Вопросы обвинения мусульман в неверии

20.09.2013 04:38

Мир и благословение Пророку Мухаммаду, его роду и праведным сподвижникам!
Поистине, самые лучшие слова — это Книга Аллаха, а лучший путь — это путь Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует. Худшие же деяния — это нововведения, а каждое нововведение — это ересь, а каждая ересь — это заблуждение, а всякое заблуждение в Огне.
Человек может совершить грех по причине невежества и неумышленно, и Всевышний Аллах прощает грешников, которые раскаиваются в содеянном и просят у Него прощения. Благие дела, как известно, стирают собой скверные. Испытания, выпадающие на долю человека, так же способствуют прощению его грехов и дурных дел. Заступничество пророков и других людей перед Господом миров также способствует прощению грехов. Всевышний Аллах прощает, кому пожелает. Самое главное — чтобы в сердце человека оставались вера и единобожие, пусть даже на вес горчичного зернышка.
Решение об обвинении в неверии относительно конкретного человека отличается от теоретической информации, получаемой при обучении, и от фетвы. Оно выносится после того, как получено доказательство того, что конкретный человек сознательно противоречит посланникам Всевышнего, и заниматься этим может только человек, имеющий соответствующую квалификацию.
Ведь все люди делятся на три категории, упомянутые в начале суры «Корова». Пять первых аятов суры «Корова» — о верующих: «Алиф. Лам. Мим. Это Писание, в котором нет сомнения, является верным руководством для богобоязненных, которые веруют в сокровенное, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили, которые веруют в ниспосланное тебе и ниспосланное до тебя и убеждены в Последней жизни. Они следуют верному руководству от их Господа, и они являются преуспевшими» (1-5).
Затем идут два аята о неверующих: «Воистину, неверующим безразлично, предостерег ты их или не предостерег. Они все равно не уверуют. Аллах запечатал их сердца и слух, а на глазах у них — покрывало. Им уготованы великие мучения» (6, 7).
Следующие 13 аятов посвящены лицемерам: «Среди людей есть такие, которые говорят: «Мы уверовали в Аллаха и в Последний день». Однако они суть неверующие. Они пытаются обмануть Аллаха и верующих, но обманывают только самих себя и не осознают этого. Их сердца поражены недугом. Да усилит Аллах их недуг! Им уготованы мучительные страдания за то, что они лгали. Когда им говорят: «Не распространяйте нечестия на земле!» — они отвечают: «Только мы и устанавливаем порядок». Воистину, именно они распространяют нечестие, но они не осознают этого. Когда им говорят: «Уверуйте так, как уверовали люди», — они отвечают: «Неужели мы уверуем так, как уверовали глупцы?» Воистину, именно они являются глупцами, но они не знают этого. Когда они встречают верующих, то говорят: «Мы уверовали». Когда же они остаются наедине со своими дьяволами, они говорят: «Воистину, мы — с вами. Мы лишь издеваемся». Аллах поиздевается над ними и увеличит их беззаконие, в котором они скитаются вслепую. Они — те, которые купили заблуждение за верное руководство. Но сделка не принесла им прибыли, и они не последовали прямым путем. Они подобны тому, кто разжег огонь. Когда же огонь озарил все вокруг него, Аллах лишил их света и оставил их в темноте, где они ничего не видят. Глухие, немые, слепые! Они не вернутся на прямой путь. Или же они подобны оказавшимся под ливнем с неба. Он несет мрак, гром и молнию. Они же в смертельном страхе затыкают уши пальцами от грохота молний. Воистину, Аллах объемлет неверующих. Молния готова отнять у них зрение. Когда она вспыхивает, они отправляются в путь, когда же опускается мрак, они останавливаются. Если бы Аллах пожелал, Он лишил бы их слуха и зрения. Воистину, Аллах способен на всякую вещь» (8-20). Эти аяты посвящены лицемерам, которые внешне демонстрируют веру, а внутри скрывают куфр. Ученые называют их зиндиками, и их положение является сокрытым, поскольку мы не можем узнать, что находится в их сердцах. По этой причине Пророк, мир ему и благословение Аллаха, относился к ним, как к мусульманам.
Шейх Мухаммад Ибн Усаймин сказал: «Прежде чем обвинить человека в неверии, необходимо тщательно проверить это обвинение и убедиться в том, что оно действительно обоснованно. Считать неверующим или нечестивцем можно только того, на чье неверие или нечестие указывает Коран и Сунна. Изначально внешне праведный мусульманин продолжает считаться мусульманином и праведным до тех пор, пока не появится шариатское доказательство того, что он лишился одного или обоих этих качеств. И нельзя проявлять небрежность в обвинении того или иного человека в нечестии или неверии, поскольку это влечет за собой два запретных действия, первым из которых является возведение лжи на Всевышнего Аллаха, а вторым — обращение обвинения против себя же в случае, если ты обвинишь другого в неверии несправедливо».
