Каменный дом

09.06.2019 00:41

Есть много работ о роли случая в исследованиях. Например, в  химии классическая история об открытии йода. Как выяснилось, в городских тоже есть место Случаю.

 

Случай 1. 

 

На следующий день после выхода материала про опыт езды  на электричке с велосипедом в редакцию «Нового дела» позвонили из корпоративного отдела по развитию пригородного сообщения РЖД и сообщили, что материал им интересен, т.к. оказывается совсем недавно РЖД запустило акцию в поддержку велосипедистов, желающих ездить на электричках.  

 

Случайно материал попал «в точку» и представители РЖД согласились обменяться мнением о возможности сотрудничества с проектом «институт города» в рамках исследования пригородного железнодорожного сообщения в Дагестане, а также архитекторы, которую сформировала долгая история железной дороги на территории дагестанских городов.

 

Кстати, в том материале была допущена ошибка. Оказывается, на территории Махачкалы 10 остановок электрички: от ст.Шамхал до ст.Тарки , возле Нового Хушета.

 

 

Но об этом не знают большинство горожан и даже специализированный проект 2ГИС. Поэтому было направлено обращение в эту компанию с просьбой внести данные о расписании электрички и, соответственно, в расчёты возможного пути передвижения по Махачкале.

Однако, чем больше ответов, тем больше вопросов. За завтраком, подсчитывая остановки с сыном по карте 2ГИС выяснилось,  что после ст.Тарки есть ещё три станции. 

 

Последняя ст. «Уйташ», не далеко от той самой промышленной площадки и в 10 минут езды от аэропорта. Это серьёзно расширяет возможность использования электрички.

 

Случай 2.

 

Де-факто Каспийск и Махачкала  - это одна агломерация. В Каспийске даже нет отдельного троллейбусного парка! Об этом узнал случайно.

 

Днем, в разговоре с одним из основателей  кафе «Дом 15»,  Шамилем Гаджидадаевым , большим любителем советской старины, выяснилось, что он не знает про проездные талоны на общественном транспорте и не слышать про «компостер».

 

Википедия:

 

Компо́стер (от фр. composteur) — устройство, предназначенное для гашения талонов (билетов) пассажирских транспортных средств. Изобретён в XIX веке Яном Юзефом Барановским. Компостер пробивает или выдавливает условные знаки контроля, печатает код (обычно дату и время, а также код станции) или изменяет магнитную полосу (на пломбах, билетах, чеках, других документах и т. п.). Процесс пробивания называется компостированием.

 

Случилось это из-за того, что будущий совладелец городского кафе переехал из села в город только после 90-х, когда по Махачкале, как он сказал, «ездили одни РАФики».

 

Так вот, пока известный урбанист блогер Илья Варламов только начинал очередной поход по названной им мусорной столице, мы с Шамилем Гаджидадаевым поехали в Махачкалинский троллейбусный парк клянчить завалявшийся где-нибудь «компостер».

Но увы,  главный инженер по телефону сообщил, что компостеры давно сняли и ничего такого у них не сохранилось. А зря. В ялтинских троллейбусах еще есть те самые компостеры.

 

Бешенным урбанистам и любителям советской старины 30 вёрст не крюк, поэтому мы безрезультатно нагрянули ещё в ПАТП №1 в "Степном поселке", а потом в г.Каспийск, где выпили молочный коктейль в городском кафе, которому уже лет 40. После чего тронулись в аэропорт встречать эксперта по чаям. 

 

По дороге Шамилю Гаджидадеву поведал историю про электрички и про остановку «Уйташ». Оказывается, он уже был там и решил мне показать здание бывшего вокзала.

 

 

Представьте себе, на краю городской цивилизации в поле,  среди странных частных построек 2000-х возвышается здание 1914 года из неместного кирпича, похожее больше на замок с привидениями.

 

 

Причем, нереальность картины дполняется тем, что каким-то чудом на первом этаже этого здания - школа! 

 

 

 

Через окна видно, что старые парты и сутлья стоят на старой плитке, возможно, помняшей сапоги местного станционного смотрителя или каблуки туфлей случайной гости из Санкт-Петербурга!

 

И вокруг ни одной души, только ветер и мелом нарисованный на площадке колокольчик с цифрами "2019".

 

Странно, но в перечень памятников регионального культурного наследия этот вокзал не включен. 

 

 

Случай 3. 

 

Через 40 минут после возвращения в офис, пришёл шеф. Естественно, бывшему заместителю главы Чародейского райисполкома был задан вопрос о странной Чародинской школе возле Каспийска. 

 

В ответ получена интереснейшая история

Во время лихих 90-х железная дорога избавлялась от ненужного балласта.

Когда в Ростове-на Дону появился заместитель главы Чародинского района с просьбой отдать району здание бывшей станции «Уйташ», он даже не подозревал, что вернётся собственником царского зодчества.

По каким-то бюрократическим загвоздкам Ж/д не могла предать здание району, но имела право отдать физическому лицу.  В результате, переписав паспортные данные районного чиновника, Железная дорога передала ему бывший вокзал. 

Вместо того чтобы открыть ресторан, гостиницу, пристроить девятиэтажный дом и т.п., шеф вернулся и передал в собственность района «царский подарок», который ушел в управление образования. 

 

Естественно, задал вопрос шефу о двух железных штуковинах на стене здания со стороны железной дороги. 

 

 

Оказывается такие отметки есть на зданиях и в высокогорных районах. Это географические метки, которые находятся под охраной государства. Например, в горах на этих железных нивелирах  выбивают высоту над уровнем моря. 

 

 

 

Скорее всего на бывшем здании ст.Уйташ указано, что это 2036 км. железной дороги Ростов – Баку.

Правда сейчас это уже 2 307 км

 

 

Кстати, Википедия пишет: 

«Уйташ (или О.п. 2307 км) — остановочный пункт (бывший разъездСеверо-Кавказской железной дороги в Карабудахкентском районе Дагестана. Расположен на линии Махачкала — Дербент.

В переводе с кумыкского языка «Уйташ» означает «Каменный дом».»

Но обратите внимание, что здесь две отметки с разным написанием слова "нивелир", которые отражают ход реформы русского языка

НИВЕЛИРОВАТЬ

Немецкое – nivellieren.

Французское – niveler, niveau (уровень воды).

Латинское – libella (уровень).

Глагол «нивелировать», означающий «выравнивать», «устранять какие-либо различия между кем-то или чем-то, подводя под обший уровень», заимствован из французского языка через немецкий в начале XIX в. Первоисточником является латинское libella.

Производные: нивелир, нивелирование.

 

С момента обнаружения ст. «Уйташ» на карте 2ГИС за завтраком до случайного попадания на станцию и знакомства с историей здания прошло не более 10 часов! 

 

Вот вам роль не одного, а целых трех случаев.

 

Материал подготовлен в рамках проекта "Институт города" 

 

 

 

 

 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта n-delo@mail.ru
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: