Муфтият вынес фетву о возможном запрете никаба в Дагестане

03.07.2024 01:00

Недавно открывшийся в России фронт спора сторонников и противников запрета мусульманской женской одежды с покрытием лица (никаб) неожиданно «взорвал» информационное пространство в Дагестане.

 

Напомним хронику событий.

 

23 июня, после ликвидации террористов в Махачкале и в Дербенте появилась информация о том, что при них были элементы женской одежды с покрытием лица. Это дало повод для публичного требования запрета никаба в России.

 

25 июня, на сессии Народного собрания Дагестана глава региона Сергей Меликовтоже коснулся этой темы с критических позиций:

«Об этом говорят те, кто прежде всего не понимает суть радикального ислама, об этом говорят те, кто вообще, иногда, не может слово «радикальный» расшифровать или перевести. Об этом говорят те, то к радикальному исламу причисляют успехи наших спортсменов. Сначала ММА, а теперь и вольная борьба туда пошла. Те, кто считает, что высшее проявление радикализма – это ношение никаба. Я тоже, лично я тоже против ношения никаба. В том числе, как и человек который неоднократно выполнял задачи по противодействию терроризму. Потому что это прежде всего, это одежда не свойственная для кавказских народов, в том числе даёт возможность за этими платками скрываться мужчинам, а женщинам, за этими балахонами проносить запрещённые предметы. 

С точки зрения безопасности,  я тоже против этого. Но не это основная причина радикального ислама. Не из-за никабов и не из-за спортсменов родились такие движения как Алькаида или ИГИЛ (прим ред.: террористические организации запрещённые на территории РФ).»

 

1 июля Сергей Меликов провёл мероприятие «Диалог на равных» с представителями гражданского общества и лидерами конфессий. «НД» обратило внимание, что в официальном тексте на сайте главы Дагестан не приводятся слова муфтия Дагестана о фетве о запрете никаба. Однако в тг-канале «Администрация главы РД» опубликовано видео с выступлением Ахмад-Афанди Абдулаева:

«Здесь часто поднимают вопрос о никабе. Если не я, а кто же на этот вопрос ответит? Хотя все, я не говорю, там чиновников, все религиозные люди по всей России остерегаются от этого ответа. Я решил на этот вопрос ответить. Почему, знаете ли вы? 

Ни от того, что я самый смелый, храбрый. Шесть месяцев, полгода приблизительно, вы знаете, меня какой только грязью не обливают. Один больше, один меньше, мне ничего не изменит. 

Поэтому никаб, сегодня наши работники работают над этим, мы будет выносить фетву о запрете никаба. И те люди, которые меня будут критиковать, вы же знаете моё отношение: один плюс один минус. Полгода, иншаАлла, пусть ещё 10 лет меня обливают меня грязью, истина одна будет…»

 

Это заявление подняло массу вопросов,  в том числе и критических. 

 

2 июля в 19:40 в тг-канале государственного республиканского телеканала «Дагестан» размещено видеозаявление общественника и блогера Булача Чанкалаева, на фоне главной площади и администрации главы Дагестана, в котором он, в частности, говорит:

«Я, например, не вижу ничего плохого, то что в никабе девушка ходит. Если ее, например, муж хочет этого, пусть она ходит в никабе…».

 

Это уже вызвало вопросы о том, что власти республики пытаются нивелировать возможный негативный отклик , после обещания запретить никаб.

 

В 20:18 в тг-канале «Муфтият РД» приведён пример критики экс-муфтия Саратовской области, и уже обозначена цель будущей фетвы:

«Вчера Муфтий Дагестана шейх Ахмад Афанди официально анонсировал издание фетвы о запрете ношения никаба. Эта информация вызвала значительный резонанс в России и за её пределами. Естественно, в огромном потоке положительных отзывов не обошлось без критических комментариев…

 

Но на данном этапе такой элемент одежды, как никаб, усилиями радикальных элементов стал одним из препятствий к реализации упомянутых задач. Никаб стал, по сути, «яблоком раздора», представляющим, как это ни прискорбно, угрозу для безопасности государства.

 

Фетва дагестанских богословов призвана нейтрализовать этот отрицательный эффект, который может помешать достижению согласия в обществе, его гармоничному развитию. Фетва вводится на период нестабильности, пока не будут сформированы условия для снятия запрета…»

 

В 22:30 в тг-канале «Муфтия РД» опубликована «Позиция отдела Фетв при Муфтияте РД относительно предложения Муфтия РД о запрете никаба».

 

Текст подписан: Ахмед-Хаджи Исаев Руководитель отдела Фетв.

