«Мостоотряд-99» Мосты в будущее
05.08.2024 23:16Так получилось, что уже через несколько лет после создания эта компания начала работать палочкой-выручалочкой для руководителей республики. Первым в 2002 году к ней за помощью обратился Саид Амиров, которому надо было в короткие сроки построить новый путепровод в конце улицы Ленина (сейчас проспект Расула Гамзатова). Старый путепровод был аварийным с первых дней постройки в 1956 году (конструкции, использованные при его постройке, должны были работать по типу рессор, но практически сразу же прогнулись, из-за чего дорожное полотно провисло и угрожало обрушиться на железнодорожные пути).
Городу нужен был новый надежный путепровод, который должен был быть построен в течение года (на больший срок существенно ограничивать сообщение между центральной частью города и Редукторным поселком было нельзя). Ведущие компании России на таких условиях работать отказались. «По проекту, — говорили они, — этот путепровод должен строиться три года. В истории России еще не было случаев, чтобы сроки были сокращены в три раза. Это просто невозможно».
«Очень даже возможно, — возразил строительным мэтрам руководитель небольшой дагестанской компании «Мостоотряд-99» Загид Хучбаров. — Берусь построить путепровод за девять месяцев».
И построил. Как и обещал, за девять месяцев. Правда, для этого ему пришлось существенно откорректировать проект — вместо 850 свай, которые предлагалось забить в грунт на несколько метров, он, пробурив почву до прочнейших сарматских глин, установил всего 54 сваи. Столичные специалисты-мостостроители, принимавшие этот объект, вынесли единодушный вердикт — изящество решения сочетается с высокими прочностными характеристиками путепровода.
Для людей, которые до этого ничего про Хучбарова не знали, эта история представляется фантастической. Между тем она вполне логично вытекает из истории созданного им предприятия, которое сегодня отмечает свое двадцатипятилетие. Судите сами. Когда в 1999 году он, работавший в то время начальником Мостостроительного Управления Дагавтодора, организовал собственную компанию, у него «за душой» было всего девять единиц старой техники и огромное желание стать лидером дагестанской дорожной отрасли. Задача на тот момент абсолютно нереальная, если бы не один важный нюанс — на тот момент на счету Хучбарова уже была пара десятков изобретений, и рыночная стоимость этих нематериальных активов на пару порядков превышала стоимость всей техники предприятия. Собственно, на эти активы он и делал ставку, закладывая основы своего бизнеса.
Хучбаров Загид Гаджиевич
В 1975 г. окончил Фрунзенский политехнический институт, получил квалификацию инженер путей сообщений. С 1985 по 1987 гг. прошел Аспирантуру при кафедре «Мосты» Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ). Кандидат технических наук с 1987 г.
Трудовую деятельность начал с 1975 г. в «Дагавтодор» ПДУ-2354 – главным инженером, в 1976-1979 гг. работал начальником участка, а с 1979 по 1982 гг. – начальником Мостостроительного Управления «Дагавтодор».
1982-1986 гг. – работал преподавателем на кафедре «Автомобильные дороги» во Фрунзенском политехническом институте, г. Фрунзе, а с 1986 по 1987 гг. – заведующим лабораторией сейсмостойкого строительства.
1987-1989 гг. занимал должность старшего научного сотрудника в ЦНИСК им. В.А. Кучеренко, г. Москва.
1989-1993 гг. работал генеральным директором НПО «Новатор».
В 1993 г. до ноября – занимал должность заместителя генерального директора «Дагавтодор», а с ноября 1993г. по октябрь 2003г. – работал начальником Мостостроительного Управления, г. Махачкала.
2003-2004 гг. – начальник отдела федеральных дорог в Росавтодоре, г. Москва; 2004-2005 гг. – генеральный директор ООО "Стройновация", г. Санкт-Петербург; 2005-2013 гг. – председатель Совета директоров ОАО "Мостоотряд-99"; 2012 г. – исполнительный директор ООО "Стройновация", г. Москва.
