
Новые лимиты расходов на местных чиновников в Дагестане
24.02.2020 20:11Правительство Дагестана утвердило лимиты расходов на содержание местных администраций. Так как расчёт лимитов зависит и от населения и налоговой базы, то этот показатель становится своеобразной оценкой ситуацией на местном уровне.

Рейтинг развития районов и сел 30.04.2019
Принцип замера основан на том, что чем больше лимит расходов на содержание администрации, тем хуже экономика муниципалитета: если денег хватает только на содержание администрации, то в муниципалитете не все хорошо.
«Кабинетный» указанных лимитов анализ показывает динамику ситуации в муниципалитетах, а точнее ставит вопросы, ответы на которые Правительство Дагестана пока не ищет, во всяком случае, не видно этого.
Напомним, что 2019 году Правительство Дагестана сделало негативный прогноз и в 78% сел ухудшилось положение с местными бюджетами, что вылилось в увеличение лимитов расходов на местные администрации.

Мясная карта бюджетов Дагестана 02.06.2019
В этом году Правительство Дагестана сделало более оптимистический прогноз. Из 707 сел и поселков не изменился лимит примерно у 69, (т.к. при расчёте стабильности не были учтены цифры после запятой.)
302 села получили увеличение доли расходов на администрацию, т.е. у них ухудшилась ситуация по сравнению с 2019 годом. Из них у 33 – сильное падение (около до 10%) и супер-сильное (более 10 %) – 18 сел.
336 сел и поселков, по мнению Правительства РД улучшили свои показатели, поэтому у них увеличился бюджет, что привело к сокращению доли на содержание местных чиновников. Среди этих муниципалитетов 117 существенно улучшили своё положение и 43 – сделали настоящий прорыв. Причём оценка улучшения завесила от места в рейтинге, т.к. на самом верху «чемпионов» улучшение на 10% это очень прорыв.
Объять необъятное не возможно, поэтому обратим внимание на супер-сильные падения и роста. Потому что они помогают понять, что происходит в сельской местности Дагестана или хотя бы способствует постановке правильных вопросов нужным чиновникам.
Например, что случилось в с. Кубатар Ногайского района, который из крепких середнячков с 45% в 2019 году вылетает в десятку самых худших с 91%? И что происходит в Курахе, в котором в 2015 году расходы на местную администрацию были 18% бюджета, а в 2020 уже 67%? Почему 7 сел с хорошими показателями в 2015 году докатились до худших, причём показывают отрицательную динамику второй год подряд?
В динамике чемпионов по снижению расходов на содержание сельских и поселковых администраций видно, что в большинстве своём они продолжают динамику улучшения, которая прервалась в 2019 году. Но хотелось бы узнать секреты непрерывного улучшения ситуации четвёртый год подряд в селении Мушули Хунзахского района или посёлка Белиджи Дербентского района. Порадовал сильным рывком в снижении расходов райцентр Хивского района, с 30% до 19%, достигнув лучшего результата за 5 лет.
Высокогорные села, с малой численностью населения не могут развить богатую экономику, поэтому в аутсайдерах видим села из Табасаранского и Ахтынского района. Однако, само село Ахты с 15 тыс человек населения , являясь районным центром заняло второе место среди лучших, не смотря на свою высокогорность.
НАСЕЛЕНИЕ | МУНИЦИПАЛИТЕТ | 2020 г | 2019 г | 2018 г |
316 | Село Гдым, Ахтынский р-он | 97,5 | 83,2 | 97,1 |
201 | Село Ухул, Ахтынский р-он | 97,5 | 97,5 | 96,8 |
1479 | Сельсовет «Халагский», Табасаранский р-он | 97,0 | 97,0 | 90,5 |
1070 | Сельсовет «Хели-Пенджинский», Табасаранский р-он | 96,1 | 99,4 | 92,2 |
621 | Село Джаба, Ахтынский р-он | 95,4 | 91,5 | 92,1 |
2047 | Село Чирката, Гумбетовский р-он | 95,4 | 93,8 | 63,2 |
4841 | Поселок Шамилькала, Унцукульский р-он | 20,4 | 20,1 | 17,1 |
2572 | Село Хив, Хивский р-он | 19,4 | 31,3 | 25,7 |
9504 | Сельсовет «Сергокалинский», Сергокалинский р-он | 18,4 | 20,7 | 32,9 |
15125 | Сельсовет «Ахтынский» | 17,2 | 18,3 | 21,2 |
5397 | Поселок Дубки | 14,0 | 14,4 | 12,6 |
От опеки сверху в виде установления лимита расходов на администрацию можно освободиться если показать улучшение ситуации, т.е. повышение доходов и соответствующее синение расходов. В 2020 году Каспийску не установили лимиты скорее всего из-за улучшения экономической ситуации. Как этим распорядится администрация города, посмотрим по итогам 2020 года.
На фоне положительной динамики дагестанских городов выделяется Южно-Сухокумск, которому увеличили лимит расходов, что предполагает некоторое ухудшение экономики города.
2020 | 2019 | 2018 | 2017 | 2016 | 2015 | |
Буйнакск | 9,5 | 10,6 | 12,6 | 14,3 | 14,3 | 13,7 |
Дагестанские Огни | 10,8 | 11,8 | 15,6 | 16,8 | 17,2 | 16,9 |
Избербаш | 10,9 | 11,9 | 13,6 | 14,6 | 14,9 | 14,5 |
Каспийск | 8,8 | 10,9 | 11,7 | 12,2 | 12,4 | |
Кизилюрт | 10,4 | 11,3 | 13,2 | 15,9 | 14,9 | 15,0 |
Кизляр | 10,6 | 12,2 | 14,3 | 14,9 | 15,3 | 16,0 |
Южно-Сухокумск | 26,9 | 23,3 | 30,8 | 30,5 | 31,1 | 32,6 |
Хасавюрт | 8,3 | 8,8 | 10,0 | 10,9 | 11,3 | 10,9 |
Дербент | 11,4 | 12,3 | 12,5 | 11,6 |
Показатели лимитов расходов в районных администрациях не соответствуют средним показателям сел и поселков, входящих в районы, в прошлом году это было показано на примере Хунзахского района. Тенденция сохранилась. Если в прошлом году 80% сел показывали негатив, а районные администрации позитив, то в этом году на фоне положительных прогнозов сельского уровня, Правительство Дагестана смотрит на районные бюджеты без позитива.
Материал подготовлен в рамках проекта "Институт города"