
Благотворительные фонды: нуждающихся в Дагестане стало больше
09.12.2022 11:41«Пока дагестанцы отзывчивы к чужой боли, жить хуже не будем»
Сабина Яшувова
Благотворительные фонды в Дагестане продолжают активную работу по своим основным направлениям. С недавних пор они стали организовывать сборы для российских военнослужащих в зоне СВО. Но чем сегодня живет традиционная благотворительная «рутина» и изменился ли у населения подход к благотворительности? Корреспондент «Нового дела» задал вопросы тем, кто ежедневно решает вопросы нуждающихся.
— Пожертвования в благотворительный фонд особенно ценны тем, что сотрудники фонда перед началом сбора проверяют: действительно ли обратившиеся нуждаются в помощи, не фейковый ли сбор. Расскажите, пожалуйста, как проверяется такая информация и случалось ли вашему фонду разоблачать мошенников?⠀
Магомедрасул Ахмедов, генеральный директор фонда «Инсан»:
— Фонд тщательно проверяет все обращения, проводит анкетирование, выезжает на инспекционные поездки. Это делается для полной прозрачности нашей работы, для установления действительного положения дел у подопечных и проведения более полного набора вспомогательных мер и мероприятий. Наша помощь имеет адресный характер. Заявки от людей, претендующих на помощь, поступают отовсюду: call-центр, соцсети, личные обращения. Но именно при личной встрече удается даже предварительно узнать кто перед тобой: нуждающийся или «специалист по попрошайничеству». Поэтому в приоритете личная подача заявлений. Часто спрашивают, можно ли подать за кого-то (родственники, соседи, друзья). Да, можно, с их личными документами. Замечу, что от того, как верно и последовательно выполняются рекомендации фонда, зависит результат обращения. Уже после обработки данных на место проживания заявителя выезжает инспектор фонда. Это человек, который может в силу своего опыта и насмотренности определить соответствует ли реальное положение дел заявленному. Но даже в этом случае фонд не застрахован от обмана. И такие случаи тоже были. Разоблачить удавалось. И самим, и с помощью неравнодушных людей.
Тимур Гаджижараев, руководитель ассоциации благотворительных организаций «Друзья милосердия»:
— Где-то с 2012 года фонды начали взаимодействовать между собой и вырабатывать общие подходы и стандарты в обработке и оценке всех приходящих в фонды заявок об оказании помощи. В 2013–2014 годах фонды Дагестана создали объединение для координации в благотворительности «Друзья милосердия» и электронную платформу «Доброфон» для обмена информацией между фондами.
Приняли единые алгоритмы в обработке, обязательным пунктом которых были запросы в другие фонды. Нужно исключить дублирование работы и более эффективное использование ресурсов фондов, а также выработать единые стандарты совместных крупных акций в республике на Курбан-Байрам и Ураза-Байрам и другие главные мероприятия в благотворительности Дагестана.
Другой важной стороной является опыт и качественная экспертиза, они сохраняют деньги, время и, главное, здоровье людей в решении таких вопросов как лечение за пределами республики и за рубежом.
Миседо Садрудинова, вице-президент НКО БФ «Чистое Сердце»:
— Инспекция обратившихся за помощью — это обязательный элемент обработки заявок. Технически процедура выглядит так: человек приходит в фонд либо отправляет заявку о помощи на почту. При этом обязательно заполняется анкета, к которой прикрепляются документы. Заявка заносится в электронную базу и получает статус на инспекцию. Инспектор проводит тщательную проверку, в случае необходимости обращается в родовое село заявителя в администрацию или к имаму. К сожалению, обман — достаточно частая ситуация.
— Какая сейчас ситуация с пожертвованиями? Люди стали меньше помогать нуждающимся или нет такой тенденции?
Магомедрасул Ахмедов, генеральный директор фонда «Инсан»:
— Пожертвования уменьшились с момента пандемии. Учитывая положение у ряда спонсоров, поддержка наших инициатив с их стороны тоже ослабла. А господдержку мы не получаем и не получали. Но сегодня в целом ситуация стабилизировалась. Например, сборы по медицинскому направлению закрываются достаточно быстро. В этом огромный плюс мобильного приложения «Инсан». Люди понимают, что помогать друг другу — это спасение.