«Обсуждая вопрос никаба в Исламе необходимо в первую очередь отметить, что относительно обязательности ношения никаба среди ученых четырех мазхабов есть разногласие. По мнению некоторых ученых ношение никаба является обязательным, по мнению других только желательным, а по мнению некоторых и вовсе нежелательным. Вышеуказанные решения касаются случаев, если в этом нет риска соблазна. В противном случае закрывать лицо обязательно по единогласному мнению ученых.

 

Принимая во внимание обращение представителей власти, обеспокоенных безопасностью населения республики, Муфтий РД рассмотрел вопрос вынесения фетвы о запрете никаба в республике Дагестан и поручил отделу фетв подробно изучить данный вопрос.

 

После тщательного анализа шариатских текстов в рамках четырёх мазхабов отдел фетв РД не видит достаточных оснований для вынесения решения о всеобщем запрете никаба.

 

При этом, стоит отметить, что в определенных ситуациях из соображений безопасности может быть введен локальный запрет на ношение никаба, поскольку безопасности общества в Исламе отводится первостепенное значение. Однако данный запрет должен быть продиктован исключительно внешними факторами и нести временный характер. Примеров подобной практике в Исламе достаточно.»

 

В этом тексте показано, что инициатива запрета никаба исходила не от муфтия Дагестана, от «представителей власти». Кроме того были названы причины, по которым может быть введён запрет на никаб, и то временный и не всеобщий, а локальный.

 

В 23:35, после того как в сми и социальных сетях пошли перепосты с удивлением того, как отдел фетв вынес решение не совместимое с обещанием муфтия, заместитель муфтия Дагестана Абдулла Салимов опубликовал разъясняющий пост, который также был размещён на странице Муфтията РД:

«Все с огромным нетерпением ждали фетву, и это ожидание стало причиной невнимательного прочтения опубликовнного текста.

Судя по заголовкам некоторых пабликов, они не до конца уловили суть последней публикации о фетве. 

Хочу отметить, что в дальнейшем отделом фетв будут приведены примеры случаев запрета на ношение никаба, прописанных в шариате. 

Согласно именно этой информации будет вынесено итоговое решение Муфтията РД о локальном запрете на ношение никаба».

 

На станице отдела фетв такого разъяснения не дано и нет перепоста позиции заместителя муфтия. 

 

В итоге власти Дагестана пока не получили решения отдела фетв о запрете никаба, но  Муфтият вынес общую часть фетвой о запрете никаба именно в Дагестане, установив теоретическую возможность этого. 

 

Обращает внимание, что такое большое внимание к вопросу решения общественно-значимого вопроса на основе норм ислама в рамках Муфтията было в последний раз при обсуждении объявления джихада в связи введением армии Израиля на территорию Газы, в ноябре 2023 год. 

 

3 июля, в 8:51 в тг-канале Муфтията Дагестана опубликован пост с видео заместителя муфтия Абдуллы Салимова. В заявлении раскрывается какой именно орган власти обратился в Муфтият.

«Уважаемые братья и сестры! 

Думаю, вчера в СМИ было не совсем верное интерпретирование заключения отдела фетв. 

В этой связи Муфтият Республики Дагестан уполномочил меня выступить с заявлением, 

Муфтий, ссылаясь на обращение от министерства по национальной политике и делам религии, в котором сообщается о существующей угрозе безопасности населению республики и на основании вынесенного вчера компетентного заключения отдела фетв, объявляет о временном запрете ношения никабов до устранения выявленных угроз и нового богословского заключения.

Просим Всевышнего сохранить мусульман от бед и смут, наделить нас терпением, и укрепить единством!»

 

То есть органы власти, отвечающие за безопасность и правопорядок (МВД, ФСБ или Совет безопасности Дагестана) не увидели угроз безопасности, достаточных для обращения к муфтияту для вынесении фетвы о запрете покрытия женщинами лица.

 

С логической стороны конструкция фетвы Муфтията о возможном локальном запрете никаба в случае угрозы безопасности напоминает положенеи статьи 56 Конституции России 

«1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

 

2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.

 

3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации.»

 

То есть теоретически вторая фетва может вводить запрет на никаб в местах объявления властями контртеррористической операции, военного положения или чрезвычайной ситуации. Однако, та же статья 21 Конституции России запрещает ограничивать право на достоинство личности. Но это требование относится к органам власти.

Однако до вынесения второй фетвы «Муфтий… объявляет о временном запрете ношения никабов до устранения выявленных угроз и нового богословского заключения».

 

То есть это не фетва, а объявление со ссылкой на муфтия, сделанное его заместителем. 

Вопросы наличия джихада обсуждали в Муфтияте Дагестана

богословская конференция
04.11.2023 22:36
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: