Электричка Каспийск – Махачкала

12.12.2021 22:57

Когда весной дагестанская делегация во главе с Сергеем Меликовым убеждала членов комитета по экономики Совета Федерации в том, что в Махачкале и Каспийске около 1,2 млн жителей, председатель комитета пошутил: «Уже метро можно проводить».

 

Транспортный спрос

В каждой шутке есть доля грусти. Каспийск с населением более 120 тысяч жителей увеличивается за счёт строительства социальной инфраструктуры военной базы, а также за счёт миграции жителей Махачкалы. Однако «понаехавшие» не теряют связь со столицей, а продолжают приезжать в Махачкалы на работу и учёбу.

Проблема развития транспортной связи Каспийск – Махачкала нарастает также из-за увеличения числа жилья вдоль двух трасс, соединяющих Каспийск и Махачкалу. Растут многоквартирные дома в районе Ипподрома, а также напротив строящегося центра имени Пророка Исы.
Транспортная связь Махачкалы с Каспийском это только две автодороги. По утрам и вечерам горожане набиваются в маршрутки, автобусы и троллейбусы, чтобы с пересадками добраться до работы в Махачкале. Вечером та же картина, но в обратном направлении.  

Власти пока не переносят стоянку для каспийской маршрутки с пр-та Р.Гамзатова к Издательскому комплексу. В результате тысячи людей устраиваются в маршрутках, заблокированных в пробках на проспекте Петра I. И большая часть пассажиров вынуждены ловить пустые места на выезде из Махачкала на против издательства. 

От площади Ленина в Махачкале до Каспийска на автобусе ли троллейбусе более часа езды, а на такси 30 минут. Разница в 20 раз. В связи с ремонтом на ул.Коркмасова пробок в центре стало больше, поэтому движение в Каспийск из западных окраин Махачкалы  ещё больше затруднено, т.к. троллейбус не едет, а автобус №100 простаивает в заторах.  

Помимо привычного ежедневного пассажирского потока у Каспийска появились свои туристы и отдыхающие из Махачкалы, приезжающее в город на выходные, чтобы прогуляться по сосновому бору и набережной либо искупаться на пляже. Поэтому спрос на транспортную хорду во время выходных не падает. 

 

По старой колее

С момента начала строительного бума в Каспийске и нарастания проблемы предлагались разные пути решения. При Рамазане Абдулатипове запустили троллейбус под №327, а потом и автобусный маршрут №100, которыми соединили «новую автостанцию» на западе Махачкала с центром Каспийска. 

Напомним, что сейчас действует  Закон РД 2011 года о стратегии развития Дагестана до 2025 года. В стратегии были обозначены пути развития каспийского транспортного хаба. 

В конце 2012 года Правительство РД своим постановлением №471 утвердило стратегию развития территориальных зон: 

"Северный Дагестан" 

"Центральный Дагестан" 

"Горный Дагестан" 

"Прибрежный Дагестан" 

"Махачкала". 

В приложение №5 для развития транспорта Каспийск-Махачкала были обозначены:

«интеграция в систему городского и пригородного общественного транспорта участков железнодорожной сети (г. Махачкала, г. Каспийск);

развитие системы транспортно-посадочных узлов – инфраструктуры для обслуживания пассажиров между различными видами городского пассажирского и внешнего транспорта (г. Махачкала, г. Каспийск);»

Этот нормативный акт не отменен и действует до сих пор. 

 

Новый поезд колеи не портит

Речь не идёт о строительстве нового пути. Советские строители промышленности изначально заложили железно-дорожную сеть между Каспийском и Махачкалой. 

Сохранилась старая колея, которая примыкает к основной железной дороги рядом со станцией «Тарки» на юго-востоке Махачкалы.

Именно по такой схеме предлагалось в 2018 году создать так называемое «Махачкалинское наземное метро». 

Однако, тогда ситуация в республике была ещё не самая лучшая с сточки зрения безопасности и экономики.  

В Дагестане в качестве пригородного железнодорожного транспорта были только старые плацкартные вагоны. Кто-то из сторожил вспоминает, что когда запустили «электричку» Каспийск -Махачкала, то граждане с большой неохотой пользовались этими вагонами. 

Однако, сейчас в республике бегают пусть и не новые, но настоящие просторные и чистые электрички. 

Из-за наплыва туристов власти республики в этом году даже пустили вторую пару «электрички» до Дербента.

Но почему-то вопрос о запуске железнодорожного движения Каспийск – Махачкала так и поднимался. Возможно это связано со сменой команды управления республики, Махачкалы и Каспийска. Новые командующие не в курсе ранее обсуждавшийся решений. Хотя им зачем эти проблемы, если у них есть машины сопровождения с специальными сигналами. 

 

Стоит ли овчинка выделки

Любой пассажирский железнодорожный транспорт – дотационный. Это значит, что республика дополнительно платит за каждого пассажира на железной дороге по маршрутам, соединяющим Махачкалу с Хасавюртом и Дербентом. 

Соответственно, возникает ряд вопросов: 

какой примерно пассажиропоток? 

сколько придётся доплачивать из бюджета?

во сколько обойдётся запуск маршрута Каспийск-Махачкала?

Стратегические выгоды от запуска этого маршрута по железной дороге уже давно подсчитаны, в том числе для стратегии 2011 года и последующей транспортной стратегии Махачкалы. 

Разница лишь в том, что сейчас улучшились условия и стали очевидны потребности: рост суточной миграции, туризм, появление инфраструктуры Каспийской флотилии. 

Даже если посчитать сколько времени и топлива тратят военные, чтобы доставить военнослужащих из Каспийска до порта в Махачкале, где пока базируется часть Пограничного флота, то уже возникает гарантия на определённый объем пассажиров и возможною помощь со стороны Минобороны и ФСБ. 

От Вокзала до станции "Тарки" электричка Дербент-Махачкала проходит за 17 минут. Цена проезда 11,3 рубля.  Если предположить, что от станции Тарки до конечной в Каспийске будет всего 2 остановки, то весь путь от вокзала в Махачкале до Каспийска займёт примерно 35 минут.

При этом одной части пассажирам из Каспийска удобно выходить на остановке возле моста  в районе магазина «1000 мелочей» и пересаживаться на маршрутки, которые едут по проспекту И.Шамиля. 

Если будет стыковка, то пассажиры из Каспийска на вокале в Махачкале могут пересаживаться на электричку направляющуюся в Хасавюрт. (9 часов 10 минут утром и 18:00 вечером). 

Сейчас нет остановки возле Анжи-базара на маршруте Махачкала-Дербент, но ранее создатели концепции наземного махачкалинского метро предложили ввести эту остановку, а также  остановку на Родопском бульваре. 

С помощью карты google была смоделирована дорога, но без остановки на Родопском бульваре. И вот что получилось. 

В итоге голосуют пассажиры, ногами и деньгами. А пока можно оставить комментарии или дизлайки. 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: