
Электричка Каспийск – Махачкала
12.12.2021 22:57Когда весной дагестанская делегация во главе с Сергеем Меликовым убеждала членов комитета по экономики Совета Федерации в том, что в Махачкале и Каспийске около 1,2 млн жителей, председатель комитета пошутил: «Уже метро можно проводить».
Транспортный спрос
В каждой шутке есть доля грусти. Каспийск с населением более 120 тысяч жителей увеличивается за счёт строительства социальной инфраструктуры военной базы, а также за счёт миграции жителей Махачкалы. Однако «понаехавшие» не теряют связь со столицей, а продолжают приезжать в Махачкалы на работу и учёбу.
Проблема развития транспортной связи Каспийск – Махачкала нарастает также из-за увеличения числа жилья вдоль двух трасс, соединяющих Каспийск и Махачкалу. Растут многоквартирные дома в районе Ипподрома, а также напротив строящегося центра имени Пророка Исы.
Транспортная связь Махачкалы с Каспийском это только две автодороги. По утрам и вечерам горожане набиваются в маршрутки, автобусы и троллейбусы, чтобы с пересадками добраться до работы в Махачкале. Вечером та же картина, но в обратном направлении.
Власти пока не переносят стоянку для каспийской маршрутки с пр-та Р.Гамзатова к Издательскому комплексу. В результате тысячи людей устраиваются в маршрутках, заблокированных в пробках на проспекте Петра I. И большая часть пассажиров вынуждены ловить пустые места на выезде из Махачкала на против издательства.
От площади Ленина в Махачкале до Каспийска на автобусе ли троллейбусе более часа езды, а на такси 30 минут. Разница в 20 раз. В связи с ремонтом на ул.Коркмасова пробок в центре стало больше, поэтому движение в Каспийск из западных окраин Махачкалы ещё больше затруднено, т.к. троллейбус не едет, а автобус №100 простаивает в заторах.
Помимо привычного ежедневного пассажирского потока у Каспийска появились свои туристы и отдыхающие из Махачкалы, приезжающее в город на выходные, чтобы прогуляться по сосновому бору и набережной либо искупаться на пляже. Поэтому спрос на транспортную хорду во время выходных не падает.
По старой колее
С момента начала строительного бума в Каспийске и нарастания проблемы предлагались разные пути решения. При Рамазане Абдулатипове запустили троллейбус под №327, а потом и автобусный маршрут №100, которыми соединили «новую автостанцию» на западе Махачкала с центром Каспийска.
Напомним, что сейчас действует Закон РД 2011 года о стратегии развития Дагестана до 2025 года. В стратегии были обозначены пути развития каспийского транспортного хаба.
В конце 2012 года Правительство РД своим постановлением №471 утвердило стратегию развития территориальных зон:
"Северный Дагестан"
"Центральный Дагестан"
"Горный Дагестан"
"Прибрежный Дагестан"
"Махачкала".
В приложение №5 для развития транспорта Каспийск-Махачкала были обозначены:
«интеграция в систему городского и пригородного общественного транспорта участков железнодорожной сети (г. Махачкала, г. Каспийск);
развитие системы транспортно-посадочных узлов – инфраструктуры для обслуживания пассажиров между различными видами городского пассажирского и внешнего транспорта (г. Махачкала, г. Каспийск);»
Этот нормативный акт не отменен и действует до сих пор.
Новый поезд колеи не портит
Речь не идёт о строительстве нового пути. Советские строители промышленности изначально заложили железно-дорожную сеть между Каспийском и Махачкалой.
Сохранилась старая колея, которая примыкает к основной железной дороги рядом со станцией «Тарки» на юго-востоке Махачкалы.
Именно по такой схеме предлагалось в 2018 году создать так называемое «Махачкалинское наземное метро».
Однако, тогда ситуация в республике была ещё не самая лучшая с сточки зрения безопасности и экономики.
В Дагестане в качестве пригородного железнодорожного транспорта были только старые плацкартные вагоны. Кто-то из сторожил вспоминает, что когда запустили «электричку» Каспийск -Махачкала, то граждане с большой неохотой пользовались этими вагонами.
Однако, сейчас в республике бегают пусть и не новые, но настоящие просторные и чистые электрички.
Из-за наплыва туристов власти республики в этом году даже пустили вторую пару «электрички» до Дербента.
Но почему-то вопрос о запуске железнодорожного движения Каспийск – Махачкала так и поднимался. Возможно это связано со сменой команды управления республики, Махачкалы и Каспийска. Новые командующие не в курсе ранее обсуждавшийся решений. Хотя им зачем эти проблемы, если у них есть машины сопровождения с специальными сигналами.
Стоит ли овчинка выделки
Любой пассажирский железнодорожный транспорт – дотационный. Это значит, что республика дополнительно платит за каждого пассажира на железной дороге по маршрутам, соединяющим Махачкалу с Хасавюртом и Дербентом.
Соответственно, возникает ряд вопросов:
какой примерно пассажиропоток?
сколько придётся доплачивать из бюджета?
во сколько обойдётся запуск маршрута Каспийск-Махачкала?
Стратегические выгоды от запуска этого маршрута по железной дороге уже давно подсчитаны, в том числе для стратегии 2011 года и последующей транспортной стратегии Махачкалы.
Разница лишь в том, что сейчас улучшились условия и стали очевидны потребности: рост суточной миграции, туризм, появление инфраструктуры Каспийской флотилии.
Даже если посчитать сколько времени и топлива тратят военные, чтобы доставить военнослужащих из Каспийска до порта в Махачкале, где пока базируется часть Пограничного флота, то уже возникает гарантия на определённый объем пассажиров и возможною помощь со стороны Минобороны и ФСБ.
От Вокзала до станции "Тарки" электричка Дербент-Махачкала проходит за 17 минут. Цена проезда 11,3 рубля. Если предположить, что от станции Тарки до конечной в Каспийске будет всего 2 остановки, то весь путь от вокзала в Махачкале до Каспийска займёт примерно 35 минут.
При этом одной части пассажирам из Каспийска удобно выходить на остановке возле моста в районе магазина «1000 мелочей» и пересаживаться на маршрутки, которые едут по проспекту И.Шамиля.
Если будет стыковка, то пассажиры из Каспийска на вокале в Махачкале могут пересаживаться на электричку направляющуюся в Хасавюрт. (9 часов 10 минут утром и 18:00 вечером).
Сейчас нет остановки возле Анжи-базара на маршруте Махачкала-Дербент, но ранее создатели концепции наземного махачкалинского метро предложили ввести эту остановку, а также остановку на Родопском бульваре.
С помощью карты google была смоделирована дорога, но без остановки на Родопском бульваре. И вот что получилось.
В итоге голосуют пассажиры, ногами и деньгами. А пока можно оставить комментарии или дизлайки.

Верховный суд лишил государственных должностей 15 чиновников Дагестана
опубликован судебный акт
22.04.2025 12:43
Новый взрыв газа создаст проблемы в электроснабжении Махачкалы
и кадровые для руководства газовиков
22.04.2025 10:50