Дагестанский УФАС увидел ошибку передачи подрядов к ГВСУ №4 Министерства обороны

06.12.2020 16:55

    УФАС по РД опубликовало доклад «Проблемы конкуренции в строительной отрасли Республики Дагестан», в котором ставится под сомнение эффективность модели работы с ГВСУ №4 Министерства обороны как монопольного подрядчика национальным проектам на территории Дагестана. 

   Выводы доклада удивляют своей смелостью. Возможно, все дело в том, что по данным источников «НД» ГВСУ №4 со следующего года свернёт свою работу. Однако, смеем напомнить УФАС по РД, что 8 декабря 2019 года «НД» опубликовало материал, в котором прямо говорилось о том, что передача в монополию генерального подрядчика таких объёмов для перераспределения субподрядчикам без открытых конкурсных аукционов это была системная ошибка.

"Стремительные шаги" в обратном направлении 08.12.2019

 Выдержка из доклада.

 «За 2 последние года отрасль социального строительства значительно разбалансировалась из-за сложившейся ситуации с административными действиями по распределению заказов на строительство объектов. Первое действие, которое нельзя однозначно оценить – это пересмотр стоимости всех контрактов со строительными организациями на сумму более 2 миллиардов рублей. Цифра по экономии получилась внушительная, а стратегические последствия не были просчитаны, и мы не смогли мобилизовать строителей к моменту, когда в республику поступили бюджетные ресурсы на строительство двух сотен объектов за два года. Отсутствие стратегического партнерства между управленческим звеном и основным составом строительных организаций сориентировало правительство на привлечение в республику строительных структур из состава Министерства обороны Российской Федерации.

   Вот здесь было допущено первое отступление от зафиксированной в дорожной карте параметров предоставления объемов строительства по предприятиям различных форм собственности. В дорожной карте с учетом сложившихся пропорций частным организациям должен быть предоставлен объем до 96 процентов. По программам строительства садиков и школ государственные структуры (ГСВУ-4) получили более 50 процентов от общего объема. Далее приводим информацию по ситуации с исполнением контрактов ГСВУ 4 из Доклада Счетной палаты Республики Дагестан по состоянию на 1 ноября 2020 года.     

  В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2019 года № 2247-р генеральным подрядчиком строительства 57 объектов дошкольного образования в целях реализации регионального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» является ФГУП «Главное военностроительное управление № 4» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГУП «ГВСУ № 4»). На 1 ноября 2020 года ГКУ «Дирекция единого государственного заказчика-застройщика» перечислены ФГУП «ГВСУ № 4» денежные средства в сумме 2 294,4 млн рублей, или 45,2 % от объема финансирования (5 080,2 млн рублей) на строительство объектов дошкольного образования. Кассовое исполнение по строительству объектов дошкольного образования, согласно представленным формам КС-3, составило 1 455,1 млн рублей, или 28,6 % от объемов финансирования (5 080,2 млн рублей), и 19,0 % от годовых назначений (7 692,3 млн рублей). В ходе реализации национального проекта «Демография» в 2020 году предусмотрены мероприятия по строительству и вводу в эксплуатацию объектов, которые сопряжены со значительными рисками обеспечения своевременного выполнения строительных мероприятий и освоения выделенных средств. Генеральным подрядчиком строительства объектов является ФГУП «Главное военно-строительное управление № 4» Министерства обороны Российской Федерации По региональному проекту «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» предусмотрены следующие мероприятия: - мероприятия по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет запланировано строительство и ввод в эксплуатацию 20 детских садов на 1 950 мест (незавершенное строительство за 2019 год), по которым разработана проектно-сметная документация (ПСД) и получены положительные заключения по результатам ее государственной экспертизы.  На реализацию мероприятия по строительству 20 детских садов на 1 950 мест в 2020 году предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 1 769,96 млн рублей (в том числе средства федерального бюджета – 1 130,33 млн рублей и республиканского бюджета – 639,63 млн рублей). На 1 ноября 2020 года профинансировано 1 150,2 млн рублей, или 65,0 % от годовых назначений (1 769,96 млн рублей). Средства направлены Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан. В свою очередь, Минстроем РД направлены ГКУ «Дирекция единого государственного заказчика-застройщика» денежные средства в сумме 803,45 млн рублей, или 70,0 % от объема финансирования (1 150,2 млн рублей), или 45,4 % от годовых назначений (1 769,96 млн рублей). По состоянию на 1 ноября 2020 года ГКУ «Дирекция единого государственного заказчика-застройщика» авансирование проводимых работ ФГУП «ГВСУ № 4» составило 817,2 млн рублей (с учетом аванса прошлого года в сумме 254,4 млн рублей). Объем выполненных работ по 19 объектам на 1 ноября 2020 года согласно представленным справкам о стоимости выполненных работ по форме КС-3 (кассовые расходы) составляет 636,4 млн рублей, или 36 % годовых назначений (1 769,96 млн рублей). По сравнению с 1 октября 2020 года (408,1 млн рублей) объем выполненных работ увеличился на 228,3 млн рублей, или на 55,4 %. Проведенный анализ показал, что из 20 детских садов, запланированных к вводу в текущем году, уровень строительной готовности по 4 объектам составляет до 40 процентов, по 8 объектам - более 60 процентов и имеются значительные риски завершения указанных объектов в 2020 году. По 4 объектам строительство находится в стадии завершения. 

