
ГЛАВЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН от жителей с Цалкита Хунзахского района
22.05.2024 15:16ГЛАВЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Уважаемый Глава Республики Дагестан Меликов Сергей Алимович!
К вам обращаются жители селения Цалкита Хунзахского района Республики Дагестан как к высшему должностному лицу Республики Дагестан. Согласно ст.42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.
В настоящий момент проводят реконструкцию автомобильной дороги Грозный — Ботлих — Хунзах — Араканская площадка, км 174-182 по Хунзахскому району. Заказчик: ГКУ «Дагестанавтодор».
Большая часть данного участка дороги проходит по общественным землям с. Цалкита. Наше село входит в состав муниципального образования «Сельсовет Ахалчинский».
В соответствии с частью 1 статьи 5.1 Градостроительного кодекса РФ по вопросам градостроительной деятельности проводятся общественные обсуждения и публичные слушания. Информация о планируемой работе не была размещена ни на сайте МО «Хунзахский район», ни на сайте МО «сельсовет Ахалчинский». О реконструкции дороги жители села узнали только по прибытии спецтехники и началу работы.
Дорога у нас достаточно широкая, 8–9 м, что видно по фотографии, и когда началась работа, мы подумали, что дорогу слегка подравняют и положат асфальт. Дорога проходит по склону горы. Грунт щебеночно-песочный, который очень легко поддается обработке. Одним бульдозером, без никаких взрывных работ, можно за рабочий день вытолкнуть по склону горы десятки тысяч кубометров гравийно-песочной массы.
Воспользовавшись легкостью обработки, подрядчик начал срезать огромные пласты земли, попадающие под пастбища и сенокосы. Из представленных фотофиксаций работ видно, что об облагораживании прилегающей территории и речи быть не может. Также не проводится самовывоз высвобожденной породы, хотя в 2,5 километра от крайней точки реконструкции дороги находится щебеночный карьер, куда можно было бы вывозить щебень для утилизации. На наше обращение ГКУ «Дагестанавтодор» письмом от 06.10.23 г. ответило, что разработка грунта с погрузкой на автосамосвалы и транспортировкой связана со значительным удорожанием стоимости реконструкции дороги. Интересная оговорка. Снятая со склона над дорогой масса выталкивается вниз по склону.
Склоны покрываются метровым слоем щебня, более крупные камни скатываются вниз до самого дна ущелья, где также находятся общественные пастбища и сенокосы нашего села. О них можно уже говорить в прошедшем времени. На склонах, покрытых толстым слоем щебня, и полвека ничего не взойдет. Мы несколько раз обращались к работникам генподрядчика с просьбой относиться щадяще к природе, на что был дан ответ, что они действуют согласно проекту и что ширина дороги должна достигать от 12 до 20 метров, и если они не будут действовать таким образом, то не успеют освоить выделенные деньги. И что по проекту они должны вытолкать на склоны и ущелья еще сотни тысяч куб.метров грунта. Очень интересный способ освоения народных денег, проложив дорогу шириной до 20 метров местами и до 30 в местности, где интенсивность движения составляет 10–15 машин в час, варварски уничтожая прекрасную природу. Цена проекта 517 999 539 р. И пока подрядчик освоит эту огромную сумму, мало что останется от зеленого покрова горных склонов.
Это местность находится на излюбленном маршруте российских туристов, напротив известного туристического комплекса Матлас, который за сезон посещают сотни тысяч людей. Один из двух источников воды, которым пользовались местные жители и который служил водопоем для домашних и диких животных, завален толстым слоем щебня. По словам местных властей, дорогу реконструируют якобы для удобства туристов и жителей. Мы думаем, что туристы и местные жители предпочли бы ездить по более узкой дороге и любоваться чудесной природой, а не лицезреть горы щебня с обеих сторон дороги. В настоящий момент полным ходом идет процесс уничтожения природы. Жители села несколько раз собирались выйти на акцию протеста путем перекрытия дороги. Инициативная группа отговорила их от этого шага, обещая постараться решить данный вопрос на основании закона. Но придерживаться законов в Республике Дагестан мало кто собирается. Мы не выступаем против строительства дороги, мы выступаем против уничтожения уникальной природы. Дорогу можно было построить, не нанося никакого вреда окружающей среде, для этого были все условия, но подрядчик выбрал другой путь. Наши обращения в разные инстанции заканчиваются обыкновенными отписками-обещаниями разобраться.
Это дорога действует с 30-х годов ХХ века, реконструировали несколько раз. Достаточно широкая, надежная, ровная. Какая была необходимость вложить в проект реконструкции дороги на 8 км более полумиллиарда рублей и погубить первозданную красоту природы? Мы об этом только догадываемся.
Несколько раз в месяц руководство Хунзахского района водит высоких гостей на турбазу Матлас с целью ознакомления с темпами строительства турбазы и любования редкостной природной красотой. Да, местность поистине шедевр природы, одно из красивейших мест, созданных природой не только в Дагестане, и прямо напротив турбазы, на противоположном склоне горы творится это беззаконие. И никаких действий со стороны руководства: ни словом, ни делом. Руководители, которые недавно рьяно боролись за отчуждение известного озера «Мочохское», лакомого куска для туристической индустрии (одно из любимых мест гостей для летнего и зимнего туризма), якобы для реконструкции, свободно относятся к уничтожению природы на вверенной им территории.
Уважаемый Сергей Алимович, тяжела жизнь в горах, тем более при отсутствии достижений цивилизации: наше село не газифицировано, зимой часто замерзает водовод, который был построен несколько лет назад жителями села методом народной стройки на расстоянии 6 км без какой-либо помощи со стороны руководства района, и единственным способом выживания жителей села является животноводство. В настоящий момент и по нему наносится удар действиями алчных бизнесменов и таких же руководителей: загублены десятки гектаров пастбищ и сенокосов. Еще есть возможность спасти хотя бы половину земельных угодий, подпадающих под реконструкцию дороги. Местным жителям пока удалось отстоять небольшой промежуток дороги перед селом. Подрядчик выбрал самый простой и дешевый способ зарабатывания денег: вытолкнуть всю массу на поля и пастбища.
На основании вышеизложенного просим Вас дать указание соответствующим органам разобраться в данной ситуации, а также на предмет соблюдения проекта при реконструкции дороги подрядчиком, ибо каждый упущенный день приносит непоправимый ущерб уникальной природе и жизнедеятельности населения с. Цалкита.
Просим Вас взять данную ситуацию под свой личный контроль.
P.S. Еще раз напоминаем, что жители села не против дороги, они против того, чтобы уничтожались их пастбища и луга. В очередной раз чиновники не обсуждают проект с местными жителями, что приводит к обострению социальной напряженности. В поисках ответов на свои вопросы они обращаются в различные инстанции, что заканчивается обыкновенными отписками-обещаниями разобраться, а тем временем зеленые склоны покрываются щебнем. Из письма следует, что подрядчик не оборудовал место для сбора отходов. Если рекультивация земли невозможна, потому что почва щебенистая, а вывозить — дорого, то разве это дает право уничтожать природу? Россельхознадзор должен оценить ущерб сельхозземлям, а природоохранная прокуратура — дать свою оценку. Просим соответствующие органы разобраться в данной ситуации. В редакции имеются подписи жителей селения Цалкита Хунзахского района РД, а также контакты инициативной группы.

«Бумажное» сокращение уменьшило число сирот на тысячу человек
вероятность нового масштабного уголовного дела
18.04.2025 10:32
Впервые после эпидемии в Дагестане введен режим повышенной готовности
задним числом наперед
18.04.2025 00:07