«Через Дагестан пройдет один из самых удобных торговых маршрутов»
25.10.2015 06:13Как война санкций отразилась на работе таможни? Почему возникла необходимость в закрытии поста Тагиркент-Казмаляр? Каковы перспективы дальнейшего развития программы «Север-Юг»? Как курс рубля связан с экспортом мяса? На вопросы корреспондента «НД» накануне Дня таможенника Российской Федерации ответил первый заместитель начальника Дагестанской таможни Гаджирамазан Исламов.
— Гаджирамазан Джабраилович, очевидно, что любые ограничения в перемещении товаров через границы страны на пользу таможне не идут — уменьшаются объемы платежей, возрастает нагрузка на работников, а кроме того, появляется необходимость принятия дополнительных мер. Взять хотя бы те же площадки для уничтожения товаров, попавших под санкции.
— Согласен с вами, но так получилось, что война санкций на работе Дагестанской таможни отразилась не очень сильно. Дело в том, что ввоз товаров из стран Евросоюза, Австралии, США и некоторых других стран, в отношении которых были введены санкции, через наши пункты пропуска пока практически не осуществляется. Именно поэтому те же полигоны для уничтожения продукции, в отношении которой введены санкции и которая попадает под действие Указа Президента России от 29 июля 2015 года №391 «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», в республике до сих пор не работают. Тем не менее, говорить о том, что изменения в экономической политике страны на работе Дагестанской таможни абсолютно не отразились, естественно, нельзя.
Так, за девять месяцев этого года физический объем ввозимых в республику товаров сократился на 27%. В основном это касается технологического оборудования и товаров народного потребления. Санкции в этом виноваты или экономический кризис, судить не нам, но, тем не менее, снижение налицо. Или взять ситуацию с мясом. Как только курс рубля стал падать, мы сразу же отметили рост экспорта дагестанского мяса в Азербайджан. Кстати, в последнее время мы отмечаем снижение объемов этих перевозок.
— Скорее всего, это связано с тем, что цена на мясо в республике в последнее время значительно выросла, и нашим соседям стало не очень выгодно его импортировать. Но продолжим. Вы сказали, что товары, подпадающие под санкции, попадают в страну в основном через пункты пропуска, расположенные вдоль западной границы России. И это понятно. Но неужели на наших постах не «засветилось» ни одной машины с товарами, запрещенными к ввозу?
— За прошедший год мы задержали 38 большегрузных автомобилей, перевозящих санкционные товары. По большей части это была молочная продукция из Германии, Бельгии, Финляндии, Латвии, Польши. Правда, все эти товары не пытались ввозить в страну, а наоборот — вывозили из нее. Речь идет о транзитном грузе, перемещаемом из стран Европы в Азербайджан. Тем не менее, в отношении перевозчиков мы возбудили дела об административных правонарушениях, что же касается транспортных средств, приняты решения об их убытии с территории Евразийского экономического союза. Но это, повторюсь, единичные факты, поскольку практически вся сельхозпродукция (это примерно 85% импорта) ввозится в республику из стран, в отношении которых никаких санкций не применяется, — Ирана и Азербайджана. На этом направлении дела обстоят нормально, по сравнению с тем же периодом прошлого года у нас даже отмечается рост таможенных платежей.
— Восточные соседи активно заполняют бреши, образовавшиеся на наших прилавках после введения санкций?
— Можно констатировать, что в последнем квартале 2014 года и в текущем году заметно увеличился ввоз сельхозпродукции из Республики Азербайджан и Исламской Республики Иран в Россию по сравнению с аналогичными периодами прошлых лет.
— Читатели «НД» интересуются, как сегодня работает таможенно-логистический терминал «Виадук», о котором мы уже писали не раз. Удалось ли с его помощью решить главную задачу, ради которой, собственно, и было затеяно его строительство, — разгрузить улицы Дербента и Махачкалы от большегрузного транспорта?
— Да, снижение транспортных потоков в этих городах имеет место. Практически все автомашины, перевозящие скоропортящуюся сельскохозяйственную продукцию (а это весьма серьезные объемы), сегодня оформляются в таможенном отношении в ТЛТ «Виадук».
— Как сообщалось, таможенный пост Тагиркент-Казмаляр закрыт на 25 дней в связи с ремонтными работами. Что там, собственно, делается?
— Демонтируется старый пункт пропуска, завершается строительство пешеходного перехода, асфальтируется территория, решаются проблемы ее освещения. После завершения этих работ все в полной мере будет соответствовать требованиям, предъявляемым к территориям между сопредельными пунктами пропуска. Потоки физических лиц мы планируем переориентировать на пункт пропуска Ново-Филя, который, как нам сообщили представители Росграницы России (именно эта организация ведет там работы), откроется в ближайшее время. Сейчас там работает только пешеходный переход, в ближайшее время через этот пункт пропуска будет также перемещаться пассажирский транспорт.
— Больной вопрос. Как обстоят дела с организацией пешеходного перехода на посту Яраг-Казмаляр? Понятно, что от Дагестанской таможни в решении этой проблемы ничего не зависит, но, тем не менее, абсолютное большинство жителей республики уверены, что это ваша недоработка.
— Хочу отметить, что ФГКУ Росгранстроя Росграницы России начато строительство пешеходного перехода на этом пункте пропуска. Но его завершение напрямую связано со строительством нового моста через реку Самур. Недавно в Москве, в Минтрансе РФ состоялось рабочая встреча, в которой участвовали представители России и Азербайджана. На ней было отмечено, что практически завершена работа над проектом нового моста. При этом удалось найти понимание в вопросе, который для Дагестанской таможни является главным, — на время строительства нового моста старый мост будет сохранен. Без этого просто невозможно сохранить оборот грузового транспорта между Россией, Азербайджаном и Ираном.
— Неужели никто не занимается поисками альтернативных решений? Согласитесь, не очень нормально, что транспортное сообщение между этими странами зависит от одного моста.
— Естественно, поиски решения этой проблемы ведутся, более того, в недалеком будущем мы станем свидетелями значительного увеличения объема перевозок, осуществляемых железнодорожным транспортом. В рамках реализации программы «Север-Юг» завершается строительство железнодорожной магистрали, которая свяжет Азербайджан с Ираном. На сегодняшний день по информации, представленной азербайджанской стороной на недавней встрече в Дербенте, осталось проложить 8,5 км путей вблизи иранской границы. Как только эта работа будет завершена, через Дагестан пройдет один из самых удобных и, главное, дешевых маршрутов, связывающих страны Ближнего Востока с Россией и Европой.
— Как я понимаю, для Дагестанской таможни это будет означать увеличение таможенных платежей?
— Конечно, поэтому мы так пристально наблюдаем за ходом этого строительства. Всякая активизация внешнеэкономической деятельности для таможенной службы — благо. А для страны — дополнительные платежи в ее бюджет.
— Обычно в интервью с представителями таможни принято спрашивать о крупных задержаниях. Людям интересно читать об обнаружении большого количества незадекларированной валюты, о промышленных партиях осетровых, которые пытались переправить через границу, о КАМАЗах с просроченным товаром.
— Попытки перевезти через данный участок границы крупные партии запрещенного товара или незадекларированной валюты говорят о том, что нарушители надеются на «снисходительность» или непрофессионализм работников таможенных постов на этой территории. Помните, еще несколько лет назад на наших постах регулярно задерживали крупные партии наркотиков? Теперь количество таких случаев резко сократилось. Не потому, что наши работники стали менее бдительными, просто наркоторговцы записали наш участок границы в бесперспективный.
Тем не менее, о каждом крупном задержании мы сразу же информируем жителей республики, наша пресс-служба оперативно передает все эти сведения в СМИ. Повторяться и перечислять все эти случаи не вижу особого смысла. Особенно в век Интернета, когда любой интересующийся может забить в поисковике «Сотрудники Дагестанской таможни задержали крупную партию…» — и сразу же выскочат и валюта, и осетровые, и опасная для здоровья сельхозпродукция. Скажу только, что за 9 месяцев текущего года таможней возбуждены 804 дела об административных правонарушениях и 20 уголовных дел по фактам нарушения таможенного законодательства. Кроме того, возбуждено три уголовных дела, связанных с попытками незаконного вывоза с территории РФ в Азербайджан рыбы осетровых пород, занесенных в Красную книгу России и охраняемых международными договорами. Общая стоимость товара, являющегося предметом преступления по уголовным делам, составила 79289,6 тыс. рублей, изъято товаров на сумму 21726,2 тыс. рублей.
— Поскольку это интервью в преддверии Дня таможни, расскажите, как вы обычно отмечаете День таможенника.
— Начинается он у нас с построения на плацу, затем все поднимаются в зал, где мы подводим итоги нашей работы, поздравляем ветеранов службы, награждаем особо отличившихся работников. Причем награждаются в этот день не только те, кто добился успехов на рабочем месте. Грамоты, подарки, премии вручаются нашим спортсменам, защищавшим честь коллектива на соревнованиях различного ранга, а также участникам художественной самодеятельности.
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон
+7(8722)67-03-47
Адрес
г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта
n-delo@mail.ru
Или пишите в WhatsApp
+7(964)051-62-51
Смотрите также