О вкладе Дагестана в сокровищницу шафиитской правовой школы

20.09.2019 22:09

Недавно в свет вышло фундаментальное исследование дагестанского алима Анвара бину Абубакра аш-Шайхи ад-Дагистани (на фото в центре), посвященное одному из главных трудов по исламскому праву согласно шафиитскому мазхабу.

Прежде всего, для широкого круга читателей следует пояснить, что в основе любого мазхаба лежит решение его имама, а ученые разъясняют и тщательно разбирают эту позицию. В книгах же эти решения разъясняются и обосновываются. В теории шафиитского мазхаба выстроена иерархия по поводу предпочтения мнений того или иного правоведа. В частности, если есть разногласия по одному и тому же вопросу в рамках шафиитской правовой школы, то в выборе окончательного решения предпочтение отдается мнению ученого Мухи ад-Дина ан-Навави (1233–1278) в противовес мнению Абу ал-Касима ар-Рафии (1160–1226). Если оба ученых пришли к единому заключению, то оно преобладает над мнениями остальных шафиитских правоведов. Следующими по шафиитской иерархии идут ибн Хаджар ал-Хайтами (1503–1566) и Шамс ад-Дин Мухаммад ар-Рамли (1513–1596), причем новая фатва в рамках мазхаба не должна противоречить мнениям этих ученых (1).
Поскольку у ан-Навави не рассмотрены все аспекты шафиитского мазхаба, в Дагестане, начиная с XVII в., наиболее широкое распространение получил обширный комментарий на его сочинение, написанный ибн Хаджаром ал-Хайтами. Причем только в Фонде восточных рукописей Института истории, археологии и этнографии хранится около 40 его рукописей, переписанных в XVII–XIX вв.(2).
Шихаб ад-Дин Ахмад ибн Мухаммад ибн Али ибн Хаджар ал-Хайтами родился в 909 году хиджры в небольшой египетской деревне Хайтам на западе страны, а умер в 974 году хиджры в Мекке. Он являлся специалистом в хадисоведении, каламе, фикхе (исламское право), усуле, тафсире (толкование Корана), грамматике арабского языка, логике и других дисциплинах. Им написано несколько десятков трудов, среди которых в Дагестане наибольшую популярность обрело правовое сочинение «Тухфат ал-Мухтаджбишарх ал-Минхадж», написанное в форме комментария к труду ан-Навави «Минхаджат-Талибин».
Дагестанские алимы проявляли большой интерес к сочинению ал-Хайтами и к его личности. Согласно Назиру ад-Дургели, дагестанский ученый XVI в. Али ал-Кабир ал-Гумуки (ум. 1528–29 г.) встречался в Мекке с ал-Хайтами и, соответственно, является первым из наших земляков, кто использовал его сочинение «Тухфат ал-мухтадж…» (3).
В XVIII в. двое дагестанских алимов написали свои комментарии к «Тухфат ал-мухтадж…». Во-первых, это Абдалкарим ад-Дагистани (ум. 1783 г.), написавший в 1778 г. труд «Тазкират ал-ихван», посвященный разъяснению отдельных положений ал-Хайтами. Во-вторых, это Абд ал-Хамид ибн ал-Хусайн ад-Дагистани (также аш-Ширвани, ал-Макки, умер в 1884 г.). Он поселился в Мекке, где согласно ад-Дургили, написал свои субкомментарии на сочинение ал-Хайтами «в больших томах», изданных с 1887 г. в Мекке и Египте (разные тома).
Кроме того, сочинение ал-Хайтами активно использовалось дагестанскими учеными для написания собственных работ по исламскому праву. В частности, им руководствовался верховный кади Имамата Муртазаали ал-Уради (ум. 1865 г.) при написании труда «ал-Мургим» — основополагающего труда, обосновывающего необходимость строительства Имамата Шамиля. В своей работе ал-Уради ссылается на классические труды шафиитских правоведов, а также на наиболее известные сочинения по исламскому богословию, Коран и хадисы Пророка. Помимо них, источниковой базой для ал-Уради служили следующие книги: «ал-Мухаррар» ‘Абд ал-Карима ар-Рафи‘и (ум. 1226), «Минхаджат-талибин» имама ан-Навави (ум. 1277) и «Нихайат ал-мухтадж» Зайн ад-дина Мухаммада ар-Рамли (ум. 1595) (4).
Этот же алим Муртазаали ал-Уради, согласно шайху Шуайбу ал-Багини, «сделал это сочинение («Тухфат ал-мухтадж…») доступным для понимания каждого, кто читал его. Он испещрил его примечаниями и комментариями так, что сделал текст этого сочинения подобным жилищу паука — паутине. В каждом сложном для понимания месте он написал примечания со ссылками на различные источники, которые помогали пониманию текста этой книги. Когда его спрашивали о решении того или иного вопроса по фикху, он, не глядя в текст и не задумываясь, наизусть читал лист или несколько листов из этой книги и говорил при этом: «Все, что содержится в сочинении «Тухфат» Ибн Хаджара ал-Хайтами, написано в моем сердце. Многие его предложения этой книги скрыты у меня в мыслях» (5).
Все вышеприведенное показывает важность данного сочинения для дагестанских алимов и его значимость в формировании исламского правового поля в Дагестане. Соответственно, сложно переоценить тот труд, который проделал алим Анвар аш-Шайхи ад-Дагистани при подготовке к изданию критического текста «Тухфат ал-мухтадж…» с комментариями дагестанских ученых. Всего им было использовано около 45 дагестанских рукописей четырехтомного труда ибн Хаджара ал-Хайтами.
Следует отметить многогранность исследования Анвара аш-Шайхи, поскольку помимо полноценного труда над самим текстом сочинения ал-Хайтами, выявления и сопоставления разных списков рукописей его сочинения в Дагестане, что само по себе является весьма сложной и трудоемкой задачей, им проделана большая работа по составлению большого корпуса комментариев дагестанских ученых, сбору биографических сведений об этих алимах и многое другое. Для автора рецензии в данном труде особый интерес представляли сведения археографического характера о выявленных аш-Шайхи рукописях, их переписчиках и биографии алимов, составивших комментарии и глоссы к «Тухфат ал-мухтадж…». Эти сведения содержатся в первом томе.
В труде использованы рукописи «Тухфат ал-мухтадж…», переписанные и откомментированные несколькими десятками дагестанских алимов. Приведем имена некоторых из них: Али-хаджияв ибн Амма-дада (Абу-Тураб) Салти; Халил-афанди ал-Ангиди (умер в 1907 г.), Джафар ибн Али ибн Усман ал-Хуради (скорее всего из анцухского селения Харада; сочинение переписано в 1787–88 г.); Хасан ибн Талхат ибн Абд ар-Рахман ал-Силди; Загалав (Курбанали) ал-Хварши (умер 1871 г.); Курбанали ал-Кванади, Има-Мухаммад ибн Курбан-Мухаммад ибн Махачилав ибн Махач ибн Усман ал-Анчихи; кади Рамазан ибн Али ал-Мукуки (Цунта); Зайд ибн Исламбулат ал-Куркли; Ихакул Мухаммад ал-Силди; Султан-Мухаммад ат-Тухи; Наджм ад-Дин ибн Имам-Мухаммад ибн Мухаммад ибн Али ал-Бежти; Мухаммад ибн Чаранав ал-Мугухи; Галбац-дибир ал-Карати; Курбан-Мухаммад ал-Кутиши; знаменитый Мухаммад ибн Муса ал-Кудуки; Мухаммад ибн Хаджияв ал-Ахалчи; Дибирасулав ал-Гигали; Багаудин ал-Убухи; Хаджияв ибн Хасан ал-Кутиши и другие алимы. В ходе работы Анвар аш-Шайхи использовал и экземпляр рукописи, принадлежащий автору данной рецензии и переписанный его односельчанином — Усман-дибиром ал-Ири (1813–1896).
В итоге длительной исследовательской работы Анвара аш-Шайхи, продлившейся около пяти лет, в свет вышел фундаментальный труд объемов в 10 томов. Отличное издание этого труда на качественной японской бумаге с отличной тисненой обложкой в одной из лучших типографий Ливана, считающегося по праву центром книгопечатания в арабском мире, делает его ценным приобретением и украшением библиотеки любого алима. Каждый из 6 тысяч экземпляров данной книги упакован в отдельную картонную коробку для удобства покупателя, и благодаря узнаваемому оформлению мы видим ее в многочисленных постах алимов и студентов из всех стран, в которых распространен шафиитский мазхаб суннитской ветви ислама. Прежде всего, это Египет с его ведущим исламским научным центром — университетом «ал-Азхар», в котором традиционно доминирует шафиитский мазхаб. Вслед за ним идут Индонезия, Малайзия, южная Индия и вся юго-восточная Азия. На Ближнем Востоке это Курдистан, Йемен, часть Сирии и Саудовской Аравии. В Африке шафиитский мазхаб доминирует в восточной части, главным образом, на побережье (Сомали, Эфиопия, Танзания, Кения, Эритрея).
Таким образом происходит позиционирование дагестанской правовой школы во всем исламском мире, который узнает о феномене средневековой правовой культуры в Дагестане, уникальном для территории, ныне входящей в состав России. Можно смело сказать, что в позднее средневековье Дагестан являлся ведущим научно-образовательным центром для всех мусульман современной территории России, но это признание, сделанное исследователями начала ХХ в., находит подтверждение только на примере подобной исследовательской работы Анвара аш-Шайхи ад-Дагистани.