    В ходе реализации регионального проекта «Современная школа» заключено 87 контрактов на сумму 6 700,6 млн рублей, или 93,5 % от планового объема на 2020 год (93 контракта), в том числе: на выполнение строительно-монтажных работ - 18 контрактов на сумму 6 384,5 млн рублей (ФГУП «ГВСУ № 4» - 12 контрактов на сумму 5 014,0 млн рублей, местные подрядные организации – 6 контрактов на сумму 1 370,5 млн рублей). На 1 ноября 2020 года профинансировано Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан 4 507,8 млн рублей, или 63,7 % от годовых назначений (7 079,2 млн рублей). Из 22 школ, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2019 года № 2247-р генеральным подрядчиком 24 строительства 16 школ является ФГУП «ГВСУ № 4» Министерства обороны Российской Федерации, которым заключены субподряды с 9 организациями. Кассовое исполнение по 16 объектам образования, строительство которых осуществляет «Главное военно-строительное управление № 4» Министерства обороны Российской Федерации составило 314,3 млн рублей, или 14,4 % от объемов авансирования (2 183,3 млн рублей). На выполнение строительно-монтажных работ ФГУП «ГВСУ № 4» заключены 12 контрактов на сумму 5 014,0 млн рублей. В настоящее время строительно-монтажные работы силами ФГУП «ГВСУ № 4» ведутся только на 12 объектах, из которых уровень готовности на 11-ти объектах составляет до 45 %, на 1 объекте - 97 % (школа на 300 уч. мест – блокпристройка к МКОУ "Эндирейская СОШ №2" в с.Эндирей Хасавюртовского района) Объем выполненных работ по объектам ФГУП «ГВСУ № 4» согласно актам выполненных работ по форме КС-2 по 8 объектам составил 328,2 млн рублей, из них оплачено по 7 объектам 314,3 млн рублей или 96 % от выполненного объема работ. Не начато строительство 4 школ, так как не заключены государственные контракты на проведение строительно-монтажных работ (школа на 400 ученических мест в с. Луткун Ахтынского района, школа на 1 224 ученических мест в г. Каспийске, школа на 300 ученических мест в г. Каспийске (СОШ №2), школа на 1 224 ученических мест в МКР «ИППОДРОМ» в г. Махачкале), Завершено строительство 3 объектов, строительство которых осуществлялось местными строительными организациями, без участия ФГУП «ГВСУ № 4» (школа № 26 в г. Махачкала на 604 ученических места, с. Теречное на 300 ученических мест и с. Кандаураул на 300 ученических мест Хасавюртовского района). На стадии завершения 2 школы (с. Оружба Магарамкентского района и с. Кемсиюрт Хасавюртовского района). 

       Для сравнения приводим пример по освоению бюджетных средств хозяйствующим субъектом, работающим на данном рынке по системе получения контракта через аукцион. Профинансированные по региональному проекту бюджетные средства Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан перечислены подрядной организации ООО «СтройИнвест» на реализацию мероприятий по строительству 2 школ на 1 000 ученических мест в г. Каспийске (МБОУ «СОШ № 12» на 500 мест в МКР 10 и МБОУ «СОШ № 13» на 500 мест в МКР 11). На строительство МБОУ «СОШ № 12» на 500 мест в МКР 10 г. Каспийска предусмотрено 551,6 млн рублей. Заключен контракт на выполнение СМР с ООО «СтройИнвест» на сумму 436,3 млн рублей. Объем принятых работ составляет 310,0 млн рублей. Кассовое исполнение – 301,8 млн рублей, или 69,1 % от стоимости контракта (436,3 млн рублей). Строительная готовность объекта - 71 %. На строительство МБОУ «СОШ № 13» на 500 мест в МКР 11 г. Каспийска предусмотрено 546,6 млн рублей. Заключен контракт на выполнение СМР с ООО «СтройИнвест» на сумму 431,5 млн рублей. Объем принятых работ составляет 312,0 млн рублей. Кассовое исполнение – 308,7 млн рублей, или 71,5 % от стоимости контракта (431,5 млн рублей). Строительная готовность объекта - 72 %. 26 В ходе реализации регионального проекта заключено 8 контрактов, или 50 % от запланированного объема (16 контрактов), на сумму 887,0 млн рублей на выполнение строительно-монтажных работ (МБОУ «СОШ № 12» – 436,3 млн рублей, МБОУ «СОШ № 13» – 431,5 млн.

    Мы обязаны дать оценку структурным изменениям, происшедшим на этом рынке за последние 2 года. ГСВУ №4 получили контракта как с единственным поставщиком по первоначальной цене, рассчитанной проектировщиком, остальные компании через конкурентную борьбу на аукционах. В большинстве случаев величина уменьшения первоначальной стоимости доходила до 20 и более процентов. ГСВУ обязано было при выполнении объемов по контракту 25 % объемов исполнить в самостоятельном режиме. Как показывает практика все объекты были отданы в субподряд и строительством занимались дагестанские компании, у которых не всегда и были в распоряжении рабочая сила и спецтехника – отсюда и сплошные провалы. Субподрядчикам объекты отдавались ГСВУ №4 с авансированием 50 и более процентов, а аукционные победители бюджетные средства получают после сдачи объемов строительства по этапам.

    Рано или поздно после сдачи всех объектов ГСВУ №4 покинет Дагестан, а что же останется на товарном рынке после них? Серьезные строители покинули или покидают территорию. Об этом также свидетельствует факты открытия особых счетов – экскроу-счетов для получения проектного финансирования – только одним застройщиком в Республике Дагестан. В Правительстве привязывают возможные банкротства застройщиков в ближайший период с технически моментом отсутствия счетов у застройщиков. На наш взгляд основные причины кроются в отсутствии достаточных объемов для всех застройщиков. По объемам, разыгрываемым для застройщиков на аукционах, падение стоимости превышает любые разумные пределы – это скорее всего отчаянные сигналы по ситуации на данном рынке. 

     За текущий период 2020 года в антимонопольное управление поступило более 100 обращений о включении хозяйствующих субъектов в Реестр недобросовестных поставщиков. После того, как контракт получен такой ценой, победитель остается перед фактом, как исполнить объемы по цене меньше себестоимости объекта. Таким образом, помимо отсутствия достаточных объемов, застройщиков ждет еще одна беда – включение в РНП и отлучение от бюджетных средств на 2 года.

   Надо бы задуматься над парадоксом – в республику поступают бюджетные инвестиции в невиданных ранее объемах, а хозяйствующие субъекты, которым предназначено их освоение, разбегаются или разоряются. Все проблемы в неэкономических методах администрирования бизнес-процедур в условиях рыночной экономики.»

 

 

 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

И.о. главы Дагестана наградил местных чиновников

запоздавшие указ и распоряжение

23.04.2024 19:19

В Махачкале отменен режим повышенной готовности

указ и.о. главы Дагестана

23.04.2024 14:15

Наказаны 124 адвоката Дагестана

за одно заседание совета

23.04.2024 00:08