Ни нефти, ни газа, ни завода…
22.04.2017 14:53Обзор экономических новостей этой недели хочется начать с события, на первый взгляд, не очень значительного. 17 апреля пресс-служба администрации Махачкалы сообщила о том, что со среды в некоторых районах города планируется поэтапное отключение холодной воды. Необходимость подобной меры объяснялась тем, что для ввода в эксплуатацию Тарнаирских очистных сооружений необходимо осуществить врезки на 1-й и 2-й нитках водоводов «Миатли — Махачкала».
Вскоре после этого на сайте Роспотребнадзора Дагестана появилась информация о том, что данное решение противоречит российскому законодательству, которое запрещает отключение подачи холодной воды более чем на 8 часов (суммарно) в течение месяца или на 4 часа единовременно. При этом надзорный орган напомнил о том, что неподготовленное отключение воды в Махачкале в октябре прошлого года привело к значительному ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки в городе и способствовало возникновению вспышки острых кишечных инфекционных заболеваний.
Чуть позже в ситуацию активно вмешалась Госжилинспекция Дагестана, которая вынесла ОАО «Махачкалаводоканал» предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, сообщив при этом горожанам, что никаких отключений в указанный период не будет. Напомним, что в прошлом году столицу республики от планируемых масштабных отключений спасла прокуратура. После ее вмешательства был срочно восстановлен резервный водовод от Чирюртовского водохранилища, что позволило произвести техническое обследование Миатлинской ГЭС без ранее запланированного двухнедельного отключения воды в Махачкале.
Несмотря на то, что законность восстановлена и справедливость восторжествовала, для меня в этой истории осталось множество вопросов, на которые хотелось бы получить ответы. Почему ни в Министерстве строительства и ЖКХ, ни в мэрии города не заметили нарушений российского законодательства в действиях ОАО «Махачкалаводоканал»? Вариантов ответов всего два. Это либо вопиющий непрофессионализм и безграмотность работников, либо абсолютно наплевательское отношение к людям. Первый вариант, думаю, даже рассматривать не стоит — за годы работы в СМИ я убедился, что специалистов, прекрасно разбирающихся в нюансах законодательства в сфере ЖКХ, в обеих структурах достаточно много.
Так что ответ на поставленный вопрос, по существу, всего один. И именно в нем корень всех наших сегодняшних проблем. Вот навскидку еще одно сообщение из новостной ленты. Пресс-служба ГУ МЧС по Дагестану сообщает, что «на рынках Махачкалы продолжается проведение мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности». При этом отмечается, что рейд на продуктовом рынке №2 и вещевом рынке «Восточный» выявил недостаточную мощность имеющихся пожарных гидрантов, а также то, что «пути эвакуации и проезды загромождены установкой дополнительных торговых точек и изменением конструкции ворот», что препятствует проезду пожарной техники.
Понятно, что Россия — страна уникальная, где мужики крестятся исключительно после того, как грянет гром. Понятно, что все сегодняшние рейды — это прямое следствие недавнего пожара на Ирчи Казака. Непонятно другое — почему ни один высокий чиновник, ни один орган, следящий за соблюдением законности, не поставил вопрос о личной ответственности мэра Махачкалы за этот самый пожар.
Некоторое время назад межведомственная комиссия в правительстве Дагестана разработала для каждого муниципалитета «дорожные карты» по рынкам, в которых помимо всего прочего были скрупулезно прописаны противопожарные мероприятия на каждом объекте. После этого было издано распоряжение правительства, согласно которому персональную ответственность за выполнение положений «дорожной карты» несет лично глава муниципалитета. В Махачкале «дорожные карты» оказались выполнены всего на 33%. Так что и неработающие гидранты на Ирчи Казака, и невозможность проехать к месту возгорания — целиком на совести мэра, который должен был держать этот вопрос на постоянном контроле. Но мэрия, видимо, целиком и полностью сосредоточена на реализации совсем другой «дорожной карты» — нацеленной на тотальное уплотнение городской территории, приводящее к полному искоренению немногочисленных зеленых зон, о чем мы писали в прошлом номере «НД».
Завершить блок «махачкалинских» новостей хочется сообщением о том, что на последнем заседании правительства России его председатель Дмитрий Медведев поставил задачу максимально быстро довести до муниципалитетов 30 млрд рублей, выделенных на реализацию проекта «Безопасные и качественные дороги». Как мы уже писали, из этих денег Махачкале достанется 637,5 млн рублей, такую же сумму добавит республика из своего дорожного фонда. К слову, это не разовая акция, как написали многие СМИ, а долголетняя программа — такие же суммы на ремонт и реконструкцию махачкалинских дорог будут выделяться столице республики ежегодно вплоть до 2025 года, что должно позволить довести до нормативных требований 85% улиц города.
