Маршрутки объявят вне закона

16.07.2016 16:22

Глава Махачкалы Муса Мусаев обсудил с министром транспорта, энергетики и связи РД Сайгидпашой Умахановым «вопросы транспортного обеспечения и обслуживания», сообщает РИА «Дагестан». На первый взгляд, событие это достаточно ординарное — транспортные проблемы Махачкалы регулярно обсуждаются на самых разных уровнях. При этом результаты всех этих мероприятий, как правило, нулевые — дагестанским чиновникам никак не удавалось решить задачу, которую без существенного увеличения стоимости проезда решить невозможно. Власти всегда желали заставить всех водителей маршрутных такси встать на налоговый учет, но при этом сохранить действующую систему официальных поборов, вынуждающую водителей ежемесячно платить примерно 3 тысячи рублей в кассу «Горавтотранса».


Как показывала практика, для городских властей эти платежи намного важнее налогов — как только водители маршрута №19 поголовно зарегистрировались в качестве индивидуальных предпринимателей и отказались сотрудничать с «Горавтотрансом», на них сразу же обрушилась вся мощь государственной машины.

Чем же нынешнее совещание отличается от всех предыдущих и почему оно заинтересовало корреспондента «НД»? Начнем с того, что на нем впервые не обсуждались проблемы снятия двух шкур с одного барана. «Баранов» могут вывести из города, поскольку у городских властей недавно появились перспективы коренного изменения структуры «городского транспортного стада».

Речь идет о том, что в Махачкалу в ближайшее время начнут поступать партии новых автобусов, закупленных в лизинг у компании «КамАЗ». Сообщение об этом появилось на сайтах примерно месяц назад, после того как в рамках Петербургского международного экономического форума Корпорация развития Дагестана подписала соответствующее соглашение стоимостью 2,5 млрд рублей. При этом отмечалось, что новая техника начнет поступать в республику уже со второго полугодия.

Уже тогда обозначился узел неминуемого конфликта. Очевидно, что новые автобусы встроить в действующую систему транспортных перевозок Махачкалы будет крайне сложно, поскольку практически все необходимые маршруты в городе давно уже имеют хозяев. Обозначилась и интрига — чье лобби (маршруточное или автобусное) окажется в данной ситуации сильнее.

Совещание, состоявшееся на этой неделе, показало, что за «партией автобусов» стоят более влиятельные фигуры. А раз так, махачкалинские маршруточники в ближайшее время, возможно, станут изгоями. Нет, о том, что маршрутные такси будут изгоняться с городских магистралей, на совещании пока не говорили. Но анализ выступления Мусы Мусаева, тем не менее, позволяет сделать вывод, что рано или поздно это произойдет. Отметив, что в Махачкале сегодня работают 60 автобусов, которые «изменили в лучшую сторону работу дорожного хозяйства города», градоначальник сообщил, что число городских «маршруток» составляет около 2,5 тысяч машин. При этом он проинформировал собравшихся о том, что 80% этих автомобилей «изжили срок эксплуатации».

Для людей, умеющих читать между строк, это явный и четкий сигнал — в ближайшее время в городе развернется широкомасштабная война с водителями старых машин, которые будут изгоняться с махачкалинских улиц. Как это будет осуществляться на практике, покажет время, но уже сегодня очевидно, что грядет широкомасштабный конкурс за место под солнцем. Дагестанская реальность говорит о том, что победителями в подобных конкурсах становятся не самые достойные, а самые «понятливые».

Но даже при этом (с учетом количества новых автобусов и их вместимости) ясно, что парк городских маршрутных такси придется сократить примерно вдвое. На этом фоне оптимистичные заявления генерального директора ОАО «Корпорация развития Дагестана» Александра Иванченко по поводу того, что «сотрудничество с «КамАЗом» позволит открыть новые автобусные парки во всех городах республики и создать более 500 новых рабочих мест» выглядят не очень солидно — чтобы эти рабочие места стали реальностью, необходимо будет «сократить» тысячи полторы водителей маршрутных такси.

Несмотря на то, что новые автобусы преподносятся чуть ли не как подарок «КамАЗа», платить за них рано или поздно все равно придется. Опыт эксплуатации автобусов в Махачкале показал, что при существующих тарифах они работают практически на пределе себестоимости (водители уже несколько раз заявляли о нехватке средств на проведение текущего ремонта). На этом фоне вопрос осуществления обязательных платежей по лизингу представляется проблемным, поскольку «лизинговые» деньги должны быть обязательно заложены в тарифах. Всякое же увеличение тарифа сразу же сделает автобусы неконкурентоспособными на фоне более мобильных «маршруток». Это еще одно основание, чтобы объявить маршруткам войну — при монополии автобусов чиновникам будет намного проще изменять тарифную политику.