1. Бобровников В.О., Шехмагомедов М.Г., Шихалиев Ш.Ш. Мусульманское право и обычай в российском Дагестане: источники и исследования: хрестоматия. СПб., 2017. С.43.
2. Шихсаидов А.Р., Тагирова Н.А., Гаджиева Д.Х. Арабская рукописная книга в Дагестане. Махачкала, 2001. С.159.
3. Назир ад-Дургели. Услада умов в биографиях дагестанских ученых (Нузхат ал-азхaнфuтарaджим ‘уламa’ Дaгистaн) / пер. с араб., комментарии, факсимильное издание, указатели и библиография подготовлены А.Р.Шихсаидовым, М.Кемпером, А.К.Бустановым. М., 2012. С.38.
4. Хапизов Ш.М., Шехмагомедов М.Г. Муртазаали из Урада — верховный кадий имамата. Махачкала, 2018. С.70–71.
5. Шуайб б. Идрис аль-Багини. Табакат ал-хваджакан ан-накшбандийа ва садат машайих ал-халидийа ал-махмудийа. Дамаск, 1996 (на араб. яз.). С.391.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

В Махачкале ликвидировали «Городской сад»

без согласования с историками и общественностью

04.04.2024 11:11

Ингушетия, Чечня и Дагестан лидеры России по снижению вкладов

за январь

29.03.2024 01:24

На догазификацию Дагестан получил в 7 раз меньше чем Чечня

постановление Правительства

12.03.2024 00:00