением, чтобы они смогли сделать свои выводы о каждом кандидате. Но такого сейчас нет. Где программы, где диалог, где обратная связь с избирателями? Сейчас наиболее дееспособные кандидаты, очевидно, надеются или на договоренности с частью депутатов Горсобрания, или хотят заявить о себе, да так, чтобы на них обратили внимание в Доме правительства. Многие ведь прекрасно понимают, что шансов никаких, но тем не менее хотят себя обозначить. У тех же, кто включен в систему муниципального управления или политических «тяжеловесов», у них есть свое видение решения проблем, но до сих пор они не имели возможность заявить о своей программе и путях решения. А остальные, чего ради суетиться, если нет никаких шансов? В общем, таковы особенности дагестанской политической психологии. Хотя некоторых из них знаю, и с хорошей стороны.

Что касается кандидата Салмана Дадаева, на которого делают ставку в администрации на площади, то тут надо было серьезно подумать, прежде чем принимать это решение. Махачкала — это «государство» в государстве, это конгломерат сельских землячеств, который накладывается на узкий слой городской культуры, городских жителей во втором–третьем поколении. Здесь надо быть политиком и знать, что делать, сильной личностью с громадным сабру, надо уметь отстаивать общее благо на фоне сильнейшего давления групповых (клановых) интересов.

А опыт работы во главе московской управы — не совсем то, на чем можно проверить возможности кандидата. Управа московская — это готовый отлаженный механизм, где человек должен отвечать только за работу жилищно-коммунального хозяйства. А ведь были и другие достойные кандидаты с большим политическим весом и в Махачкале, и в республике?! Почему их не стали рассматривать на площади? Единственное логическое объяснение этому — Салман Дадаев вслед за собой сможет привлечь инвестиции из Москвы и поддержку нынешнего мэра Москвы (а в будущем, возможно, и премьера страны) Сергея Собянина.
 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

Въездная арка с именем арестованного главы Кизилюрта

архитектурно-политическая акция

10.01.2024 00:20

Властям Махачкалы пора заняться политикой

"главным урбанистом стала полиция"

17.08.2023 00:00

В Дагестане идет самоудушение капиталом

интервью д.э.н. Сергея Дохоляна

28.07.2023 00:37