«Заставлять никто не будет»
25.10.2013 04:56водители которого вынуждены заниматься таможенным оформлением товаров и транспортных средств в Махачкале и Дербенте. В ходе разговора была достигнута договоренность вернуться к обсуждению этих проблем через год, чтобы посмотреть, что удалось сделать за это время. Накануне Дня таможенника эта беседа, наконец, состоялась.
— Руслан Крымсолтанович, каким был для вашего ведомства прошедший год? Что удалось сделать, что по-прежнему буксует?
— Год был достаточно обычным, с обычными проблемами, многие из которых, увы, решаются не так быстро, как нам хотелось бы. Честно говоря, со своим начальством мне общаться намного проще, чем с журналистами. Начальство в основном интересуют наши результаты, и в первую очередь — рост платежей в бюджет. Вас же, как я понимаю, эта сторона нашей работы не очень занимает. Хотя здесь мне есть, чем гордиться, — за время моей работы на таможне объемы наших платежей в федеральный бюджет выросли как минимум раз в шесть.
— Все дело в наших читателях, которым время от времени приходится пересекать границу. Надо сказать, этот процесс не всегда вызывает у них положительные эмоции.
— Я их прекрасно понимаю, но главная сложность заключается как раз в нашем «пограничном» состоянии (смеется). Каждый раз, встречаясь с представителями СМИ, я слышу вопрос о пешеходном переходе на Яраг-Казмаляре. Но в его решении от меня практически ничего не зависит, это федеральный вопрос. Для его решения необходима координация усилий двух государств — России и Азербайджана. Вы прекрасно знаете, что пешеходный переход давно построен, а задержка связана с необходимостью полной реконструкции моста через Самур, который находится в аварийном состоянии. Объект этот пограничный, решение по нему должно быть двусторонним. Боюсь сглазить, но в последнее время здесь, наконец, наметился прорыв — во время последней встречи Владимира Путина с Ильхамом Алиевым в числе прочих проблем обсуждалась ситуация с этим объектом. Было принято решение: в скором времени неподалеку от старого построить новый мост.
— Год назад вы говорили о том, что проблему Яраг-Казмаляра можно будет практически снять с повестки дня за счет строительства двух современных пунктов пропуска в Тагиркент-Казмаляре и Ново-Филя, на которых будут работать пешеходные переходы.
— Пешеходный переход на посту Тагиркент-Казмаляр работает, здесь также построен и оборудован новый пунк пропуска, отвечающий всем современным требованиям. Правда, запустить его мы пока не можем. Тут сразу несколько проблем. Необходимо реконструировать дорогу от федеральной трассы в объезд селения Тагиркент-Казмаляр, нужна новая дорога до Ново-Филя (без этого мы не сможем организовать проезд через эти посты большегрузного транспорта). Ну и, наконец, надо построить объездную дорогу к служебным и жилым помещениям пограничной службы.
Еще одна сложность. Согласно имеющимся договоренностям азербайджанская сторона должна построить напротив нашего свой таможенный пост, отвечающий современным требованием (точно такой, какой они построили напротив поста Яраг-Казмаляр). Кроме того, они должны построить дорогу к границе протяженностью 7 километров и реконструировать примыкающий к ней участок трассы (это примерно километров 30). Так вот, наши соседи к этим работам еще не приступали.
Что касается пункта пропуска Ново-Филя, то он, скорее всего, заработает уже в этом году. Строительные работы здесь уже закончены, идет обустройство. Пункт этот будет обслуживать пассажирское и пешеходное направления. Так что некоторые подвижки у нас в этом вопросе есть. Как, впрочем, и в другом, связанном со строительством таможенно-логистического терминала в Магарамкентском районе.
— Насколько я помню, речь шла о строительстве сразу двух таких терминалов?
— Вы абсолютно правы терминалов действительно будет два: ТЛТ «Яраг-Казмалярский» на территории ЗАО «Магарамкентский консервный завод» и южный таможенный терминал «Виадук», расположенный к северу от села Ново-Усур Магарамкентского района. Но дело в том, что первый объект сегодня еще в стадии строительства, тогда как второй практически готов (осталось только подвести коммуникации и дооборудовать его техническими средствами контроля).
— В сообщениях о строительстве этих терминалов говорилось о том, что они строятся на деньги частных инвесторов, помогут разгрузить города республики от большегрузного транспорта и существенно облегчат жизнь участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Но, признаюсь, я не очень понимаю, как все это будет работать. А когда слышу о вкладах частного инвестора в таможенный объект, вспоминаю анекдот первых лет перестройки о приватизации одного метра границы.
— Идея строительства таких терминалов — это инициатива Федеральной таможенной службы, одобренная правительством России. Предполагается, что таким образом мы, во-первых, экономим государственные средства, поскольку строить их будут частные инвесторы, во-вторых, и это самое главное, выстраиваем вблизи границы грамотную логистическую цепочку. Первые такие терминалы были построены в России на северо-западном направлении и прекрасно себя зарекомендовали. После этого их начали строить практически во всех приграничных территориях. Ну и мы, естественно, решили не оставаться в стороне.
Поскольку вопросы по работе терминалов имеются не только у вас, я немного расскажу о том, что они собой представляют. Но сначала немного истории. В свое время, чтобы разгрузить границу, задыхающуюся от километровых автомобильных пробок, мы вынуждены были организовать работу по таможенному оформлению товаров в Махачкале и Дербенте. Скажу сразу, границу мы разгрузили, но одновременно выросло количество большегрузного транспорта в этих двух городах. Что, конечно же, вызывало справедливое негодование их жителей. Так вот, мы надеемся, что с пуском терминалов эту проблему нам удастся с повестки дня снять.