В 2013 году Указом Главы Республики Дагестан Загид Хучбаров был назначен исполняющим обязанности руководителя ГКУ "Дагестанавтодор".
С мая 2014 года занимал должность руководителя Дорожного агентства Республики Дагестан, а с сентября – Агентства по транспорту и дорожному хозяйству Республики Дагестан
Когда в 1999 году «Мостоотряд-99» получил первый серьезный подряд на строительство акведука через реку Самур, Хучбаров на свой страх и риск оптимизировал проект, предложив использовать буронабивные сваи. Правда, возникла одна проблема — для того, чтобы эти сваи установить, нужен был японский станок КАТО, о котором начинающий предприниматель и мечтать не мог из-за его высокой цены. И тогда Хучбаров в короткие сроки изобрел собственную технологию, позволяющую практически «на коленке» бурить скважины диаметром 1 метр на глубину 20 метров с производительностью, не уступающей дорогому японцу. Благодаря этому компания заработала 1,2 миллиона долларов и сразу же вышла на новый уровень развития, закупив новую технику и на порядок увеличив объемы выполняемых работ.
Этот опыт, как оказалось, предопределил судьбу компании, которая сделала современные технологии основой своей политики и благодаря этому сумела стать одной из лучших в России. (Признанным лидером в строительстве мостовых сооружений в стране заслуженно считается «Мостотрест». Но если сравнить любой их объект с объектами «Мостоотряда-99», окажется, что у дагестанской компании выработка выше почти в 5 раз!) Недаром на сайте компании помимо материальных активов (более 300 единиц техники и технологического оборудования) с гордостью обозначены активы нематериальные — 16 запатентованных ноу-хау и технический решений, позволяющих значительно увеличивать производительность труда и сокращать сроки строительных работ. И это не считая более 40 изобретений Хучбарова, которые сегодня работают на компанию, позволяя ей конкурировать с признанными лидерами рынка.
Именно эти ноу-хау позволили «Мостоотряду-99» в 2013 году установить рекорд в российском мостостроении, который до сих пор не побит. Речь идет о строительстве моста на автодороге Новогапцах — Тагиркент — Ялама с подъездом к железнодорожной станции Самур. При нормативных сроках строительства 19 месяцев этот объект был построен всего за три месяца, что никак не отразилось на качестве работ. К слову, на тот момент Загид Хучбаров уже отошел от руководства компанией, но стандарты и подходы к работе, заложенные им, как оказалось, никуда не делись и прекрасно работают при новом руководстве.
Очевидно, из-за этих стандартов практически все главы Дагестана призывали «Мостоотряд-99», когда нужно было решить задачи, за которые другие компании не брались либо из-за сжатых сроков, либо из-за сложности работ. Как это было, например, при запуске Гимринского тоннеля, который до этого не могли довести до ума долгих четыре года. И все это время жители горных районов Дагестана несли ежедневные убытки на уровне 3,5–4 миллионов рублей. На этом фоне протестные акции, связанные с закрытием тоннеля, в Дагестане начали происходить так часто, что ход строительных работ вынужден был взять под контроль Владимир Путин. Именно тогда Магомедсалам Магомедов вспомнил о «Мостоотряде-99» и попросил решить проблему с тоннелем.
Ситуация осложнялась тем, что в начале 2012 года в своем послании Народному Собранию Магомедов твердо пообещал открыть тоннель к сентябрю, при том, что по проекту на эти работы был отведен год. Сложность задачи «Мостоотряд-99» не смутила. К сентябрю все работы на объекте были завершены, а компания в очередной раз доказала, что неразрешимых проблем для нее не существует в принципе.
Благодаря такому подходу современную историю Дагестана невозможно представить без «Мостоотряда». Мы не будем приводить здесь список всех объектов, которые компания построила в республике за двадцать пять лет работы, поскольку он слишком велик. Укажем лишь один из них, ведь без него не случилось бы туристического бума, который мы наблюдаем в Дагестане в последние годы. Именно «Мостоотряд-99» в свое время реконструировал аэропорт «Махачкала», что позволило республике принимать практически все виды воздушных судов, эксплуатируемых гражданской авиацией.