Шейх-уль-ислам Ибн Таймия говорил: «Не имеет право никто вынести куфр мусульманину, даже если он ошибся, пока не будет установлен ему довод и разъяснен вопрос. И тот, чья вера ясно установилась, — его вера не отвергается какими-то сомнениями, наоборот, для этого необходимо установление довода и устранение сомнений».
Поэтому, если мы ясно знаем об исламской вере человека, мы не можем отвергнуть эти знания, кроме как такими же ясными знаниями об обратном. Ведь известное правило гласит: «Ясное не устраняется сомнительным». И один лишь поступок не всегда дает ясные четкие знания об отсутствии веры в сердце человека, совершившего поступок.
Шейх сказал: «Не каждый согрешивший является неверующим, особенно когда речь идет о тонких вопросах, в которых среди ученых мусульманской общины существуют разногласия». Он также сказал: «Называть кафиром конкретного человека из числа этих невежд нельзя до тех пор, пока мы не получим довод против него, свидетельствующий о том, что он противоречит посланникам, даже если их слова представляют собой куфр и в этом нет сомнения. Это правило применимо ко всем конкретным личностям».
Шейх пишет: «Нельзя обвинять в неверии человека, совершившего действие, которое можно истолковать по-разному».
Ибн Таймия не вынес неверие в отношении конкретных ученых, которые считали, что прошение у могил не является большим неверием, как Бакри и другие. Он не вынес индивидуального неверия каждому из тех ученых, которые призывали людей к прошению у могил и приводили им доводы, поддерживающие их действия. И самым ясным примером этого является отношение Ибн Таймии к Бакри, который призывал людей к прошению у могил и выносил неверие Ибн Таймие. И вместе с этим Ибн Таймия не вынес ему такфир, а, наоборот, сказал: «Мы не ответим на невежество Бакри и его выдумки про куфр подобным же образом, так же как не должен человек, против которого кто-то ложно засвидетельствовал или обвинил его в грехе, отвечать ему тем же и лжесвидетельствовать против него в ответ, и обвинить в грехе».
Многое зависит от самого человека и от обстоятельств, в которых он живет и которые стали причиной совершения упомянутых действий, являющихся ширком (многобожием) или куфром (неверием). Существует вероятность того, что человек совершил его по незнанию. Возможно, он истолковал постановление Шариата и у него есть обоснование (далиль) или его подобие, и он убежден, что он в своем действии покорен Аллаху и следует путем Посланника Аллаха, да благословите его Аллах и приветствует, а на самом деле это не так.
Говорит шейх Сулейман ибн Насыр аль-Ульван: «Не выносится относительно каждого человека, совершившего действие, выводящее из ислама, решение о его куфре. Таким образом, слово или действие могут быть куфром, однако сказавшего или совершившего их не называют кафиром, кроме как при определенных условиях. Поскольку в его отношении необходимо наличие условий такфира и устранение препятствий для него. Человек, может быть, недавно принял ислам и совершает действие, выводящее из ислама, не зная об этом, и если бы ему это разъяснилось, он бы отказался от него. Также человек может отвергать что-либо, неправильно понимая и толкуя (мутаавилян) и ошибаясь в своем понимании (таъвиле). И также возможны другие препятствия, препятствующие такфиру.
Это великая основа, которую необходимо понимать, и является обязательным действовать по ней. Поскольку такфир — это не право творений, которые могут выводить из ислама кого пожелают, следуя за своими страстями. Является обязательным возвращение в этом к Корану и Сунне в понимании праведных предшественников. И если Аллах и Его Посланник, мир ему и благословение Аллаха, вынесли кому-то такфир и до него доведен довод, то такой становится кафиром, в противном же случае — нет».
Завершим же статью словами ученого, чье имя уже неоднократно упоминалось: «…и вместе с этим, то на чем я всегда стоял, и это знают те, кто присутствуют рядом со мной, это то, что я являюсь из самых больших противников приписывания неверия, нечестивости и греховности конкретному лицу, пока не будет установлен ему довод послания, опровергший которого становится порой неверным, а порой нечестивцем или грешником. Также, поистине, я свидетельствую, что Всевышний Аллах простил этой общине ее грехи: и это прощение общее, и распространяется на ошибки в теоретических и практических вопросах».
И в заключение мы воздаем хвалу Аллаху Господу миров!
Мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи, его сподвижникам, и всем тем, кто искренне последовал за ними.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: