
Сделано в Дагестане
09.02.2013 00:00Мы очень хорошо научились заимствовать, но, к сожалению, разучились ценить то, что уже есть. Нельзя не заметить, какое влияние на нашу культуру, манеру одеваться оказывают и западные, и арабские страны. Но ведь это все не наше, не родное.
Дагестан везде: в сердце, в душе, в одежде
Издревле наш край служит неисчерпаемым источником вдохновения для поэтов, художников, музыкантов, для тех, чье призвание — творить. Этносы Дагестана богаты и многогранны, а история наших национальных костюмов — одна из самых ярких его граней. Разобраться в том, что же представлял собой дагестанский национальный костюм, нам помогла младший научный сотрудник отдела этнографии Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН Фатима Гаджалова. «Наиболее древней и распространенной в XIX веке в Дагестане формой одежды у женщин была рубаха туникообразного покроя, — рассказывает Гаджалова. — Она выполняла функцию платья как нарядной верхней одежды и украшалась разноцветными лоскутами в форме трапеций и квадратов, которые нашивались на край подола и по вырезу ворота, а также серебряным шнуром и галуном. Широкое распространение получил и бешмет «бузма», постепенно завоевавший большую популярность и сменивший платье-рубаху. Вообще, для горянок не была характерна форма одежды, предназначенная для ношения с юбкой. Поэтому такие бешметы носили поверх нарядного платья, причем только девушки и невесты. Праздничная одежда имела большое количество украшений, в частности пояса, которые украшались монетами, бусинами или же полностью выполнялись из металла. Материал на дагестанской женской одежде показывает, что в прошлом также имело место влияние стран Арабского Востока. Каким было это влияние, очень трудно судить, так как образцов костюмных комплексов народов Дагестана ранее середины — конца ХIХ века в распоряжении исследователей нет. Очевидно одно. Это влияние было связано с распространением ислама в Дагестане. Кроме того, свое влияние на женскую одежду Дагестана ХIХ — первой половины ХХ веков оказывали кумыкские и азербайджанские «мотивы». Это видно по распространенности приталенного платья (кумыкского «къабалая») в горных территориях, по заимствованиям элементов азербайджанского костюма в нарядах женщин Южного Дагестана, по тому, что в ряде горных районов архаическое женское платье-рубаха сменилось более выразительным платьем на кокетке (сегодня такое платье называют «даргинским»). Можно также предполагать, что многие виды традиционной дагестанской «чухты», призванной прятать волосы, а также накидки (как правило, черного цвета) — все это влияние Арабского Востока».
Хорошо забытое старое
Сегодня в мире моды наблюдается тенденция вносить элементы этноса в дизайнерскую одежду. Первооткрывателем в этой области стал Ив Сен Лоран, выпустивший в далекие 60-е годы прошлого века коллекцию, изобиловавшую шелковыми традиционными нарядами Китая, колоритными богатыми образами Марокко. Часто можно было встретить и элементы, характерные для русской культуры. Еще один знаменитый модельер Кензо Такада сочетал эклектику с этностилем в одежде своих показов. Благодаря этому японскому дому моды мир осознал, что народные элементы способны удачно и экстравагантно вписываться в классический стиль одежды.
Не обошла стороной эта тенденция и дагестанских модельеров. Конечно, до нас опыт европейских кутюрье дошел гораздо позже, ведь и сама дагестанская школа моды достаточно молода. Своеобразный ритм этностилю задала именитый модельер женской одежды Вера Агошкина со своей коллекцией «Из глубины веков», в которой этнические мотивы в костюмах отсылали к прошлому Дагестана. Другой дагестанский модельер Анна Джетере представляет коллекции, в которых явно присутствует обращение к дагестанскому национальному костюму с традиционными техническими приемами декора (вышивка золотой нитью, бисером, золотым шнуром, кайтагская вышивка, аппликация, шитье шнуром, галуном).
Ряды дизайнеров, обращающихся к фольклорному стилю, только пополняются. Одна из них — этнодизайнер Мунажат Гасанова. «Для меня дагестанский фольклор — это, прежде всего, неисчерпаемый источник вдохновения и конструктивных решений, — признается Гасанова. — Это веками накапливавшийся опыт, который многого стоит. В ближайшем будущем планирую запустить свою линию одежды, которая представляла бы собой светскую одежду с этническими элементами. Ее основная цель — использовать знания, накопленные народом, и на их основе создать современную одежду, по которой будет видно, что это наше, дагестанское».
Еще один дизайнер, в работах которого перекликаются история и современность, — Мадина Кантулова. Дизайном и пошивом одежды Мадина занялась еще в школе. Позже она совершенствовала свое мастерство в Кавказском женском светском институте, а затем и в Московском государственном университете дизайна и технологии. Зная, что из нашей культуры можно многое почерпнуть, молодой дизайнер предпочла западным тенденциям родной, дагестанский колорит. В нарядах от Кантуловой национальные мотивы органично переплетены с тенденциями европейской моды. Смелость граничит со скромностью. Стараясь не менять цветовую гамму, присущую национальным костюмам, Мадина использует такие материалы, как шелк, атлас и шифон, дополняя все это этническими аксессуарами и вышивкой ручной работы.
