Конституционная бомба

15.12.2018 10:00

«Но правда у белого человека бывает разная. Сегодня он говорит одну, завтра — другую, и невозможно понять его, понять его обычай…»

Джек Лондон. 

«Обычай белого человека»

К 25-летию Основного закона Конституционный Суд РФ собрал бомбу, замаскировав ее под Постановление от 6 декабря 2018 г. о проверке конституционности соглашения по границе между Ингушетией и Чечней.

Толкователи Конституции РФ из Санкт-Петербурга применили принцип «привязывай верблюда» только в отношении верблюдов: «Перечисляя в статье 102 вопросы, составляющие ведение Совета Федерации, Конституция Российской Федерации относит к ним утверждение изменения границы между субъектами Российской Федерации (пункт «а части 1) и не упоминает в их числе установление (определение) границ между ними».

Переводится это так: если у вас нет границ, то Совет Федерации и прочие федеральные предохранители вам не нужны, а вот если вы изменяете 2 кв. м границы, тот тут без Совета Федерации не обойтись; то есть получается, если вы меняете у себя дома розетку, то вам нужен мэр, а с высоковольтными проводами вы и без электрика разберетесь.

Особым подарком к юбилею можно считать возвращение к крепостному праву: «3.2. … изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий (статья 131, часть 2). Данная гарантия — … не распространяется на случаи установления границ территории субъекта Российской Федерации как такового. … Иное — в нарушение баланса конституционно защищаемых интересов — позволяло бы населению одного лишь муниципального образования (представительного органа местного самоуправления) блокировать установление границы (разграничение территории) между сопредельными субъектами Российской Федерации».

То есть судьба людей имеет вторичное значение по сравнению с территорией, а точнее интересов абстрактных чиновников субъекта Российской Федерации. Хотя для дагестанцев, чьи земли вместе живыми душами передали в Азербайджан, этот подход не новость.

Конституционный Суд также с легкостью расправился с волеизъявлением населения в виде референдума, сославшись на «позицию Парламентской Ассамблеи Совета Европы» (куда нас давно не пускают) и указав, что референдумы «не должны использоваться для подрыва легитимности и примата парламентов…».

В итоге получилась интересная юридическая бомбочка, механизм которой основан на блокировании федеральных предохранителей и воли населения на муниципальном и региональном уровне.

СВУ сработало на территории Ингушетии, но прогремело на всю страну, и есть опасения, что оно разбудит «спящие нормы» — положения закона, которые в момент принятия носили бутафорный характер. Например, ст. 72 Конституции СССР 1977 г. гласила «За каждой союзной республикой сохраняется право свободного выхода из СССР», чем они и воспользовались через 14 лет. Кстати, во время принятия Всеобщей декларации прав человека 1948 г., у которой 10 декабря был юбилей — 70 лет, в голосовании принимали участие отдельно Белоруссия, Украина и СССР.

Нынешние субъекты Российской Федерации тоже равные, но своеобразные. Не отходя далеко от кассы, можно вспомнить, что согласно ст. 1 дагестанской конституции: «Республика Дагестан — Дагестан есть единое демократическое правовое государство в составе Российской Федерации, выражающее волю и интересы всего многонационального народа Дагестана». Понятно, что статус «государства» дает больше самостоятельности, чем области, в особенности, если у вас вместо граждан и жителей особый «многонациональный народ».

Взаимодействие «спящих норм» с установленным СВУ может происходить по следующей схеме: для того чтобы Москва не мешала междоусобным войнам, региональные бароны могут просто отменить законы об установлении границ, и автоматически по разъяснению Конституционного Суда у народа пропадает право на местные и региональные референдумы, а жители переходят в разряд дополнительных приложений к земельным участкам.

Причем этой бомбой субъект может воспользоваться в одностороннем порядке, так как граница считается установленной при взаимном признании.

Для примера возьмем границу между Чечней и Дагестаном. Экономический анализ права, который проповедует один из создателей вышеописанной бомбы, дагестанский судья в КС Гадис Гаджиев, говорит, что закон сохранения ресурсов толкает чиновников на отказ от сложных процедур. Следовательно, рациональным поведением руководства Чечни и Дагестана будет принятие решения о полной отмене взаимных актов об установлении границ, либо в одностороннем порядке. После этого главы республик смогут передавать друг другу по-братски целые районы и города.

Дагестанским чиновникам особенно привлекателен этот путь тем, что отмена границ позволит обойти п. 1 ст. 57 Конституции Дагестана: «Территория Республики Дагестан едина, ее границы не могут быть изменены без волеизъявления многонационального народа Республики Дагестан». Чиновники заявят, так же как и КС РФ в отношении ст. 102 Конституции РФ, что ст. 57 Конституции РД не предусматривает «волеизъявления многонационального народа» при отсутствии границ.

Уже сейчас власти республики игнорируют население, не объясняя, какие вопросы о границе есть у двух республик и чем закончились переговоры в Грозном, о которых заявил Владимир Васильев. Дагестанские чиновники так «незаметно и тихо» продвигаются в переговорах с чеченскими властями, что подняли националистов в соцсетях, которые своими криками будят «спящую норму» ст. 15 Конституции Дагестана: «Земля и другие природные ресурсы в Республике Дагестан используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».

Кстати, дагестанским властям надо принять и расширить идею главы Чеченской Республики о ликвидации блокпостов. Можно договориться с рядом субъектов о взаимной отмене границ так, чтобы Дагестан стал соседом Москвы, а еще лучше — стран Прибалтики или Белоруссии.

Большинство жителей нашей страны не родились в библиотеках, поэтому не понимают «обычай белого человека» из северной столицы. Зато многие знают ценность земли, за которую они готовы воевать с соседями, не нарушая единое воздушное пространство страны. Поэтому когда собранная умелыми руками судей КС РФ бомба сработает еще в нескольких субъектах, то пойдет взрывная волна, после которой от единого правового и экономического пространства страны останутся одни осколки и воронки.

И навряд ли в наш капиталистический век найдется достаточно желающих, которым хватит силы, воли, авторитета и мудрости, чтобы накрыть собою бомбу, брошенную Конституционным Судом РФ.
 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта n-delo@mail.ru
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

Послесловие к Посланию главы республики Народному Собранию

Владимир Васильев как мантру повторяет: «Нам удалось остановить коррупцию, изменить ...

30.03.2019 08:00

«Развод» на дорогах

Как обезопасить себя от лишения прав на два года и ...

07.03.2019 23:30

Не хотят или не умеют?

«“Дагестан и Чечня определились с границей озера Казеной-Ам”, — сообщает ...

08.02.2019 16:00