Новый транспортный налог?

04.04.2024 21:13

Перекосы махачкалинской борьбы с траспортным коллапсом

Как мы уже сообщали,  в Махачкале на семи участках улиц в центре города заработали платные парковки. И практически сразу в редакцию «НД» начали звонить читатели, у которых в связи с этим нововведением возникло множество вопросов. Вот некоторые из них. Планируется ли освободить от оплаты автовладельцев, проживающих в районе платных парковок? Предусмотрены ли какие-то льготы для многодетных семей? Почему, вопреки заявлениям организаторов парковок, данный участок города практически не разгрузился? Обо всем этом корреспондент «НД» поговорил с экспертом в области организации дорожного движения Казиахмедом Гамзатовым.

— Казиахмед, как я понимаю, платные парковки в районе второго рынка и ЦУМа созданы для того, чтобы разгрузить этот проблемный район. Как вы думаете, справятся ли они с этой задачей?

— На этот вопрос вам вряд ли кто-то даст однозначный ответ. Опыт Москвы и других крупных российских городов показывает, что платные парковки могут ощутимо ускорить дорожный трафик и снизить интенсивность пробок в районе их создания. Но тут есть одно но. Дело в том, что и в Москве, и в других регионах создание таких парковок являлось завершающим этапом большой и кропотливой работы по организации дорожного движения. И поэтому там еще до открытия очередной парковки могут уверенно сказать, как ее работа отразится на трафике. У нас же начали с конца, решив, что парковка сама по себе обязана решить проблему. А это так не работает.

— В таком случае расскажите, с чего надо было начинать?

— Не так давно ваша газета рассказывала о научно-практической конференции по развитию общественного транспорта в республике до 2030 года, в работе которой принял участие Сергей Меликов. В редакционной статье на эту тему приводились цитаты из выступления председателя Ассоциации «Национальные системы управления» Ирины Зариповой. В качестве одной из главных проблем республики она назвала отсутствие в Дагестане транспортного планирования. Это на самом деле основа основ.

Смотрите. Сначала на участках, которые планируется разгрузить, считаются транспортные потоки (количество проезжающих машин в разное время суток). Затем на основе этой статистики рассчитывается транспортный спрос для данного района. В ходе этой работы определяется примерное время пребывания автомобиля в данной точке. Если речь идет о супермаркете или рынке, это примерно час-полтора. Если мы считаем локацию рядом с крупным офисом, то это уже целый рабочий день. Если рядом вуз, примерное время стояния машин — с утра и до 14:00. На основе этих расчетов определяется необходимое количество парковочных «карманов». Я могу продолжить разговор о регламенте (там еще много пунктов), но, думаю, сказанного достаточно для того, чтобы читатели «НД» поняли, что речь идет об элементарной дорожной арифметике, без которой планировать создание парковки в городе попросту нереально.

— У нас же, как я понимаю, ничего этого не делалось.

— Все верно. Поэтому я и не ответил на ваш первый вопрос.

— Но хотя бы пробок в этом районе станет меньше? Это вы можете сказать?

— Рассматривать платную парковку в качестве инструмента борьбы с пробками не совсем корректно. Безусловно, какое-то влияние на интенсивность пробок она способна оказать, но это не основная ее задача. Платная парковка — это, прежде всего, регулятор транспортного спроса, обеспечивающий оборачиваемость машиномест. Она уменьшает время стояния и увеличивает количество автомобилистов, которые могут в течение дня воспользоваться машиноместом в данной локации.

— Получается, ее воздействие на трафик стремится к нулю?

— Не совсем так. Если на стоянке будут свободные места, автомобилисты не будут, как это было раньше, делать по два-три круга вокруг рынка в поисках свободного места. Но это только в том случае, если эти места будут. Но вчера и позавчера я специально заехал в район рынка, посмотреть, как работает парковка, и свободных мест не обнаружил. Кроме того, разгрузка произойдет из-за того, что работники офисов, которым отныне придется платить за парковку около 10 тысяч рублей в месяц, станут добираться на работу на общественном транспорте (к рыночным торговцам это не относится, они, скорее всего, увеличат цену на свой товар на пару рублей и переложат этот дополнительный транспортный «налог» на покупателей рынка). Вот, собственно, и весь «антипробковый» потенциал платной парковки.

Если же всерьез говорить о борьбе с пробками, то тут никакая платная парковка не нужна. Достаточно в данной локации установить достаточное количество стационарных камер, ориентированных не на ремень и разговор по телефону за рулем, а фиксирующих нарушения, способствующие образованию пробок. Это парковка во втором ряду, рядом со светофором, с заездом на тротуар, парковка «елочкой» в местах, где предусмотрена исключительно параллельная парковка и т.д. Именно эти нарушения способствуют образованию пробок, и за них надо в обязательном порядке штрафовать. Кроме того, в данном районе необходимо обеспечить постоянное дежурство эвакуаторов (как это сделано на проспекте Расула Гамзатова). При этом необходимое количество эвакуаторов рассчитывается на основе анализа транспортных потоков.

