О проблемах этнических лезгин в Республике Азербайджан

20.02.2023 17:13

 

Может ли появиться Центр культуры и сотрудничества азербайджанских и дагестанских лезгин в г.Кусары АР?

«Прямую линию» Главы республики затянуло в сферу социальную и коммунальную. В Дагестане с его хроническими проблемами — оно и понятно, иначе быть не могло. Время так распорядилось, что вопросы культуры, языка, национального содружества, корней, идеологии, патриотизма вышли с февраля 2022 года на новый исторический виток. И не уделять им внимания на государственном, общественном, личном уровне — сродни беспечности.

Россия закрепляет свой суверенный статус и отказывается от шелухи, переформатирует идеологический вектор и шкалу ценностей.Вступает в союзы и блоки. В этой связи серьезным партнером становятся Турция, в целом тюркский мир и Азербайджан, с которым Дагестан связывает единое экономическое, культурное, религиозное и геополитическое прошлое и настоящее.

В этой связи мой вопрос Главе Республики Дагестан Сергею Меликову касался именно содружества и корней…

История разъединения лезгин

… Национальных корней и братских связей народа, который в 1860-е годы оказался отрезан на два-три субъекта империи — Бакинскую губернию, где осталось большинство лезгин с центром в Баку, Дагестанскую область с центром в Дербенте и Елисаветпольскую губернию с центром в Гяндже (Елисаветполь). Во всех субъектах империи лезгины были одной из главных социально-политических единиц, внесших свой немалый вклад в культуру, экономику, науку, искусство, в целом — в историю. На картах русские и западноевропейские историки и военные указывали название Лезгистан, которое вместе с именем народа вошло в историю и сознание русского военного начальства, а ранее и элит тюрков, персов, арабов.

В истории четко отчеканилось —  Лезгин, Лезгинка, Лезгистан. Про образ лезгина прочтете и в стихотворении «Прощанье» («Не уезжай, лезгинец молодой…») великого русского поэта Михаила Лермонтова, навеянном дружбой с лезгинами и пребыванием в 1837 г. в г. Кусарах (Гусар).

Город Гусар (ныне г. Кусары АР) с начала 1820-х гг. стал штаб-квартирой русских войск, а в 1844 г. здесь был расквартирован русский пехотный полк. Лермонтов был и в Кубе, и в Кусарах, где познакомился с лезгинским философом, ученым Гаджи Али Эфенди. Между ними завязалась творческая дружба. От него поэт узнал историю про ашуга Къариба и по мотивам рассказа написал произведение «Ашик-Кериб».

Отметим, что Кусары находится в 30 км от районного центра Магарамкентского района РД с.Магарамкент и там проживают почти 90% лезгин (18534 человек по переписи 2019 г.).

В образе лезгина, который уловили и Лермонтов, и Бестужев-Марлинский, и многие другие хронисты, путешественники, историки, военные, администраторы запечатан кавказский кодекс — уважение к старшим и кунакам, милосердие к окружающим, толерантность, верность слову, мужество. Но центральным понятием здесь предстает патриотизм, любовь к родным саклям и полям, которая пересиливает любовь к женщине. Лезгистан как культурно-историческая область в местах компактного проживания лезгин и других лезгиноязычных народов — была и есть наша история, которую невозможно затереть. Лезгинку отплясывали джигиты, подражаю танцу орла — тотемной птицы древнего народа. Русские военные из ахтынского гарнизона, подглядевшие быстрый танец горцев, меж собой прозвали его просто, по имени народа: лезгинка. Сохранилось описание лезгинского танца в газете «Северная пчела» от 25 июня 1839 г.

С куначеством, содружеством и связями все тогда было хорошо. Лезгинские отходники и пастухи беспрепятственно пересекали кавказские хребты, налаживали культурные и торгово-экономические связи. Лезгины северные до конца советской эпохи имели яйлахи — луга и поля для выпаса скота и сельскохозяйственных работ в Закавказье. Все было логично и практично. Баку еще с досоветских времен был городом лезгинских нефтяников, а к началу Великой Отечественной войны 80% промысловиков составляли жители Лезгистана. 90% нефти фронту поставлял тогда Баку. Потому-то немецко-фашистские захватчики рвались к Баку. Вот вам и вклад лезгин в Победу!

Постреволюционная история. Создание АзССР

Благодаря деятельности буржуазных и националистических кругов, мусаватистов, поддержанных турецкими пашами в 1918 г., в период междувластия и политического хаоса была объявлена буржуазная Азербайджанская Демократическая Республика, которая в 1920 г. прекратила свое существование.

Советский Союз закрепил новую Азербайджанскую Советскую Социалистическую республику в границах двух субъектов Российской империи — Бакинской и Елисаветпольской губерний. Южный Дагестан тогда удалось отстоять.

Развал СССР и новые порядки

После искусственного разрушения и распада СССР в 1991 г. ситуация в корне начала меняться, народ оказался вмиг отрезан исторической гильотиной по живому. Так развал великой державы стал и личной трагедией лезгин. Политика властей Азербайджана вместо мультикультурализма предложила мягкую тюркизацию. А после обвинения в терроризме «Садвала», после 1994 года начались гонения и репрессии в отношении всех патриотов. В Кусарах практически не осталось вывесок на лезгинском языке, нет указателей на родном языке автохтонов. Не приходится говорить и про учебники, часы родного языка, культуры и истории в школах, подготовку национальных кадров. К сожалению, наука историческая в Азербайджане полностью подчинена идеологии.

В начале века двадцатого лезгины составляли авангард революционного движения в современном Азербайджане — не без поддержки К. Агасиева и других лезгин была даже создана революционная группа «Фарух» в Баку, которая работала в лезгиноязычной среде. Среди них и двоюродный брат моего деда Мирзе Али из с. Кахул Ахтынского района, достигший больших высот на партийном и революционном поприще, став впоследствии руководителем Главного управления по борьбе с бандитизмом г. Ташкента. Лезгины-революционеры Нажмутдин Самурский, Михаил Лезгинцев, Мирзебек Ахундов и многие другие: среди них первые наркомы земледелия, здравоохранения, инженеры, поэты, военные, строители — внесли большой вклад в экономику, культуру, историю двух республик: Азербайджана и Дагестана. Сталин прекрасно знал о вкладе лезгинских революционеров Баку в историю и создание первой пролетарской республики в Закавказье.

Неоценим и вклад лезгин в культуру Азербайджана. Многие уже знают шуточную песню «Деньги есть?» из фильма «Аршин — мал алан» (1947 г.) композитора Узеира Гаджибекова — лезгина, творившего в Баку. Ну и конечно, все знают лезгина по отцу Муслима Магомаева.

В советский период лезгины могли активно контактировать друг с другом. Границы — ныне «Золотой мост» — проезжали и проходили беспрепятственно и быстро. Золотые были времена!

 

Брат ты мне или не брат?

Азербайджан в последние 30 лет вел, скажем так, политику «раздвоения личности» в отношении бывшего старшего брата, право-предшественник которого росчерком пера подарил закавказским татарам в 20-е годы ХХ в. готовое государство с границами «по империи». Резкий разворот в сторону Турции в постсоветский период ничего хорошего России не сулил. Старый геополитический противник страны вел и тогда, и сейчас хитрую восточную политику, завлекая в свою орбиту и нашего южного соседа. Попытки повернуться к России лицом предпринимали, в частности, лезгинские революционеры, особенно ярко это смотрелось на фоне националистических и фанатичных устремлений мусаватистов, смотрящих в «турецкий лес». А почти ровно 200 лет до того, в XVIII в. Хаджи Давуд — лезгинский князь, военачальник и предводитель освободительного движения против горцев против засилья персов, обращался к русскому царю Петру I с просьбами войти в содружество на правах геополитического партнера, способного обеспечить буферную защиту русским интересам на Кавказе. Однако первый русский император по наущению, как бы сейчас сказали, европейских либералов, которые были в советниках у правителя империи, и донесениям разведки отмел эту идею. Горцы и их предводитель были описаны как дикари, с которыми невозможен диалог. А впоследствии, после предательства, схвачены турками и этапированы в Османскую империю, где он и окончил свой земной путь. Зато Россия потеряла лакомое Закавказье и сейчас имеет на юге соседа, который иногда играет восточные игры с нами.

Небратские условия

Все помнят скандал с храх-убинцами более 10 лет назад, которых попросили с обжитых земель и домов, так как окончился срок аренды земель РСФСР у АзССР. А это те самые потомки пастухов — переселенцы, которые исстари занимали яйлахи — поля и луга своих предков, и они не думали, что окажутся никому не нужны. Перед ними тогда поставили ультиматум — либо вы принимаете гражданство Азербайджана, либо вон из страны. Храх-убинцы не стали принимать гражданство, и с тех пор начались мытарства сельчан. По-братски ли поступили братья? Вопрос, наверное, скорее риторический. Скандал в сетях вызвал несколько лет назад и факт переименования мечети в Баку, исстари носившей имя «Лезги миски» (1169 г.). Хотя эти попытки стереть название мечети из истории предпринимались с конца 80-х гг. ХХ в. И наконец, в 2016 г. с фасада исторического культового здания — памятника культурного наследия — исчезла вывеска.

Плохи дела с национальной культурой автохтонного народа. Учебники и другой методический материал из Дагестана власти Азербайджана запрещают ввозить. А местных кадров, способных подготовить такие учебники, попросту нет. Да и финансирования тоже. Вот и замкнутый круг. По-братски ли поступают азербайджанцы с народом, проживающим на своей исторической родине?

Любое упоминание лезгин отдельных функционеров Азербайджана раздражает. Мы можем только надеяться, что таковых в соседней братской республике не так много. И их число с каждым годом тает… Но все шаги политиков южной страны пока говорят о том, что история, культура, язык, да и само существование лезгин, смущают государственников официального Баку. А у представителей исторической науки прямо вызывают оторопь. Потому что приходится не считаться с в общем-то немалым народом, «наследившем в их стране». А артефакты говорят сами за себя.

Шаги к братству

В ноябре 2022 г. Меликов посетил с официальным визитом Баку. За протоколом осталось то, о чем беседовали политики. Краткие и куцые информационные сообщения анонсировали лишь масштабное сотрудничество, в том числе и говорили об инвестициях южного соседа в морской порт. Меня тогда и сейчас интересует культурное сотрудничество, ибо не хлебом единым жив человек. Энтузиасты-лезгины, которые в Азербайджане пишут, снимают, печатают, издают, танцуют, говорят по-лезгински, — редкие самородки, делающие иногда это на свой страх и риск. Лезгины, да и другие дагестанские народы Азербайджана, очень нуждаются в братском отношении и … в братской руке помощи. И желательно, чтобы о них вспоминали не тогда, когда нужно решать масштабные геополитические (нефтегазовые?) задачи.

Поэтому мой вопрос Сергею Алимовичу касался необходимости создания в наиболее населенном лезгинами городе Кусары Центра культуры и сотрудничества лезгин Дагестана и Азербайджана. Содержание двух сотрудников этого Центра как штатных единиц филиала взяло бы на себя Представительство Дагестана в Баку, то есть бюджет РД. Здесь бы в Центре лезгины делились знаниями о культуре и истории народа, дружили бы и обменивались газетами, книгами и журналами, издающимися в Азербайджане и Дагестане (России). И конечно, никто в Кусары или любом другом городе Азербайджана не должен мешать устанавливать вывески и афиши на родном языке. Объявленный в Азербайджане еще с десяток лет назад курс на мультикультурализм должен, наконец, дойти до далеких городов и весей республики! А те, кто проявляет такое варварское беспамятство, — должны быть наказаны, как люди, бросающие тень на вековое братство тюрков, лезгин и других народов России и Закавказья.

В Дагестане таких проблем нет. Нам нужно дружить домами! О таком сотрудничестве мечтает каждый лезгин, да и другие дагестанцы не прочь отправляться в Азербайджан на отдых и во имя бизнеса. Лезгины Азербайджана частенько приезжают по торговым делам и семейно-бытовым вопросам к своим кунакам и родственникам в Дагестане. Сейчас они такой возможности лишены, так как наземная граница уже несколько лет на замке. Почему-то были отменены и чартерные авиарейсы Баку — Махачкала. Серая полоса в сотрудничестве должна кануть в реку… Самур. А осуществится ли это содружество — зависит от всех нас, и конечно, в первую очередь, от наших правителей и дипломатов.

Поэтому посчитал важным на «прямую линию» Главы РД адресовать вопрос — предложение: возможен ли такой Центр, уважаемый Сергей Алимович?

Ханжан Курбанов, политолог (Махачкала)

 

 

 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

Спикер парламента Дагестана работает в Баку

рассказывает Заур Аскендеров

13.04.2024 22:28

Азербайджан перенёс открытие сухопутной границы на 1 июля

после переговоров с Правительством России

14.03.2024 00:09

В Баку обсуждали открытие сухопутной границы с Азербайджаном

кому выгодно не открывать границу

09.03.2024 00:34