Теперь о том, как будет организована работа ТЛТ. Предполагается, что сразу же после пересечения границы сюда будут заезжать водители большегрузных автомобилей для таможенного оформления товара.
— Иными словами, вы будете направлять их туда?
— Мы на это никакого права не имеем. Участники ВЭД сами выбирают места таможенного оформления. При этом владельцы ТЛТ создают максимально комфортные условия для скорейшего завершения этой процедуры, чтобы перевозчикам было выгодно заехать именно сюда. Кроме того, внутри каждого терминала будет оказываться максимально широкий спектр услуг. Здесь будут работать автостоянки, гостиницы, охраняемые склады с холодильным оборудованием, мойки, службы автосервиса, магазины, кафе, рестораны, автозаправки.
— При организации ТЛТ был взят за основу западный образец организации транспортных перевозок?
— Нет, это, скорее, некий переходный вариант, связанный, скажем так, с необязательностью наших граждан. На Западе давно уже забыли о складах, все работают «с колес». Там точно известно, что из пункта А в пункт Б водитель должен доехать за 8 часов. И к моменту его прибытия в пункт Б его уже ожидают водители машин, которые доставят свои партии товара в соответствующие районы страны.
— Будет ли все это работать? Вполне может случиться так, что инвестор, вложивший деньги в организацию ТЛТ, попросту прогорит из-за того, что водители не захотят сюда заезжать.
— Это очень тонкий вопрос, связанный, прежде всего, со стоимостью оказываемых услуг. Терминалы еще не заработали, а участники внешнеэкономической деятельности уже спрашивают у наших работников: «А сколько все это будет стоить?». Это ведь бизнес, где считается каждая копейка. Как только будут установлены расценки на услуги, бизнесмены сразу же возьмут в руки калькуляторы и начнут считать, где таможенное оформление грузов дешевле — в ТЛТ, Махачкале или в других местах? При этом, как показывает практика, будет учтено все, вплоть до возможных штрафов, опасность которых резко возрастает при заезде в города, время, затраченное на стояние в городских пробках, и прочие детали, которые на первый взгляд могут показаться незначительными. Опыт регионов, где ТЛТ уже работают, говорит о том, что при правильной организации их работы, грамотных расценках, примерно 80—90% участников внешнеэкономической деятельности оформляют грузы именно в таможенно-логистических терминалах.
— Прошлый раз мы с вами говорили о том, что за последние два-три года ваши работники практически не задерживали крупных партий наркотиков. Вы это объясняли тем, что после целой серии крупных задержаний наркоторговцы поставили на нашей таможне большой крест и начали возить свой товар через другие регионы. За этот год что-нибудь изменилось?
— К счастью, нет, что подтверждается данными других служб: Госнаркоконтроля, ФСБ. Если раньше речь шла о сотнях килограммов, то последнее наше «крупное» задержание, случившееся в марте на посту Тагиркент-Казмаляр, — 500 граммов гашиша, который пытался провести в Россию гражданин Азербайджана. Тем не менее работу в этом направлении мы не ослабляем, поскольку наркоторговцы постоянно придумывают что-то новое, и мы обязаны хотя бы на шаг их опережать.
— А как сегодня обстоят дела с перевозками крупных партий наличных?
— Тут такая ситуация. Согласно российскому законодательству, каждый гражданин может перевести через границу без декларирования до 10 тысяч долларов. Вот передо мной как раз отчет по перевозке денег через пост Тагиркент-Казмаляр (скажу сразу, примерно такая же картина и на Яраге). В начале года мы задержали здесь семь крупных перевозчиков, которые пытались перевести незадекларированные деньги в бензобаках и автомобильных колесах. Речь идет о суммах на уровне 700 тысяч долларов. По всем эпизодам были возбуждены уголовные дела. После этого ситуация поменялась. Деньги через границу по-прежнему возили, но при этом их аккуратно декларировали. А вскоре денежный «ручеек» и вовсе иссяк. Это произошло после крупного скандала в аэропорту Москвы и последовавшей за ним масштабной зачистки банков-прачечных. Так что сегодня на этом фронте у нас тишина.
Зато участились попытки ввоза в Россию нерастаможенных автомобилей с поддельными документами, в связи с чем Дагестанской таможней возбуждаются как административные, так и уголовные дела.
— И последний вопрос. Что сегодня для вас является основным направлением работы. Понятно, что на таможне второстепенных вопросов нет, но какие отчеты вы просматриваете в первую очередь?
— Отчеты служб, отвечающих за оформление оборудования, поступающего в республику в рамках реализации инвестиционных проектов. Несколько месяцев назад президент Дагестана Рамазан Абдулатипов озвучил десять приоритетных проектов, реализация которых должна будет изменить экономическую ситуацию в республике. По моему убеждению, каждый руководитель, независимо от того, на каком направлении он работает, должен сделать все от него зависящее, чтобы эти проекты воплотились в жизнь. Поэтому на таможне организована «зеленая улица» для оборудования, приходящего в республику в рамках реализации различных инвестпроектов. Отрадно, что ни один из них ни на день не забуксовал из-за проволочек таможенной службы.
Я ответил на все ваши вопросы? Тогда, пользуясь случаем, хотел бы поздравить с нашим профессиональным праздником ветеранов таможенной службы, всех таможенников республики, членов их семей, а также коллег из других регионов России.