Кроме того, для автобусов понадобятся новые парки со всей необходимой инфраструктурой. Это может вылиться в серьезную проблему даже без учета того, что необходимо будет найти для них необходимые земельные участки. Скорее всего, именно на фоне предстоящего соглашения с «КамАЗом» республиканские власти срочно вспомнили о том, что по собственной вине и жадности (в свое время отказались оплатить долги государственного предприятия АТП-1736 в размере 30,8 млн рублей) упустили площадку для автобусного парка, и теперь судятся по этому поводу с фирмой, купившей АТП через открытые торги. И, судя по всему, вместо того чтобы наказать нерадивых чиновников, правительство хочет переложить финансовое бремя на республиканский бюджет, т.е. на нас с вами. Почему-то в других случаях, когда подконтрольные республике предприятия откровенно «кидали» своих партнеров и даже государство в лице налоговой службы, правительство никак не реагировало и позволяло руководителям этих организаций подводить к банкротству, и кредиторы в итоге оказывались обманутыми. К примеру, случай с РГУП «Роспечать». Эти случаи даже не аналогичны, в случае с АТП кредитор пошел по предусмотренным законом механизмам, а власть предпринимает шаги, вызывающие вопросы не только у общественности. В случае с «Роспечатью», наоборот, правительство республики позволило тем, кто «кинул» государство, уйти от ответственности, лишив кредиторов законного дохода. Объединяет эти случаи одно: привлекательность балансового имущества.

В общем, передел транспортного рынка в столице республики наверняка аукнется еще многими проблемами, включая масштабные протесты водителей маршруток.

В том, что эти протесты обязательно будут, уверен председатель Независимого профсоюза предпринимателей и водителей Дагестана Исалмагомед Набиев. По его мнению, всякие попытки так или иначе решить транспортные проблемы Махачкалы выглядят достаточно смешно с учетом того, что эти проблемы давно уже решены при помощи рыночных механизмов. «Единственная проблема, которая существует в городе, — считает Набиев, — это проблема регистрации водителей в качестве индивидуальных предпринимателей — иначе говоря, проблема налогов. Решить ее, как показывает опыт водителей маршрута №19, можно очень быстро, для этого необходимо только отогнать от «маршруточной кормушки» чиновников, которые практически без трудозатрат ежемесячно «зарабатывают» миллионы рублей. А придумывать разные схемы с использованием бюджетных денег на фоне нашей тотальной нищеты попросту преступно. Кроме того, на голом месте создается конфликтная ситуация, чреватая серьезными протестными акциями».

Другая новость пришла из Махачкалинского морского торгового порта — впервые после двухмесячного перерыва возобновлена перевалка туркменской нефти через ММТП. Особый интерес эта новость приобретает на фоне развернувшейся войны за активы ММТП, о которой «НД» недавно писало. На сайте компании «Транснефть» появилось сообщение о возможном прекращении транзита нефти через порт в Махачкале «из-за криминальной обстановки на «Дагнефтепродукте» и бездействия республиканских административных структур». В качестве примера недобросовестной работы представителей «Дагнефтепродукта» компания приводила конфликт с представителями туркменской стороны, из-за которого фактически был приостановлен транзит нефти из этой страны. «В мае 2016 года «Дагнефтепродукт», приняв 5 тыс. тонн туркменской нефти, вообще отказался сдать этот объем в систему «Транснефти» и в настоящее время пытается принудить владельца ресурса подписать акт по формированию «мертвых» остатков в резервуарах нефтебазы», — сообщалось на сайте компании.

Кстати, с «портовской» новостью тесно связано еще одно сообщение, касающаяся другой структуры, контролируемой командой Сулеймана Керимова. Как сообщили региональные СМИ со ссылкой на пресс-службу Агентства по предпринимательству и инвестициям РД, в ближайшее время инвестиционному проекту «Аэровокзальный комплекс международного аэропорта «Махачкала»» может быть присвоен статус приоритетного. Как известно, в настоящее время в аэропорту осуществляется строительство терминала международных авиалиний общей площадью более 8 тыс. квадратных метров с пропускной способностью 150 пассажиров в час + 40 VIP-пассажиров. Стоимость проекта — 1,9 млрд рублей.

Источники «НД» в правительстве РД связывают это решение с тем, что Рамазан Абдулатипов, поддержавший команду Керимова в борьбе за порт, тем самым «дал отмашку» и на поддержку других проектов сенатора. «Если раньше, — отметили собеседники, — решение по аэропорту постоянно откладывалось, то теперь ему, скорее всего, будет обеспечена «зеленая улица»».

Судя по следующей новости, последней в нынешнем обзоре, солнечный Дагестан заинтересовал Китай как раз этим расхожим эпитетом — с учетом большого количества солнечных дней в республике китайская сторона выразила намерение построить в Дагестане две солнечные электростанции «Хунзах-1» и «Каспийскую» мощностью 5 МВт каждая. Соответствующий протокол о намерениях был подписан на этой неделе в Екатеринбурге в рамках международного форума. Кроме того, представители Китая планируют построить малую ГЭС в селении Ахты. Как сообщили «НД» в пресс-службе Дагестанского филиала «РусГидро», до конца лета в республику приедут специалисты из Китая, которые осмотрят предполагаемые площадки для строительства, а также подготовят материалы для подписания необходимого соглашения. 
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также