10 минут кризиса в парламенте Дагестана
28.01.2023 01:10Политический кризис из-за поправок к Конституции Дагестана, разразившийся в прошлом году снова появился на горизонте. На этот раз руководство Народного собрания не повторила прежние ошибки, а сделала новые.
В повестку сессии 26 января был включён законопроект «О народном собрании Республики Дагестан». Однако текст его не был опубликован перед сессией. Текст на сайте появился только после сессии.
Законопроект не согласовали с депутатами это привело к тому, что на сессии неожиданно вспыхнул огонь оппозиции, с требованием полностью пересмотреть систему избрания депутатов Народного собрания.
Законопроект на сессии представлял председатель Комитета по законодательству Артур Исрапилов.
«Уважаемые коллеги, данный законопроект о Народном собрании разработан депутатами Народного собрания и внесён в целях установления правовых основ деятельности Народного собрания в соответствии с произошедшими изменениями в федеральном законодательстве, которое претерпели существенные изменения. Как вы знаете, с принятием 414 Федерального закона и принятия обновлённой Конституции Республики Дагестан.
Как вы знаете, в настоящее время нормы, определяющие порядок организации деятельности Народного собрания, его полномочия, они установлены в различных законодательных актах, как Республики Дагестан, так и в федеральных законодательных актах. Поэтому данный законопроект призван сосредоточить, систематизировать, значит, эти нормы в одном, отдельно взятом законе.
Законопроект прошёл все необходимые согласования, одобрен комитетом Народного собрания, президиумом, прошу вас поддержать его. Спасибо.».
Действительно деятельность Народного собрания на региональном уровне регулируется двумя законами: о статусе депутата (1995 г.) и о порядке выборов депутатов (Закон 2006 г.). Помимо этого есть ещё Регламент, который с одной стороны не является законом, а с другой является нормативным актом.
Обычно с принятием нового закона ликвидируют старые. В данном случае наоборот законопроект содержит ссылки на старые законы (статья 4 законопроекта), а также на регламент.
«Порядок избрания Председателя Народного Собрания и его заместителей, статус и количество заместителей Председателя Народного Собрания устанавливаются Регламентом Народного Собрания Республики Дагестан.» (п.1 ст.8 законопроекта)
Это приводит к тому, что раньше вносили поправки в два закона, а сейчас будут вносить в три закона. Трудно увидеть здесь систематизацию, в привычном для законотворчества смысле.
Артур Исрапилов не показал новые нормы закона, которых нет в действующих нормативных актах.
Есть вопросы по качеству законопроекта. Например, в пункте 1 статьи 19 очень сложный оборот речи:
«1. Народное Собрание при осуществлении своих полномочий обеспечивает соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам принимаемых (принятых) им Конституции Республики Дагестан, законов Республики Дагестан, постановлений Народного Собрания и осуществляемой им деятельности.».
Народное собрание не принимает Конституцию Дагестана, об этом прямо написано в основном законе республики.
После вопроса спикера «Есть желающие выступить?» к трибуне вышел один из опытнейших дагестанских депутатов, за плечами которого работа в Государственной Думе и руководство фракцией – Махмуд Махмудов, КПРФ.
C первых слов члена коммунистической партии стало понятно, что он настроен по-боевому, т.к. заговорил о демократии, значит защищается свободой слова, которая нужна для громких заявлений.
«Уважаемый Заур Асевович, уважаемые депутаты! 30 лет назад наша страна провозгласила демократическое строительство правового государства. Это означает, что все что мы делаем должны опираться, опираться и гарантироваться законами. Наша партия одна из тех одним из первых поддержала такую ситуацию ив включилась к их выполнению. Думаю, сегодняшний принимаемый законопроект о Народном собрании тоже идёт в этом же аспекте.»
А дальше речь пошла про обычный имущественный интерес, обделённой благами партии, с наименьшим количеством депутатов.
«Но давайте зададим себе несколько вопросов. Гарантирует ли этот закон деятельность депутатов и в том числе даже фракций в Народном собрании. Я бы сказал, что данный законопроект, я его прочитал, он, фактически, констатирует то реальное положение, которое сегодня сложилось в Народном собрании. Констатация того как мы сегодня работаем.
Но мы хотели другое. Мы хотели чтобы этот законопроект гарантирован, как со всех трибун говорят, что гарантировал деятельность всех фракций. Но давайте зададим вопрос, имеет ли право депутат фракции КПРФ, скажем, там 2 цифры обозначены в законопроекте: 90 депутатов мандатов Народного собрания и 32, не более 32 могут на постоянной основе. Могут ли, скажем, депутаты фракции КПРФ на постоянной основе работать в Народном собрании? Формально да, а на самом деле мы с вами видим о том, что из трех фракций две фракции имеют и заместителей и председателей комитетов. Фракция КПРФ не имеет ни то, ни другое. У нас даже нет ни одного рабочего кабинета в Народном собрании, ни одного транспорта закреплённого за нашей фракцией. Хотя численность депутатов 10 человек, это довольно-таки не мало.
Поэтому мы ожидали получить гарантии.»
На этом можно было бы остановится, но Махмудов решил идти до конца и рассказать о причинах происходящего. В итоге он поставил под сомнение честность выборов и самостоятельность Народного собрания.
«Почему так происходит? Я отвечу почему так происходит. Первое, потому, что все-таки наши депутаты, точнее наши коммунисты на выборах, видимо вели себя не так послушно, а все-таки отстаивали закон и не давали какие-то нарушения делать на выборах. Это первая причина.
Втора причина, на которую я хочу обратить внимание - нет гарантий в самом законе. В Государственной Думе, как бы выборы не прошли, чувство государственной ответственности, руководители фракции садятся, разрабатывают пакетное соглашение ив се получают все что положено: комитеты, должностя и работают. У нас как это происходит?
Я задаю вопрос, кто формирует комитеты, кто формирует сам аппарат Народного собрания. Ну думаю для этого у нас есть вполне квалифицированный председатель, замы есть, руководители фракций. Но к сожалению это происходит не в их кабинетах, а в иных кабинетах. Я думаю это не нормально, такое положение не должно быть.»
Следующий блок был посвящён воззванию к гордости депутатов.
«Нас одно время Рамазан Джамалудинович, депутат, обозвал китайскими болванчиками. Я с этим мнением не согласен. Но я вам скажу я четвёртый созыв в Народном собрании работаю, имею опыт работы в бюджетном комитете Государственной Думы. Но вот с каждым созывом наше Народное собрание теряет свою боевитость , скажем, да.
И почему мы допускаем, что нас формируют в кабинетах администрации главы, а не сами внутри свои вопросы нормально не можем решать, формировать. И для этого у нас есть реальные возможности.»
Решение всех проблем, считает Махмудов, начинаются в Народном собрании, и чтобы речь действительно запомнили, Махмудов напомнил о справедливости.
«Если в этом зале нет справедливости, так чо же мы требуем от других? Когда по всей стране народом востребована справедливость. А справедливость, к сожалению мы сегодня даже уже полтора года после этого созыва, ничем не изменилась.»
Махмуд Махмудов не дал раствориться, поднятым в зале облакам пара из громких слов о демократии, законе и справедливости, а по всем законам жанра, ударил молнией по заранее заготовленной жертве.
«Вот с хорошей зарплатой представитель главы в Народном собрании, значит, где он есть в зале? – депутат показал жестом вождя революции Ленина в сторону переднего ряда, где должен быть сидеть Нюсрет Омаров. – В месяц раз даже на сессию не ходит.»
Справедливости ради надо отметить, что первым по пустым рядам представителей исполнительной власти выстрелил с высоты президиума Заур Аскендеров. Спикер по итогам выступлений представителей трёх фракций на разминке обратил внимание на отсутствие членов Правительства и заявил «А остальные что?
Мы будем обращаться к председателю Правительства.».
Махмудов для справедливости ударил из той же пушки по придуманной недавно должности постпреда главы, в то время как его фракция не имеет должностей, кабинетов и машин.
Последние раскаты грома депутат-аксакала снова задели правительственные ряды и гордость депутатов.
«Почему они с себя не спрашивают, спрашивают только с депутатов? Чуть ли не все полномочия Правительства депутаты обязаны выполнять в своих территориях. Каждый должен заниматься своим делом.
И нельзя допускать чтобы Народное собрание был превращён в отдел Администрации главы. Поэтому я считаю, мы должны отстоять своё право. И мы вполне можем это сделать.