Этностиль нашел свое отражение не только в женской, но и в мужской одежде. Известный модельер Шамхал Алиханов — первый и пока единственный дизайнер мужской одежды в Дагестане. В своих коллекциях Алиханов сочетает классическую манеру кроя с легкими этническими мотивами. Активно использует дагестанский орнамент, вышивку, роспись ткани, аппликацию. Особенность творческой «политики» модельера в том, что он стремится «одеть дагестанцев в дагестанскую одежду». Отметим, что Алиханов участвовал в показах мод в Италии, Франции и считает, что интерес к горской, кавказской тематике за рубежом огромный: «Наш край до сих пор остается чем-то непознанным и загадочным как в Москве, так и на Западе, а мода способна немного приоткрыть завесу тайны. Прежде всего, стиль должен быть сдержанным, а не вычурным. Горцы никогда не были хвастливы и эпатажны. Их отличали строгость и достоинство. Нужно, чтобы черты современности гармонично сочетались с истинно кавказскими мотивами — в этом, наверное, и должен проявляться стиль современного горца. В свое время, когда я начал создавать коллекции, мне захотелось использовать наше наследие, но так, чтобы оно было адаптировано к современности. Когда говорят о восточной теме, то у современных дизайнеров сразу возникают ассоциации с орнаментами, присущими и нашим дагестанским мотивам. Наша культура перекликается с балканской, арабской. Например, женские шаровары, которые были в моде года два назад, в прошлом были элементом лезгинской и аварской национальной одежды, а аналоги балхарских нарядов с монетами можно найти и в болгарской национальной одежде. То есть современные дизайнеры стилизуют национальные этнические наряды под современную моду. Нашим мастерам стоит работать в этом ключе.
Можно было бы организовывать национальные ярмарки каждый год, где показывали бы народные художественные промыслы Дагестана — ковры ручной работы, ювелирные украшения, керамику, вышивку. Недавно я побывал на выставках народных художественных промыслов в Иордании и Флоренции, так там индусы и афганцы представляют свои работы, и те идут на ура. Наши тоже могли бы участвовать в подобных фестивалях, представляя свои изделия».
За возрождение дагестанской самобытности ратует и руководитель фестиваля национального костюма «Мелани — принцесса Кавказа» Мадина Гаджимаева.
— Идея организовать фестиваль принадлежит учредителю культурно-спортивного центра «Муртазек» Мураду Мусаеву, — говорит Гаджимаева. — После беседы с ним мы (Правление дагестанской региональной общественной организации «Наше братство — Вацлъи») решили подготовить проект. В конце 2010 года с полностью разработанным проектом Северо-Кавказского фестиваля национального костюма «Мелани — принцесса Кавказа» памяти Халилбека Мусаясула я пыталась найти выход на потенциальных спонсоров, но, к сожалению, в нашей республике больше ценятся бизнес-проекты, нежели творческие. Летом 2012 года я отправилась на Северо-Кавказский молодежный форум «Машук» с проектом национального костюма. Бюджет трехдневного Северо-Кавказского фестиваля достаточно велик по меркам «Машука», поэтому на полученный мной по результатам форума грант в размере 100 тысяч рублей мы провели городской этап фестиваля.
— Можете охарактеризовать современную манеру нашей молодежи одеваться?
— Не считаю правильным характеризовать чью-либо манеру одеваться. Наверное, каждый человек носит то, что считает нужным, но скажу лишь, что многое в этом смысле сейчас определяется влиянием извне. Имея такую богатую палитру красок, рисунков, форм, лекал и выкроек одежды, имея собственную кавказскую, дагестанскую этническую атрибутику, мы не имеем возможности запустить свою линию одежды. В первую очередь, наверное, должно быть желание, но желание одной общественной организации и руководителя проекта не разрешит проблему, так как на единоразовый грант производство открыть невозможно. Будет альтернатива поступающей в наши магазины одежде, вот тогда и будет, что обсудить.
— Как считаете, почему в Дагестане так сильны противоречия в одежде?
— Потому что нет альтернативы тому, что привыкли носить. Одни не хотят копировать восточный стиль, другие европейский, вот и сложилось так, как мы видим. Не хватает своего, коренного, того, в чем было принято ходить и ходили всегда. Ведь есть много вариантов для тех, кто предпочитает как восточный, так и европейские стили. Модернизированный вариант национального костюма подойдет и в том и в другом случае.

Дагестанцы едят чужую пищу
об этнической кухне в интервью с доктором исторических наук
02.03.2025 00:52
В Дагестане работникам культуры, переехавшим в село, выплатят миллион
В Дагестане работникам культуры, переехавшим в село, выплатят миллион Сотрудникам ...
26.02.2025 17:18