Если кто-то кое-где у нас порой...

15.04.2016 22:22

Экономический обозреватель «НД» получил от редакции задание, невыполнимое в принципе: внимательно посмотреть «прямую линию» с Путиным и выяснить, какие экономические проблемы больше всего волнуют россиян и как власти планируют их решать.


Дело в том, что российские «прямые линии» невозможно рассматривать в качестве объективного источника информации, поскольку это действо представляет собой прекрасно отредактированное шоу, в подготовку которого вбухиваются сотни миллионов рублей. В 2006 году «НД» провело масштабное расследование в Каспийске, который тогда был выбран в качестве одной из десяти площадок «прямого» общения с Путиным. Как было заявлено в ходе подготовки данного мероприятия, любой дагестанец, попавший на нее, сможет напрямую задать вопрос президенту.

Так вот, десять лет назад корреспонденты «НД» обнаружили, что попасть на площадку может далеко не каждый — список участников утверждали местные силовики, отбирая при этом только проверенных «представителей народа». Выяснилось также, что никакой «инициативы снизу» в Каспийске не будет — все действо в обстановке строжайшей тайны было тщательно отрепетировано заранее. Предполагаемые 15 вопросов от каспийчан за три недели до начала «общения» отправили в Москву на согласование, где ни один из них не утвердили. Взамен из столицы продиктовали четыре «нужных» вопроса, которые и распределили между проверенными людьми (остальных просто не допустили к камерам). В итоге тогда из четырех вопросов, спущенных сверху, каспийчанам удалось задать лишь два — об отношениях с Грузией и о возвращении в республику соотечественников в условии безработицы.

За прошедшие десять лет ситуация с подготовкой «прямых линий» если и изменилась, то далеко не в лучшую сторону, что напрямую связано с попытками власти обеспечить тотальный контроль над всеми демократическими институтами страны. Если раньше, к примеру, оставалась надежда на «живой» вопрос из зала, в который могли попасть представители «умеренной оппозиции», то теперь такой сценарий невозможен в принципе. Как сообщило РБК, со вторника в пансионате «Поляна» на Рублевско-Успенском шоссе проходил массированный инструктаж «представителей общественности и СМИ», которым доверена честь лично присутствовать в зале Гостиного двора, где Путин будет отвечать на отфильтрованные вопросы россиян.

Подготовленные вопросы при этом были тщательно изучены и «причесаны». Из трех сотен участников отобрали несколько десятков человек — они должны будут озвучить те вопросы, которые прошли строгую цензуру представителей администрации президента. Остальные, как сообщает РБК, будут присутствовать в Гостином дворе в качестве массовки и ни в коем случае не смогут обратиться к Путину напрямую. Кроме того, всем участникам категорически запретили брать в руки микрофон у сотрудниц ВГТРК, которые будут сами подносить его задающим вопросы. Гостям «Поляны» запретили рассказывать о подготовке к «прямой линии», покидать санаторий, звонить родным и близким.

На этом фоне очевидно было, что никаких неудобных для властей вопросов в ходе «прямой линии» озвучено не будет. Следовательно, никакой объективной картины мы не увидим. Увидят ее только в Кремле в ходе анализа поступивших вопросов. Нам же придется довольствоваться общением Путина с «отфильтрованным народом», в ходе которого выяснится, какие экономические проблемы волнуют россиян по мнению администрации президента. Из этого мы и будем исходить, рассказывая об экономическом блоке проблем, озвученных в ходе общения с Путиным.

…Ну что ж, «прямая линия» завершилась, прогнозы экономического обозревателя «НД» полностью оправдались. Ни одного неудобного вопроса озвучено не было, о многих проблемах, активно обсуждаемых в обществе, не было сказано ни слова. Как оказалось, российское правительство вкупе с Центробанком работает нормально, принимая правильные решения. Единственное, что, по мнению Путина, ему не хватает — целевого метода. «Есть общая цель, но как двигаться к цели — неясно. Вязнем в текучке». Создается впечатление, что президент искренне считает, что его утверждение о нормальной работе правительства абсолютно логично сочетается с объяснениями по поводу того, почему «сильное» правительство по существу работает вхолостую. Да, еще один момент. Судя по риторике встречи, президент убежден, что все наши проблемы и беды — в перегибах на местах и плохой работе некоторых руководителей.

А теперь, собственно, вопросы по экономической тематике и ответы президента на них. Первый касался ужасного состояния российских дорог (прозвучал он из Омской области, но вполне мог бы быть озвучен практически в любом регионе страны). Путин признал, что деньги из Дорожного фонда тратятся неэффективно и на другие цели, что недопустимо. Но дальше он сказал почему-то не о мерах по подъему эффективности трат, а о том, что ситуацию в дорожном хозяйстве могут в какой-то мере исправить дополнительные деньги, полученные за счет повышения акцизов на топливо, пообещав регионам, что половина собранных сумм будет направлена туда.

Очень интересным показался ответ президента на вопрос, кому больше верить: чекам из магазинов, говорящим о том, что за год цены в стране выросли вдвое, или статистикам, утверждающим, что инфляция составила всего 12,9%. Признав, что рост цен на продукты питания произошел существенный, Путин далее сообщил, что, во-первых, в третьем квартале 2015 года было отмечено снижение цен, во-вторых, рост цен во многом рукотворный, поскольку произошел из-за введения санкций и контрсанкций, в-третьих, этот рост компенсирован подъемом агропромышленной отрасли аж на 3%, в-четвертых, укрепилась продовольственная безопасность, в-пятых, улучшилась жизнь на селе.

Начало конца?

На вопрос, где мы теперь находимся («за последние полгода ваши чиновники семь раз сообщали, что мы достигли дна кризиса»), Путин ответил, что находимся на правильном пути, рост начнется буквально в следующем году, уже сегодня он отмечается в сельском хозяйстве и строительной отрасли. Растет (в рублях. — «НД») и сальдо торгового баланса. Сохраняются резервные фонды, денег в них хватит на 4 года, даже если никто не будет работать.

Отвечая на вопрос, не проспала ли Россия технологическую революцию, наблюдаемую в целом ряде стран, президент ответил, что главное для нас в этом плане — обеспечить поток инвестиций и изменить структуру экономики. Правда, не сказал, где следует искать инвесторов на фоне санкций, в том числе банковских, и не озвучил планов правительства по структурным изменениям в экономике. А закончил тем, что промышленное производство растет (растет??? — «НД»), увеличился также экспорт высокотехнологичного оборудования (опять же в рублях. — «НД»).

Удивил ответ президента по поводу массовой задержки зарплат (вопросы об этом пришли практически из всех регионов). Оказалось, что во всем виноват директор Уралавтоприцепа. Да и то потому, что в автопроме сейчас кризис, на купирование которого планируется направить 40 млрд рублей. Но, тем не менее, на предприятие это Путин пообещал внимание обратить и с вопросами задержки зарплаты разобраться (работники сотен других предприятий, сидящие без зарплаты, при этом остались ни с чем).

С негативными последствиями может быть принято решение по поводу снижения производства дешевых российских лекарств. Скорее всего, их выпуск начнет расти после того, как фармацевтам разрешат повысить на них цены. «Есть два пути решения: субсидирование промышленности либо отправка цен в свободное плавание. Но в 1,5—2 месяца эта проблема будет решена», — заверил Путин.

По поводу ЖКХ. Сфера с советских времен недофинансирована, но с учетом кризиса решено, что нынешним летом тарифы вырастут всего на 4%. Что касается дополнительных сборов (тот же взнос на капремонт. — «НД»), то они государством не регулируются, решения принимается на общих собраниях граждан или на уровне муниципалитетов. При этом президент напомнил, что в случаях, когда расходы на ЖКХ превышают 22% доходов семьи, граждане могут претендовать на компенсации государства. О капремонте Путин вообще сказал весьма расплывчато, упомянув о том, что Конституционный суд признал этот сбор законным. Кроме того, он отметил, что если капремонта не будет, то количество аварийного жилья в стране начнет расти в геометрической прогрессии.

На вопрос о налоге на недвижимость (предприниматели жаловались, что сегодня кадастровая оценка оказывается выше рыночной стоимости) президент сказал, что, по его мнению, кадастровую оценку необходимо передать госструктурам, чтобы было кому ответить за результаты своей работы.

Панамские оффшоры и село

Путин прокомментировал и скандал с панамскими оффшорами, рассказав о подвижничестве Ролдугина, который недавно приобрел скрипку за 15 млн долларов. Чуть позже, говоря об Украине, он снова вернулся к оффшорной теме, заметив: «У нас кто-то пытается скандал с оффшорами устроить, а у них руководители в оффшорах сидят. И вообще, клановая система укрепилась там за последнее время».

Внимательно выслушав Василия Гальченко из Свердловской области, сообщившего о том, что программа оптимизации «социалки» на селе фактически убивает деревню, поскольку закрываются сотни детсадов, школ и ФАПов, Путин объяснил, что это перекосы и оптимизировать надо более взвешенно. При этом никаких поручений президент не дал. Кстати, интересный момент: все озвученные в ходе «прямой линии» поручения давались исключительно по точечным проблемам, некоторые из которых были решены во время общения Путина со страной. А по системным проблемам президент конкретных поручений не дал.

Еще о сельских проблемах. Селянам, опасающимся отмены санкций, после чего их бизнес рухнет, президент сообщил, что скорой их отмены ожидать не стоит. На просьбы усилить борьбу с пальмовым маслом пообещал или повысить акцизы на масло, или обязать производителей сведения о наличии пальмового масла в продукте указывать крупным шрифтом на упаковке. Пообещал Путин рассмотреть также проблему обязательных ветеринарных сертификатов, которая, по мнению сельских тружеников, чрезмерно забюрократизирована. Кроме того, президент сообщил, что поможет ускорить принятие законопроекта, дополнительно регулирующего отношения сельхозпроизводителей с представителями торговых сетей.

Бизнес и оборона

В очередной раз поговорили о проверках бизнеса. По мнению Путина, здесь удалось добиться серьезных подвижек, поскольку число проверок снизилось на треть. По мнению представителей бизнес-сообщества, особых изменений не произошло, бизнес как кошмарили, так и кошмарят. «Уж такой у нас чиновничий менталитет, — развел на это руками Путин. — Привыкли жить за счет ренты».

Единственный подарок бизнесу во время «прямой линии» — сообщение о готовящемся законе, позволяющем не сразу наказывать предпринимателей за обнаруженные нарушения, а на первых порах ограничиваться предупреждениями.

В ходе «прямой линии» президент прокомментировал ситуацию с гособоронзаказами, сообщив о том, что эта программа ни в коем случае сокращаться не будет. При этом с удовлетворением было сказано, что после Сирии отмечен рост заказов на российское оружие, срочно построены два новых завода.

Вот, в общем, и всё об экономике. Улов весьма скромный и малоинформативный. Но другого и ожидать было наивно с учетом всего того, о чем было сказано вначале.
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

Что нужно Индонезии в Дагестане

посол показал одним жестом

07.05.2024 19:42

В. Путин рассказал о планах развития страны

«Где деньги, Зин?»

13.03.2024 13:08

Бюджет Дагестана 120 лет назад по новому курсу

разница в 1280 раз

26.02.2024 13:03