Спасибо за внимание. И мы надеемся, что этот закон даст такие права.»
Махмудов забрал листок с планом речи и покинул трибуну под аплодисменты коллег.
Естественно, что следующий ход был за спикером НС РД. У Заура Аскендерова был главный козырь, которым он сразу ударил. Правда ответ получился спутанным.
«Мы все здесь говорим правильно. Мы говорим о нормативно-правовом акте, т.е. о законе который был предложен. И ваше замечание о том, что фракционная ущемленность через этот закон не справедливо, оно не соответствует действительности.
Если у вас есть конкретные замечания, я же задал вопрос есть ли у вас конкретные замечания или вопросы по этому закону. Давайте мы будем чётко. Вы тут нас призываете всех вместе к закону, но надо начинать с себя, действительно. Если мы выходим и не соблюдаем нами же поставленный регламент и вместо вопроса делаем политический доклад, это тоже не совсем правильно.»
Главная функция депутата – законотворческая. Руководство Народного собрания знает, что критикующие законопроект публично, редко утруждают себя готовить поправки и отстаивать их по процедуре. Так же было при подготовке поправок к Конституции РД. Но тут все равно выиграл Махмудов, т.к. воспользовался трибуной чтобы громко заявить о требованиях партии.
Спикер ещё раз обратился к залу «будет ли по данному закону вопросы?». И тут в президиум прилетело от туда откуда не ждали, от Магомеда Садулаева, член «Единой России», старожила парламента. Депутат не так нуждается в кабинетах и должностях, как коллега из КПРФ , т.к. является директором ОАО «Дербентский завод игристых вин». В оппозиционности по отношению к генеральной линии партии его тоже никто никогда не уличал.
Несмотря на то что спикер уже бил козырем из-за отсутствия альтернативного законопроекта или формального замечания к закону Магомед Садулаев сделал ещё более крупное и важное заявление, назвав его почему-то запросом.
«Если нужно считайте это официальный запрос депутат тоже. Вопрос такой, о формировании Народного собрания. Сделать 50% от партий и 50% мажоритарная система, свободно кто хочет, выставляется. Точно также как формирование Государственной Думы. После такого формирования, те вопросы, которые сегодня поднял Махмудов не будут возникать. Считайте что это мой официальный запрос».
Спикер перебил депутата.
– Магомед Мухтарович, мы сейчас говорим о данном законопроекте, а не о системе выборов.
– Заур Асевович, мы можем когда-нибудь что-нибудь говорить? – вежливо, но настойчиво потребовал слова Садулаев.
– Вы можете говорить всегда, для этого у вас есть трибуна. Ну давайте соблюдать нашу норму.
– Ну вот мы говорим о Народном собрании, формировании – вкрадчиво удлиняя слова вкручивал свою мысль Садулаев.
– Инициируйте законопроект – парировал спикер.
– Это мой официальный запрос – настаивал депутат – О формировании Народного собрания. Мы же всегда приводим как идентично федеральному закону. Давайте, как Госдуму создаём, создадим и наше народное собрание.
Заур Аскендеров не захотел принимать требования, а настаивал соблюдения законотворческой процедуры
«Давайте я вам поясню. Данный закон, я его инициировал, он направлен на эффективное построение нашей работы…»
На сайте Народного собрания позже разместили текст «комментария» Заура Аскендерова, где он утверждает, что было принято решение собрать воедино разрозненные положения в одном документе, «в котором мы решили прописать все нормы, касающиеся законодательного органа… Такие законы уже есть в большинстве субъектов Российской Федерации. Считаю, что принятие закона будет способствовать системному построению деятельности Народного Собрания в соответствии с установленными полномочиями.»
"Против" не проголосовал ни один депутат. Согласно протоколу сын депутата от партии «Единая Россия» в Государственной Думе Сайгидпаши Умаханова, депутат фракции КПРФ в Народном собрании Якуб Умаханов нажал кнопку «воздержаться». Магомед Садулаев среди не голосовавших.
Однако "звезда сессии" Махмуд Махмудов проголосовал «за».
В Дагестане идёт компания против проклинающих поправки к Конституции
Канализационное стоки наносят урон речке Черкесозень и загородному пляжу
Мутные воды
13.09.2024 13:47