Дагестанские власти не собирают данные о смертности?

30.05.2020 13:09
с использованием фото пресс-службы главы РД

   29 мая вице-премьер Татьяна Голикова на брифинге, отвечая на вопрос о статистики смертности, сообщила, что из-за того что ЗАГСы не работали статистики за прель нет.

  Однако, ранее 20 марта вице-премьер Татьяна Голикова, выступая в Совете Федерации обещала, что сведения о смертности за апрель 2020 года будут 29 мая при этом отметила:

«Смертность в апреле может снизиться на 3,8%, я имею ввиду прошедший весь период с начала года, но не могу точно ручаться за эту цифру, потому что ее можно будет представить полностью  только после того как официальные данные представит Росстат….»  - заявила вице-премьер.

   Получается, 20 мая вице-премьер не знала что в стране из-за режима самоизоляции не работают ЗАГСы? 

   Обращает внимание, что 26 мая Правительство публикует перечень поручений по итогам заседания координационного совета 25 мая: 

«4. Росстату совместно с Минздравом России и ФНС России представить в Правительство Российской Федерации предложения по синхронизации собираемых данных по смертности населения, в том числе от новой коронавирусной инфекции.»

  Однако, сайт Правительства РФ в сообщении о заседании 25 мая не показывает сведений об обсуждении темы статистики смертности, а тем более проблем с ЗАГСом. 

Важно также отметить, что Татьяна Голикова на брифинге 29 мая сообщила:

«Россия осуществляет почти 100-процентное патологоанатомическое вскрытие, что даёт нам возможность получать точные данные о характере течения заболевания, причине смерти, которые не обнаруживаются, если можно так выразиться, при поверхностном исследовании умерших.»

  В тоже время в Дагестане, который в СМИ назвали «Италией» из-за вспышки коронавируса и смертности. 

12 мая Владимир Васильев, оправдывая отсутствие данных о смертности по пневмонии и коронавирусу, заявил

«В нашей республике около 3% умерших подвергается патологоанатомическим исследованиям.»

О чем умолчал на пресс-конференции Глава Дагестана? 13.05.2020

  19 мая на сайте Дагестанского управления статистики сведения о смертности есть за 2019 г. и три месяца 2020 года.

  При этом внизу есть любопытная запись:

Примечание: приведены данные текущей регистрации и выгружены из Единого государственного реестра ЗАГС. При этом следует иметь в виду, что передаются только те записи, которые подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью. Записи, которые занесены сотрудниками ЗАГС в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния, но не подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью, не имеют юридическую силу и не считаются включёнными в ЕГР ЗАГС.

  То есть можно собрать сведения реальные, но не учесть их, только из-за того что не соблюдена формальность в виде электронной цифровой подписи?

 

  На фоне внезапной отмены публикации данных о статистике смертности, возникает вопрос к самому реестру ЗАГС, который стоит на базе налоговой службы. На нем можно найти запись о данных на текущий месяцво всяком случае в Дагестане.

  Если есть записи на текущий месяц, значит ЗАГСы работали. Но тогда почему не дают сведения о работе, в том числе о смертности?

  Обращает внимание цифры: за год 4072, а за текущий месяц - 4161.

  Понятно, что в Дагестане мало кто из родственников вовремя эпидемии сразу бежит в ЗАГС оформлять смерть близкого, тем более в сельской местности, где в некоторых сёлах люди не высовывались из дворов, и даже не знали что сосед умер. Но смущает тот факт, что Владимир Васильев не продвинулся дальше упрёков в адрес общественных институтов жителей республики.  

  В отличие от Правительства России, глава республики не дал соответствующих поручений о сборе данных по муниципалитетам о скончавшихся. Эту информацию можно собрать за одну неделю, с помощью местных администраций и имамов мечетей, а также церковных приходов. 

  Возможно, Владимиру Васильеву и его команде по каким-то причинам не выгодно собирать данные о смертности в Дагестане.

   В итоге получается следующая картина:

- за сбор сведений о смертности отвечают ЗАГСы, 

- власти республики ограничили работу ЗАГСов из-за режима повышенной готовности,

- власти не предпринимают меры по сбору сведений о смертности. 

Из стенограммы брифинга вице-премьера Татьяны Голиковой

Вопрос: Татьяна Алексеевна, что сейчас происходит со статистикой смертности?

Т.Голикова: Первые, единичные случаи смертности от COVID-19 мы начали регистрировать в марте. Они действительно были единичными и практически не повлияли на показатели смертности за первые три месяца года. В то же время апрель и май – сложные месяцы для России с точки зрения смертности. Здесь есть несколько обстоятельств, о которых я хотела бы сказать. 

29 мая мы должны были бы опубликовать официальные данные по статистике естественного движения населения, куда относятся показатели рождаемости и смертности, браков, разводов и ряд других показателей. 

Но в связи с тем, что дни периода с 30 марта по 11 мая были объявлены нерабочими и функционировали только сферы, которые обеспечивали жизнеобеспечение, в отдельных регионах страны органы записи актов гражданского состояния также не работали и, соответственно, не имели возможности вводить данные в систему «Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния», которая ведётся Федеральной налоговой службой.

Принципиальным отличием России от других стран является то, что в России ведётся полицевой учёт всех рождений и всех смертей. И мы в принципе в режиме онлайн знаем, что происходит со статистикой естественного движения населения.

К сожалению, апрель не позволил нам эту работу довести до конца. Мы собрали всю ту информацию, которую имеем за апрель, но она пока является неполной. Безусловно, мы эту работу доведём до конца в самое ближайшее время и опубликуем официальные данные по статистике естественного движения населения.

А сейчас я хотела бы остановиться на том, каким образом в России устанавливается причина смерти, особенно от инфекционных заболеваний – и COVID не исключение, поскольку он также относится к инфекционным заболеваниям.

Россия осуществляет почти 100-процентное патологоанатомическое вскрытие, что даёт нам возможность получать точные данные о характере течения заболевания, причине смерти, которые не обнаруживаются, если можно так выразиться, при поверхностном исследовании умерших.

Данные патологоанатомических вскрытий – это, по сути, прямой ответ представлениям о том, что у нас занижаются показатели смертности от COVID-19. Хочу сказать, что наши патологоанатомы с самого первого момента, когда мы начали регистрировать случаи умерших от COVID-19, очень серьёзно и очень предметно изучали и само течение заболевания, и секционный материал. И в процессе этой работы вносили предложения о тактике ведения больных, поскольку видели, как развивалось заболевание и истинные причины смертности. Также наши патологоанатомы подсказывали нам, в каких случаях это действительно была смерть от COVID-19, а в каких случаях основная причина смерти связана с хроническим заболеванием, которым страдал пациент, а COVID-19 лишь послужил ускорением для неблагоприятного течения этого хронического заболевания. 

И мы, готовясь к тому, что будем предметно изучать структуру смертности в Российской Федерации, использовали данные наших патологоанатомов, чтобы классифицировать смертность от COVID-19. 

Также мы следили за тем, что происходило на международных площадках и как, обобщая опыт других зарубежных стран, которые раньше столкнулись с коронавирусной инфекцией, Всемирная организация здравоохранения предлагала классифицировать смертность от COVID-19. 

20 апреля Всемирная организация здравоохранения опубликовала свои рекомендации, а Россия в соответствии с этими рекомендациями, а также рекомендациями, как нам кажется, более глубокими, наших патологоанатомов выпустила свои методические рекомендации, которые одобрены Министерством здравоохранения и доведены до всех регионов страны для использования в практической работе. 

Теперь чуть подробнее о том, что произошло за эти четыре месяца и за апрель со смертностью населения в Российской Федерации, по данным, которые мы собрали на сегодняшний день и которые, как я уже сказала, не являются окончательными.

За январь – апрель 2020 года смертность в Российской Федерации снизилась на 19,5 тысячи. За апрель 2020 года – на 6,7 тысячи. Но, ещё раз повторю, эти данные не окончательные. Мы сейчас понимаем, что с учётом того, что данные будут пополняться, эти показатели будут меняться – и, наверное, не в благоприятную сторону. Постараюсь объяснить почему. Мы, как я уже сказала, базируясь на данных Всемирной организации здравоохранения и опыте, полученном нашими патологоанатомами, разделили все причины смертности, которые так или иначе связаны с влиянием COVID, на пять групп и классифицировали их следующим образом. Первая группа – это смертность, которая чётко связана с COVID-19, где вирус идентифицирован в полном объёме и где или при жизни, или посмертно сделан положительный тест на новую коронавирусную инфекцию. Вторая группа – это случаи, при которых вирус не идентифицирован, но по течению заболевания высокая вероятность того, что смерть наступила от COVID-19. Эти две группы мы объединили, по сути, в одну, как смертность, где основной причиной является COVID-19, с другой стороны – как связанную скорее всего с COVID-19.  Количество таких смертей за апрель, по данным на сегодняшний день, составляет 1675 в целом по Российской Федерации, из которых в 1136 случаях COVID-19 100-процентно подтверждён всеми данными. Вторая группа, как я уже сказала, может быть немного подвижной, потому что будут приходить данные патологоанатомических вскрытий и она может быть чуть-чуть уменьшена, а может быть, немного увеличена в процессе этой заключительной работы. В разных регионах страны сроки патологоанатомических вскрытий колеблются. Предельный срок, который сейчас существует в Российской Федерации, доходит до 45 дней, хотя в таких регионах, как Москва, Московская область, Санкт-Петербург, эти сроки существенно меньше, поскольку лабораторная база позволяет осуществлять патологоанатомические вскрытия намного быстрее. Третья группа, которую мы выделили, – это группа, связанная с иными причинами смерти. По сути, это заболевания, которыми человек страдал в процессе своей жизни. 

Но у этих людей был положительный тест на коронавирус. И как раз в этой группе заболеваний мы чётко руководствовались рекомендациями Всемирной организации здравоохранения, классифицируя основные причины смерти, а также данными патологоанатомических вскрытий.

И эта третья группа на сегодняшний день оценивается в 1038 случаев, но, повторяю, это пока не COVID-19, это другая причина смерти (скажем, инфаркт миокарда), однако патологоанатомические вскрытия в этой части продолжаются. И эту третью группу мы позволили себе разделить ещё на две группы – по тем прочим важным состояниям, которые могли быть причиной для ускорения смерти от основного заболевания. И с этой большой группой мы работаем. Повторю, в процессе патологоанатомических вскрытий мы увидим, что явилось основной причиной смерти. И безусловно, когда будем публиковать официальные данные, уже сможем точно ответить на вопрос, сколько здесь ковидных смертей, а сколько тех, к которым COVID-19 не имел никакого отношения. 

Это основные показатели по смертности, которые мы имеем на сегодняшний день, над которыми мы будем ещё очень предметно работать, совершенствуя и свою аналитическую базу, которая пополняется каждый день, и методы лечения, чтобы спасти максимальное количество жизней. 

 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также