«Их некому защитить»

07.04.2018 12:08

В редакцию газеты «Новое дело» обратилась жительница города Избербаша Патимат Исаева. Вот уже несколько лет Исаева не может получить предоставленное ей жилье, предусмотренное законом. В прошлом году Верховный суд России отменил все решения дагестанских судов об отказе в получении жилья и отправил дело Исаевой на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа тех, кому 18 и более лет, имеющих право на обеспечение жильем в 2014–2015 году по городскому округу «Город Избербаш», 29-летняя Патимат Исаева значится под номером 54, порядковый номер 112, дата постановки на учет — 19 февраля 2008 год, однако она с малолетним ребенком до сих пор скитается по съемным комнатам в прибрежной части города.

«Я училась и воспитывалась в избербашском детском доме №7. По его окончании я вынуждена была жить у знакомых или на съемных квартирах, я и сейчас снимаю комнату возле моря. У меня на руках маленький ребенок, я сама нахожусь на последнем месяце беременности, старший ребенок у меня умер при родах. Я не прошу у государства многого, я лишь хочу, чтобы мне дали положенное жилье. Но вот на протяжении двух лет я провожу больше времени в судах, администрация города всячески препятствует, умышленно затягивает время и не обеспечивает меня жильем, поделив, возможно, целевые деньги между собой», — рассказала корреспонденту «Нового дела» Патимат Исаева.

По словам адвоката Исаевой Гаджи Гаджиева, в мэрии Избербаша нарочно не предоставляют жилье женщине, ссылаясь на материальные трудности: «Администрация Избербаша, поставив мою подзащитную на учет и включив ее в «списки детей-сирот», не предоставляет ей жилья, ссылаясь на то, что это будет возможным только по мере поступления финансирования на эти цели и согласно очередности, мотивируя это тем, что предоставление жилья Исаевой вне очереди нарушит баланс социальной справедливости по отношению к другим детям-сиротам. А ведь согласно Федеральному закону от 21 декабря 1996 года №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» это — целевая программа РФ, и по этой программе никакой очереди для сирот по предоставлению жилья нет и быть не может. Следует помнить, что как только сироте исполняется 23 года и он выпускается из детдома, он уже должен быть со своей жилплощадью, иначе он фактически становится бомжем. У нас квартиры не получили до сих пор дети-сироты, которым уже и по 30, 35–40 лет. К сожалению, благодетели, действующие от имени государства, забывают об этом. А этих людей некому защитить, у них нет родителей».

1 марта 2016 года Исаева подала в суд на администрацию города Избербаша с требованием предоставить ей по договору специализированного найма благоустроенное жилье по установленной норме жилых помещений детям-сиротам, но 22 марта этого же года Избербашский городской суд исковое заявление женщины к мэрии Избербаша о предоставлении ей законного жилья оставил без удовлетворения, указав на то, что администрация города не отказывает Исаевой в предоставлении жилья, напротив, утверждает, что жилье будет по мере поступления финансирования на эти цели и согласно «списку детей-сирот», а также на то, что женщина в списке стоит под номером 112, а получение жилплощади вне очереди будет несправедливо по отношению к другим сиротам.

Адвокатом Гаджиевым была подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Дагестан, которым решение Избербашского городского суда оставлено в силе.

«Мною была подана надзорная жалоба на решение городского суда и апелляционное определение Верховного суда Дагестана в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда России. В ней я изложил все факты, подтверждающие законность того, что моя подзащитная вправе получить жилье, а также попросил суд отменить решения двух дагестанских судов и принять по делу новое решение, а исковые требования Исаевой удовлетворить в полном объеме. Рассмотрев жалобу 18 июля 2017 года Верховный суд РФ определил решение обоих судов отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Это впервые в Дагестане в этой сфере такой инцидент, когда ВС РФ отменяет решение наших судов. 16 августа 2017 года Избербашский городской суд вынес решение по выделению Исаевой квартиры. Но квартиры нет до сих пор. Судебными приставами по истечению срока был наложен штраф на мэрию в размере 50 тысяч рублей, который администрация хотела обжаловать, но суд оставил решение в силе», — добавил Гаджиев.

Нет совести и сказать нечего?

Мы позвонили в администрацию города Избербаша. В приемной города нас перенаправили в жилищный отдел, позвонив в который девушке-секретарю мы объяснили — кто мы и зачем звоним. Выслушав нас, она попросила подождать. После нескольких минут трубку просто повесили, на наш следующий звонок сработал определитель номера, но трубку не подняли, и в течение дня на наши звонки в жилотдел города Избербаша ответа не было.

В Министерстве образования и науки Дагестана, являющемся уполномоченным органом, осуществляющим контроль за исполнением органами местного самоуправления функции по обеспечению жильем детей-сирот, «Новому делу» сообщили, что Исаевой нет в так называемых очередях за 2018 год: «В очереди по Избербашу в базе на 2018 год Патимат Исаевой нет, возможно, она указана в списках на 2019 год, которые составляют в конце года в муниципалитете, мы их получаем только в январе».

К сожалению, в Дагестане дети-сироты, относящиеся к социально незащищенной категории населения, сталкиваются часто с чиновничьей беспечностью. Кто-то, как Патимат Исаева, не получив вовремя квартиру, вынужден скитаться по съемным комнатам с маленькими детьми, другие получают заветную квартиру, но совершенно непригодную для жилья.

Чиновничье безразличие

В феврале этого года «Новое дело» писало о проблеме людей, получивших квартиры в начале 2016 года по федеральному закону о социальной поддержке детей-сирот, которые утверждали, что в предоставленном им жилье невыносимые условия (см. «Новое дело» №6 от 16 февраля 2018 года, «Сирот поселили у кладбища»). Жильцы дома №73 «в» на улице Магомеда Гаджиева обратились через редакцию к властям республики и Махачкалы, требуя обратить внимание на их проблему и привлечь к уголовной ответственности застройщика.

После публикации в газете прокуратура Дагестана отреагировала на жалобу жильцов дома №73 «в» на улице Магомеда Гаджиева, поручив надзорным ведомствам провести проверку изложенных в обращении фактов и принять меры реагирования.

Но, по словам детей-сирот, проверок до сих пор не было, а ответственные не понесли наказание.

«Мы занимаемся только финансированием этой программы, дальше за обеспечение жильем детей-сирот отвечает уже городская администрация», — сообщили «Новому делу» в Минобре Дагестана.

Узнать у администрации Махачкалы, провели ли они проверку дома №73 «в», нам не удалось. В мэрии Махачкалы, а конкретно в Комитете по управлению имуществом города Махачкалы, нам не смогли ответить.

Данную публикацию считаем официальным запросом в администрацию города Избербаша и в прокуратуру Республики Дагестан и просим прислать ответ в установленные сроки.

Как это должно быть по закону

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ (ред. от 7 марта 2018 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гласит:

Статья 8. Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение.

1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

4. Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

5. Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

6. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет и т.д.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: