Думайте сами, решайте сами…

26.01.2013 00:00

Кроме того, в «Экспрессе» держали свои счета около трех тысяч предприятий и организаций республики. Таким образом, проблемы банка стали проблемами сотен тысяч дагестанцев, которые при полном отсутствии официальной информации начали моделировать собственные версии случившегося.
Собственно, версий этих оказалось не так много, всего две. Первая, вытекающая из логики ноябрьского «наезда» на банк, предполагала наличие некоего анонимного лица (или группы лиц), организовавшего атаку на банк, которая в конечном счете и привела к его закрытию. Все это тесно увязывалось с борьбой за власть в республике. Вторая версия явилась следствием декабрьского решения Центробанка. Согласно ей, руководству банка за 18 лет работы на рынке стало тесно в правовом поле, и они, наконец, запустили руку в закрома собственного банка. У обеих версий в республике имелись свои сторонники, приводящие «неоспоримые» доказательства собственной правоты (все мифы в мире основываются на реальных событиях, логику которых официальные источники не могут или не хотят объяснить).
Ожидалось, что все точки на i расставит пресс-конференция председателя Национального банка Дагестана Сиражутина Ильясова, состоявшаяся во вторник, однако этого не случилось. Впрочем, судите сами, вот основные моменты выступления руководителя главного банка республики: «К сожалению, принятые Национальным банком меры не увенчались успехом — негативные явления, которые усилились во второй половине ноября, привели к тому, что 21 января Центробанк отозвал лицензию у банка «Экспресс»… Ситуация в банке начала нагнетаться в отрицательную сторону еще до ноября…. На тот момент, когда я выступал (8 ноября. — «НД»), все было правдой — никаких симптомов, опасений, чувств, что они работают с нарушениями, не было. Но через десять дней была организована внеочередная внеплановая проверка Центробанка, в ходе которой проявилось противостояние. Проверяющих не допускали к необходимым документам, скрывали информацию. Тогда у нас появились сомнения — может быть, сведения, которыми мы пользовались, недостоверны? Можно ли было в этой ситуации спасти банк? Да, можно. Нужна была только добрая воля учредителей. Еще за два дня до отзыва лицензии можно было бы исправить ситуацию, выполнить предъявленные требования, которые позволяли сохранить искусственно потерянный банком собственный капитал. Были ли условия для этого? Да. Надо было внести определенную сумму денег и создать резерв. Источники для этого были, мы даже предлагали варианты. Но руководство «Экспресса» не захотело сохранить банк. Почему? Я этого не знаю».
К сожалению, Ильясов не стал объяснять журналистам, что означает словосочетание «искусственно потерянный капитал». Понятно, что он не мог ничего сказать о том, куда этот самый капитал делся, но журналистов (а следовательно, и вкладчиков банка) не сочли нужным проинформировать, о какой сумме идет речь, как (несмотря на противодействие сотрудников банка, мешающих проверяющим и не допускающих их к необходимым документам) удалось обнаружить недостачу. И самый главный вопрос, как это могло произойти на фоне того, что, по словам Ильясова, «начиная с 2011 года, мы заметили некоторые показатели в работе банка «Экспресс», которые нас насторожили. И с тех пор мы мониторили этот банк чуть ли не каждый день».
Анализ источников показывает, что собственный капитал «Экспресса» составляет около 1 млрд рублей. Если он пропал полностью, то потеря, безусловно, огромна, и восполнить ее весьма затруднительно. Но опять же, по словам Ильясова, еще за два дня до отзыва лицензии «можно было бы исправить ситуацию, выполнить предъявленные требования, которые позволяли сохранить искусственно потерянный банком собственный капитал. Были ли условия для этого? Да. Надо было внести определенную сумму денег и создать резерв». Иными словами, речь идет о вполне подъемной сумме, собрать которую учредителям банка с помощью руководства Национального банка (как сказал Ильясов, «мы даже предлагали варианты») было вполне по силам. Но они этого по каким-то причинам не сделали и тем самым своими руками похоронили банк. В итоге и после пресс-конференции Ильясова все опять же свелось к двум версиям, которые мы озвучивали выше. Попробуем проанализировать (а что нам остается при тотальной нехватке официальной информации?) каждую из них.
Итак версия №1, которую мы условно обозначим, как «Наезд». В ее пользу говорят следующие факты: события 8 ноября, когда, по информации официальных лиц, была предпринята попытка рейдерского захвата банка; дата принятия решения Центробанка об ограничении операций с физическими лицами (27 декабря); отсутствие четких и понятных всем вкладчикам объяснений официальных лиц о том, что же в действительности произошло с банком; готовность членов совета директоров банка оспорить решения Центробанка в суде и, наконец, утверждение представителя Агентства по страхованию вкладов Ахмеда Жаманова о том, что «вероятность того, что большинство вкладчиков (имеются в виду те, чьи вклады превышают 700 тысяч рублей. — «НД»), получат свои средства, весьма велика».
Версия №2, ее мы назовем «Хищение». В ее пользу говорит информация Центробанка о все том же потерянном капитале, а противостоит ей то, что служит подтверждением версии №1. Есть еще один нюанс. Если учредители банка решили его утопить, почему они не воспользовались для этого событиями 8 ноября? Откажись они тогда выплачивать людям деньги (а было выплачено более 1 млрд рублей), сумму «потерянного капитала» как минимум можно было бы удвоить.
Вот, собственно, и все рассуждения. Наши читатели могут выбрать из них то, что им нравится больше или кажется наиболее достоверным. Что же касается корреспондента «НД», то ни к каким окончательным выводам он так и не пришел, поскольку для этого отсутствует необходимая информация. Может быть, правда о банке «Экспресс» всплывет в ходе судебного заседания (если, конечно, дело это до суда дойдет). Но, скорее всего (жизнь все чаще преподносит нам уроки пессимизма), в новейшей истории республики появится еще одно темное пятно, над загадками которого дагестанцы будут ломать голову еще не один год.
Поговорим теперь о вкладчиках банка, защищать интересы которых в республику прибыла внушительная делегация сотрудников Агентства по страхованию вкладов (АСВ). Выступивший на пресс-конференции в Национальном банке заместитель руководителя центра общественных связей АСВ Ахмед Жаманов разъяснил собравшимся порядок выплат страхового возмещения.
— О том, что надо делать частным вкладчикам банка, — сказал он, — мы подробно рассказываем в пресс-релизе, который размещен на сайте нашего Агентства (www.asv. org.ru), а также будет опубликован в республиканских СМИ. Вам же хочу сказать, что мы уже начали работу над составлением реестра пострадавших вкладчиков, в ходе которой мы обязаны установить каждое физическое лицо и каждый вклад, подсчитать проценты, которые «набежали» до 20 января (до момента отзыва лицензии. — «НД»). Эту работу по закону мы должны завершить в течение семи дней. Особо отмечу, что никаких заявлений пострадавшим вкладчикам писать не надо. После 4 февраля они уже могут приходить с паспортами в банк-агент или же банки-агенты, которые будут определены на конкурсной основе. Главное требование при этом — максимально удобная для клиентов операционная сеть. Очевидно, что в республике на право стать банками-агентами могут претендовать лишь два кредитных учреждения — Сбербанк и Россельхозбанк. Мы по закону должны будем определить это до 28 января.
Хочу попросить вкладчиков не спешить с получением денег с первых же дней выплат, поскольку могут образоваться большие очереди. На это у них есть год-полтора (даже по небольшим банкам выплаты иногда затягиваются на год, а «Экспресс» на сегодняшний день по количеству вкладчиков — крупнейший страховой случай в стране).
Как мы не раз заявляли, вклады до 700 тысяч рублей будут выдаваться незамедлительно, без всяких сборов. Вопросы о выплате, оставшейся на вкладе суммы, будет решаться в течение 2—4 месяцев в ходе подсчета всех активов банка. Как известно, государство не гарантирует клиентам банков возврата всей суммы вклада, такого нет нигде в мире. Но в случае с «Экспрессом» вероятность того, что вкладчики получат свои средства в полном объеме, очень велика. Клиентам филиалов банка, расположенных в других городах (а у «Экспресса» имелась сеть филиалов за пределами Дагестана), за своими деньгами не придется приезжать в Махачкалу, они их смогут получить в офисах банка-агента по месту жительства. Во всех городах, где обслуживались физические лица, будет организована выдача денег.
Что касается кредитов, которые люди брали в «Экспрессе», то в ближайшие дни будет определен офис, в котором они будут погашаться. Никто о них забывать не намерен, поскольку чем больше будет погашений, тем больше будет масса выплаченных денег. В случае если человек, имеющий в «Экспрессе» счет, взял в этом же банке кредит, из суммы на счету или на пластиковой карте автоматически будет вычтен долг по кредиту.

 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также