— Я так понимаю, что если этой работы не будет, ситуация с пробками в данной локации практически не измениться.

— А если и изменится, то ненамного. Но плата за эту малость будет достаточно велика. Помните, люди жаловались на «Газели», паркующиеся в данной локации. Сотрудники ГИБДД для борьбы с «Газелями» установили запрещающие знаки и организовали постоянное дежурство на этой территории. В итоге «Газели» из данного района убрать удалось. Но достаточно недалеко — все они паркуются на близлежащих улицах, существенно замедляя трафик. Предполагаю, что уже в ближайшее время к ним добавятся автомобили тех офисных работников, которые не захотят пересаживаться на общественный транспорт, а также автомобили посетителей ЦУМа и второго рынка, которые будут оставлять свой транспорт за 300–400 метров от платных парковок. И уменьшив пробку в одной локации, мы получим новые пробки там, где их никогда не было. Это неизбежные последствия работы, в основу которой не положены грамотные расчеты транспортных потоков.

— А кто будет штрафовать тех, кто не заплатил за парковку? Мэрия?

— Хороший вопрос. Для того чтобы выписать штраф, у мэрии должен быть доступ к персональным данным водителей. В других городах это решается путем подключения городских серверов к серверам ГИБДД, и в итоге все работает в автоматическом режиме без участия человеческого фактора. Не думаю, что у нас в мэрии имеются соответствующие сервера, и поэтому, скорее всего, фиксация штрафов станет для города серьезной проблемой. При этом согласно федеральному законодательству республиканские службы, имеющие доступ к необходимой информации (тот же ГКУ ЦОДД и ГИБДД), привлекать нельзя, поскольку это исключительно прерогатива муниципалов. Так что вопросов тут много.

— У меня тоже благодаря нашим читателям вопросов скопилось достаточно. Как, к примеру, быть тем, кто живет в районе платных парковок?

— Во всех городах, где работают парковки, стоянка для них бесплатная с 20:00 до 8:00. Если же человек хочет оставлять машину на целый день, он платит ежегодно некую сумму (в Москве, к примеру, 3000 рублей) и получает годовой талон на бессрочную парковку.

— А имеются ли льготы для многодетных семей?

— Платные парковки сегодня работают в двух десятках российских городов. Примерно в 2/3 из них парковка для многодетных семей с несовершеннолетними детьми бесплатна. В остальных приходится платить на общих основаниях.

— В Махачкале сообщили о том, что при повторном и последующих нарушениях правил платной парковки штраф увеличивается с 1000 до 2000 рублей. Такая норма действует и в других городах?

— Нет. Не знаю, насколько это законно, но предполагаю, что это исключительно местная инициатива. Если бы нормы закона позволяли увеличивать штрафы вдвое, в той же Москве этим не преминули бы воспользоваться.

— Практически во всех городах с платными парковками, включая Москву, в выходные и праздничные дни за парковку с водителей денег не берут. У нас же почему-то таких преференций не предусмотрено. Или я ошибаюсь?

— Нет, все правильно, создатели парковок посчитали, что в Махачкале они должны работать без выходных.

— Получается, платные парковки серьезно ситуацию с трафиком не улучшат. При этом непонятно, будут ли свободные места в указанных локациях или водителям по-прежнему придется описывать круги вокруг рынка и ЦУМа. И единственным итогом работы платных парковок станет пополнение городской казны за счет завуалированного транспортного налога.

— Выходит, так.

 

P.S. Что из этого на самом деле выйдет, покажет время. Тема с платными парковками как одной из мер улучшения дорожной ситуации в центральной части обсуждается уже давно. И с теми машинами, которые там стоят уже месяцами, что-то нужно было сделать.
Платные парковки существуют практически во всех городах, но для Махачкалы это что-то новое, и мы понимаем, что вначале будут сбои и перекосы. Важно, чтобы мэрия корректировала работу паркоматов с учетом замечаний и практической пользы для горожан.

                                                                                                                      Андрей Меламедов

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

Четыре участка моря выставлены на аукцион

туризм и пляжи

01.05.2024 00:17

Сколько заплатят учителям за работу на ЕГЭ

постановление Правительства

30.04.2024 14:45

Стоит ли ехать на отдых в Эльтавский лес

обзор нового парка

30.04.2024 01:08