Тимур Гаджижараев, руководитель ассоциации благотворительных организаций «Друзья милосердия»:
— Наши фонды в большей степени живут на пожертвования простого народа и бизнеса. Ухудшение экономической ситуации в стране и регионе напрямую сказывается на кошельке наших жертвователей, а значит, и на фондах. Объем пожертвований падает прямо пропорционально доходам населения и бизнеса, который, к сожалению, сегодня испытывает тяжелые времена.
Сокращение доходов населения, а вместе с ним и пожертвования требуют от фондов еще большей эффективности, а это невозможно без качественного учета и тесного взаимодействия НКО, бизнеса с экспертными сообществами, бизнеса и органов исполнительной власти.
Миседо Садрудинова, вице-президент НКО БФ «Чистое Сердце»:
— Когда 11 лет назад мы только начинали работу, люди не понимали, что такое благотворительность. Помогали лишь несколько крупных меценатов. Но сегодня ситуация изменилась в корне, и наш основной жертвователь сегодня — это средний класс. Люди стали помогать намного больше. Но и нуждающихся стало кратно больше. Если в 2011 году под нашей опекой находилось 2000 семей, то сегодня в нашей базе около 25000 семей.
— Кому помогает фонд (например, конкретным больным или только детям, или еще отдельной категории людей)?
Магомедрасул Ахмедов, генеральный директор фонда «Инсан»:
— Фонд охватывает несколько направлений. Это и тяжелобольные дети, и взрослые. По ним действует программа «Будь здоров». Это и вдовы с детьми, для которых была запущена специальная программа «Я — опекун». Также в числе подопечных фонда «Инсан» одинокие матери с детьми, одинокие пенсионеры. Стараемся работать точечно, понимая, что невозможно объять необъятное. Ну и есть такое понятие, как остронуждающиеся многодетные семьи. Такие подопечные всегда в приоритете внимания и заботы.
Тимур Гаджижараев, руководитель ассоциации благотворительных организаций «Друзья милосердия»:
— Разные фонды помогают по разным программам. Есть те, кто помогает по конкретным проблемам конкретным людям. Есть те фонды, которые помогают по широкому спектру проблем и нуждающихся.
Миседо Садрудинова, вице-президент НКО БФ «Чистое Сердце»:
— Основное направление фонда — адресная помощь нуждающимся. В основном, это медицинская помощь, продуктовая, жилищная и бытовая.
— В чем сегодня особенно нуждаются дагестанцы?
Магомедрасул Ахмедов, генеральный директор фонда «Инсан»:
— Если отвечать на вопрос через работу приложения «Инсан», то возрастают запросы на оказание медицинской и реабилитационной помощи. А в период пандемии, к примеру, в десятки раз возросло число обращений за продуктами. Так что пока да — медицинская и продовольственная помощь в приоритете.
Тимур Гаджижараев, руководитель ассоциации благотворительных организаций «Друзья милосердия»:
— Если судить по обращениям, первые топ-3, это медицина, жилье и продукты. Но если копать глубже и смотреть в корень наших проблем — катастрофически низкое образование в республике. Оно давно не отвечает запросам рынка и, как бешеный конвейер, выпускает в жизнь не подготовленных ни к чему людей.
Миседо Садрудинова, вице-президент НКО БФ «Чистое Сердце»:
— В основном, люди просят помочь в оплате реабилитации, лечении тяжелых больных. И, конечно, одна из частых просьб — помочь продуктами питания.
— Есть ли ощущение того, что мы стали жить хуже?
Магомедрасул Ахмедов, генеральный директор фонда «Инсан»:
— Пока дагестанцы так отзывчивы к чужой боли, жить хуже мы не будем точно. Нуждающихся стало больше — да. Общая экономическая и политическая ситуация сказывается на доходах населения. Но вместе с тем оказываемая государством поддержка семьям с детьми дает возможность покрывать расходы на жизнь. А Фонд «Инсан» всегда готов поддержать.
Тимур Гаджижараев, руководитель ассоциации благотворительных организаций «Друзья милосердия»:
— Да, действительно, такое ощущение есть, особенно в свете последних событий. Но любой кризис — это рост. Осознание народа, к сожалению, дорого обходится, но если оно придет, то стоит того. Спасение утопающих — дело рук самих утопающих, и чем раньше мы это осознаем, тем легче начнем это менять.
Миседо Садрудинова, вице-президент НКО БФ «Чистое Сердце»:
— Да, люди стали жить хуже. Много одиноких матерей. За последние годы в разы увеличилось количество неполных семей. И женщины тянут детей одни. Им надо и аренду жилья оплачивать, и детей кормить-одевать, и другие вопросы решать.