При строительстве взлетно-посадочной полосы компания всего за месяц смогла уложить в ее «тело» более 100 тысяч тонн асфальтобетонной смеси уникального состава (речь идет о полимерно-битумной смеси, которая не размягчается при 50-градусной жаре и не трескается на морозе). При этом «Мостоотряд-99» стал первой российской компанией, сумевшей использовать подобную технологию. Чтобы читатели «НД» смогли наглядно представить себе, что такое 100 тысяч тонн асфальта, сообщим для справки, что его бы хватило для строительства 80 километров дороги шириной 7,5 метра с толщиной покрытия 15 сантиметров.
Чтобы обеспечить надежные и бесперебойные поставки асфальта на объект, «Мостоотряд-99» незадолго до начала работ в аэропорту специально под этот проект построил и запустил в Тюбе современный асфальтобетонный завод производительностью 160 тонн продукции в час. Решение абсолютно логичное и определяющее главную политику компании — к любому рекорду необходимо готовиться заранее, только тогда можно добиться успеха. К слову рекорд со строительством моста на автодороге Новогапцах — Тагиркент — Ялама с подъездом к железнодорожной станции Самур стал возможен только потому, что специально под этот проект на базе предприятии неподалеку от поселка Тюбе было организовано производство 15-метровых железобетонных балок — основных элементов будущих мостовых конструкций. Всего их было отлито более 100, их общий вес при этом превысил 200 тонн.
После успешного завершения работ в махачкалинском аэропорту началось триумфальное шествие «Мостоотряда-99» по стране. За короткое время компания с нуля построила два современных аэропорта — «Южный» в Ростове-на-Дону и «Центральный» в Саратове. В портфеле компании объекты в Тульской и Астраханской, Саратовской и Ростовской областях, Чеченской Республике и Республике Ингушетия, Краснодарском крае, других регионах страны.
Но главной строительной площадкой для «Мостоотряда-99» по-прежнему остается родной Дагестан. Тем более что нынешний Глава республики Сергей Меликов сумел по достоинству оценить потенциал компании и направить его на решение самых масштабных проблем, стоящих на повестке дня.
Так, компания в установленные сроки сумела построить водовод Чиркей — Буйнакск, обеспечив город качественной водой, без которой Буйнакск задыхался от жажды в течение нескольких десятилетий. Команда Меликова также привлекла компанию к участию в самом масштабном инфраструктурном проекте, который реализуется в республике. Речь идет о строительстве канализационных очистных сооружений Махачкалинской агломерации мощностью 150 тысяч кубометров в сутки. В настоящее время «Мостоотряд-99» занимается разработкой проектной документации, после завершения которой незамедлительно приступит к строительству очистных.
Как известно, в связи с бурным развитием туризма в Дагестане количество рейсов, которые принимает аэропорт Махачкалы, увеличилось на порядок. В связи с этим возникла острая необходимость в строительстве второй взлетно-посадочной полосы. С учетом громадного опыта компании в строительстве аэропортов и наличия собственной производственной базы (асфальтобетонный завод в Тюбе по-прежнему работает, не сбавляя оборотов) выигрыш тендера на строительство этого объекта «Мостоотрядом-99» ни у кого удивления не вызвал. Работы в аэропорту сегодня идут строго по графику. Помимо взлетно-посадочной полосы, протяженностью 3200 метров, компания также реконструирует перрон и рулежные дорожки. Проект также предусматривает возможность дальнейшего использования старой взлетно-посадочной полосы в качестве магистральной рулежной дорожки.
Такое отношение руководства республики к огромному потенциалу компании не может не радовать. Это означает, что портфель заказов компании будет постоянно расти на благо Дагестана. Которому очень повезло с тем, что двадцать пять лет назад Загид Хучбаров зарегистрировал «Мостоотряд-99», забив первые опоры моста, ведущего в будущее.