Чем кормить школьников

Чем кормить школьников

Организм в школьном возрасте развивается интенсивно, поэтому правильно организованное, сбалансированное питание — один из ключевых факторов его здоровья, в том числе на фоне большой интеллектуальной нагрузки, которую получают нынешние школьники в рамках современного образовательного процесса. Что же важно учесть при составлении меню?

Пищевые нутриенты (аминокислоты, витамины, глютатион, лецитин, ненасыщенные жирные кислоты, биогенные микроэлементы (йод, цинк, селен)) являются источником энергии, строительным материалом и участвуют в развитии и сохранении интеллекта школьников. Накоплены многочисленные данные, свидетельствующие о важной роли пищевых нутриентов в формировании умственных способностей учащихся. Обнаружена связь между умственными способностями и активностью фермента глютатионпероксидазы, который превращает глютатион в глютатионсульфат, тем самым участвует в регуляции умственной деятельности. Например, согласно одному из исследований, у людей с высоким интеллектом активность этого фермента оказалась почти вдвое выше, чем в среднем у обследованных.

У людей, потребляющих капусту, картофель, лук, морковь, арбузы и другие продукты, выращенные вблизи автомобильных дорог и впитавшие свинец из выхлопных газов, резко снижены интеллектуальные возможности.

На пищевую ценность продуктов питания влияет их кулинарная обработка (температура, кислород, посуда, методы обработки, различные добавленные ингредиенты). По этому поводу говорят, что наши способности зависят не только от генов, но и от толкового повара. Только правильно выбранные, содержащие необходимые пищевые элементы, продукты питания позволяют мозгу развиваться, функционировать и сохранять работоспособность.

С точки зрения ученых, возникновение очагов цивилизации на берегах морей и крупных водоемов неслучайно. Оно объясняется тем, что первобытные интеллектуалы потребляли большое количество продуктов, содержащих необходимый для нервных клеток мозга (серого вещества) биогенный йод. Проблема йодной недостаточности является одной из самых острых в мире. Йодная эндемия (недостаток йода в почве и воде) и ограниченное поступление йода в организм через продукты питания приводит к различным патологиям щитовидной железы: появляются жалобы на упадок сил, утомляемость, раздражительность, ослабление внимания и памяти. У детей и подростков недостаточное поступление йода приводит к заторможенности, физической отсталости и умственной деградации.

Дефицит йода наблюдается практически на всей территории Дагестана. Потребление йода в республике составляет 30–60 мкг в день при рекомендуемой норме 150 мкг в день. Йододефицитные заболевания являются медико-социальной и экономической проблемой, поскольку они могут способствовать возникновению кретинизма, «зоба» и приводят к существенной потере интеллектуального и образовательного потенциала нации.

Республика Дагестан является биогеохимической провинцией эндемического зоба и относится к регионам с йодной недостаточностью. Содержание йода в почвах находится в пределах 0,1–5,5 мкг/кг, а в воде 0,5–2,8 мкг/дм3. Поэтому содержание йода в пищевых продуктах, производимых в республике, крайне низкое.

Наименьшим содержанием йода во внешней среде отличаются горные районы, где почва, вода, воздух и, соответственно, местные сельхозпродукты крайне обеднены йодом.

Не меньшую роль в формировании интеллекта играет цинк. У учащихся, с трудом усваивающих прочитанный текст, был выявлен почти 50-процентный дефицит цинка в организме. Так что правильно составленная диета может воздействовать на развитие сообразительности и памяти у учащихся. Цинком богаты куриные яйца, салат, молодая свекла, отруби, горох, фасоль.

Нервная система нуждается в витаминах группы В и витамине С. Но чтобы мозг исправно функционировал, его надо в прямом смысле хорошо смазывать. Лучшая смазка — разнообразные растительные масла, содержащие жирные кислоты, основу липидов — строительного материала мозга. Исследователи советуют потреблять не менее двух граммов линолеиновой кислоты (подсолнечное или кукурузное масло) и десяти граммов амфалинолеиновой кислоты (урбеч) в день. При отсутствии в организме сразу обеих кислот наблюдается значительное интеллектуальное отставание.

Наш мозг — сладкоежка, в час его клетки потребляют примерно четыре грамма сахара, однако усиленное поглощение сластей сверх мозговых потребностей пойдет явно не впрок.

Очевидно, что для повышения интеллектуального потенциала учащихся на основе коррекции питания необходима специальная программа.

Нариман Тумалаев,

серебряный дипломант Европейского института пищевой безопасности им. А. Швейцера (Германия)

 Читайте нас в Telegram
 @novoedelo

Знаете больше? Сообщите редакции!

WhatsApp, Telegram, SMS: +7 964 051 62 51 (не для звонков)

Форум «НД» в Telegram: https://t.me/nd_forum


Смотрите также:




А что вы думаете об этом?

Комментарии к новости(0)

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи. Для комментирования, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь




Загрузка...

Последние новости