Так вот, в ходе заседания председатель правительства поручил срочно наладить обратную связь с гражданами. «Любой человек, которому небезразлично место его жительства, должен иметь возможность узнать, какие участки дорог будут ремонтироваться и когда они будут ремонтироваться, — пояснил Медведев. — Это всегда вызывает самый живой интерес со стороны населения страны». При помощи специальных приложений и других форм обратной связи каждый автомобилист должен получить возможность сообщить о некачественном ремонте, ямах, которые образуются на дорогах, добавил он. «Сейчас для этого достаточно мобильной связи. В ряде регионов, кстати, внедрены и действуют подобные приложения».
Лично у меня нет никаких сомнений в том, что этот проект в республике вскоре запустят (к дорогим начинаниям, подпитанным федеральными траншами, у нас относятся трепетно). А вот насчет обратной связи как-то не уверен. Между тем хотелось бы знать, какие именно улицы будут ремонтировать в первую очередь и по каким критериям они отбирались. Какие организации будут заниматься этими работами и почему именно они? Каков гарантийный срок эксплуатации реконструированных участков и кто будет отвечать в случае разрушения дорожного полотна до завершения гарантийного периода? Куда, наконец, сообщать автомобилистам о некачественном состоянии дорог с тем, чтобы иметь возможность проконтролировать реакцию городских властей на эти сообщения (сроки исполнения, ответственные, фото на сайте администрации). В общем, вопросов тут много, и очень бы хотелось получить на них оперативные ответы. Тем более что Медведев призвал приступить к реализации дорожных программ в самые сжатые сроки.
Роснефть и каспийский берег
На этой неделе многие СМИ растиражировали две новости, по существу ставящие крест на двух масштабных проектах, инициированных главой Дагестана Рамазаном Абдулатиповым. Первая из них связана с обращением «Роснефти» в правительство с просьбой ускорить проведение аукционов на право пользования недрами трех газо- и нефтеносных участков в Каспийском море, на которые также претендует Дагестан (во время последней встречи с Путиным Абдулатипов попросил президента поменять статус земель Каспийского побережья, передав их в республиканскую собственность).
Такое решение, по мнению главы Дагестана, позволило бы Государственной нефтегазовой компании (ГНК) Дагестана самостоятельно заниматься разработкой месторождения «Инчхе-море», а также блоков «Дербентский-1» и «Димитровский-3» (в качестве партнера планировалось привлечь вьетнамскую государственную нефтегазовую компанию Petro Vietnam, готовую вложить в проект более $300 млн).
«НД» в свое время писало об этих наполеоновских планах Абдулатипова, отмечая при этом, что крупные игроки в нефтегазовом секторе — «Роснефть» и Лукойл — не позволят посторонним залезть на свою территорию. Ведь речь идет об очень серьезных деньгах. Суммарный запас нефти на этих трех участках оценивается примерно в 13,5 млн тонн, а газа — в 16,5 млрд кубометров.
Хотя пока реакции на обращение «Роснефти» нет, очевидно, что административный ресурс Сечина на пару порядков выше, чем у Абдулатипова, и поэтому исход противостояния очевиден.
Другую негативную новость первым озвучило РБК. По сообщению агентства, Министерство энергетики России ответило отказом на просьбу главы Дагестана предоставить госгарантии на проект строительства в республике завода по производству сжиженного природного газа. Ведомство поддержало решения Минфина и Минэкономразвития, которые сочли, что долг Дагестана за газ слишком велик для получения гарантий на 3 млрд рублей. Это следует из письма заместителя министра энергетики России Кирилла Молодцова Абдулатипову от 16 марта.
Проект этот впервые был инициирован в республике еще в 2008 году, при этом планировалось, что в его реализации примет непосредственное участие «Газпром». В 2013 году «Газпром» этот проект заморозил, мотивировав это ростом задолженности республики за газ. Тогда же было объявлено, что компания сворачивает строительство газопроводов в горных районах республики по причине массовых неплатежей. С тех пор ситуация с неплатежами усугубилась — на начало 2017 года задолженность Дагестана перед «Газпромом» выросла до 32,7 млрд рублей. Еще одной причиной отказа стал высокий внутренний долг Дагестана — 15,75 млрд рублей, что составляет 62,4% от объема доходов республики без учета безвозмездных поступлений.
в качестве ресурсной базы для завода рассматривались ресурсные запасы газа на месторождениях каспийского шельфа, на которые до недавнего времени республика имела серьезные виды.
Развал любого режима начинается с потери доверия
Врагу не сдается наш грозный варяг… Андрей Меламедов Есть известный ...
28.10.2022 16:37Кто травит дагестанцев и кто прикрывает отравителей?
Пойди туда, не знаю куда На днях прочитал новость в ...
16.09.2022 17:41