«Письмо будущему главе Республики Дагестан»

22.10.2021 13:26

Бремя совести

Это очень эмоциональное и проникновенное письмо Сулаймана Башировича Уладиева опубликованное в «НД» в период правления Рамазана Абдулатипова (апрель 2016 года) актуально и сегодня. Работая с архивом «Нового дела» для изучения, как происходила трансформация власти в республике, мы нашли много любопытного. Очень интересно события развивались в период ухода Магомедали Магомедова. И самым ярким и принципиальным в этот период нам показался Сулайман Уладиев (на тот момент депутат НС РД). Его встреча с Андреем Козаком, эмоциональное выступление в парламенте при избрании Муху Алиева III Съезд народов Дагестана и многое другое показывает, что не все в республике плыли по течению. Данное письмо заставляет задуматься и может быть применимо к любому здравомыслящему человеку независимо от вероисповедания и занимаемой должности. Оно ярко показывает то, каким желают и мечтают люди видеть своего правителя.

Уладиев в разговоре с редактором сказал, что все еще верит в то, что однажды республику возглавит человек, который внимательно прочитает данное письмо или без этого поймет, каким должен быть правитель и каким его мечтает видеть дагестанский народ. Верит, что будет образцом честности, нравственности, гуманизма и искренности на которого мы будем равняться и которым будем гордиться…

Уладиев был свидетелем и участником-конструктором многих политических событий в республике с 1990-х годов, сегодня он работает над книгой, в которой, как мы предполагаем, будет много откровений о событиях, которые повлияли на политическую жизнь республики. О том, в каком состоянии находится современное дагестанское общество и истеблишмент, о причинно-следственных связях многих современных процессов мы поговорим с автором данного письма в ближайшее время.

Первый праведный халиф, отец Айши, матери правоверных, лучший из людей после пророков и посланников, правдивейший из правдивых и благороднейший из сподвижников, обладатель веры, знания, мысли и прекрасного нрава, правивший страной в самый сложный период ее становления, Абу-Бакр ас-Сиддик умирал…

И в эти последние часы жизни, обращаясь к членам своей семьи, он сказал: «С тех пор, как мне поручили распоряжаться делами мусульман, мы не взяли у них ни одного динара и ни одного дирхема. Мы ели ту же еду, что и они, и носили такую же простую одежду, какую носят они, и нет у нас из имущества мусульман ничего, кроме этого раба-эфиопа, этого верблюда для работ по орошению и этого куска ткани. Когда я умру, отправьте все это Умару — избавьтесь от этого».

После смерти халифа его дочь Айша так и поступила. Когда гонец пришел к Умару и сообщил о пожелании Абу Бакра, тот заплакал и сказал: «Да помилует Аллах Абу Бакра! Не достигнут его высот те, кто будет жить после него! Утомил он тех, кто будет жить после него!» И плакал Умар.

Второй праведный халиф, справедливый государственный деятель, талантливый полководец, отважный воин и строгий правитель Умар ибн аль-Хаттаб плакал…

А по ком из дагестанских руководителей последних двадцати пяти лет будем плакать мы, страдая и мучаясь от понимания того, что ушел человек, который денно и нощно служил своему народу, был образцом соблюдения законов и недосягаемым примером честности, искренности, правдивости, справедливости и не присвоил ни рубля и ни копейки чужой собственности, носил ту же одежду, что и бедняки, и ел туже пищу, что ели они, тихо и незаметно выстаивал намаз в последних рядах обычной квартальной мечети, стремился к благому и избегал запретного, молчал или говорил благое, ненавидел лживых, лицемерных, жестоких, притесняющих, ворующих, высокомерных и любил бедных, больных, немощных, чистых, светлых и честных, творил добро, не сплетничал и не клеветал, не хулил и не оскорблял людей, не разжигал вражду и несеял смуту, не устраивал на доходные места своих родственников и не брал мзду, был всегда верен своему слову, а слова и деяния его были лучшими из всех слов и деяний, произнесённых и совершённых лучшими из людей нашего времени, и который перед смертью, на пороге Судного дня, скажет своим детям и своему народу: «Клянусь Аллахом, я не взял у них ни рубля и ни доллара…»?..

Если правитель несправедлив, жесток и лицемерен, то и его народ уподобляется ему, что приводит к ожесточению и падению нравов, алчности людей, смуте и гибели общества и государства. Но при мудром, нравственном, справедливом правителе смягчаются нравы, люди стремятся к творению добра, развиваются науки и полезные искусства, страна процветает, и народы этой страны живут в мире и согласии, испытывая любовь и уважение к своему правителю и друг к другу. В таком обществе истину не покрывают ложью, не творят себе кумиров, порицают жестокость, лицемерие, невежество и беззаконие, не притесняют слабых и не поклоняются золотому тельцу, поощряют знания, науку и прогресс. Для людей такого сообщества их правитель — всего лишь один из них, у которого нет преимущества перед ними, кроме огромной ответственности за них, и которому они могут ответить так, как правоверные ответили халифу Умару, когда он спросил у них: «Омусульмане, чтобы вы сделали, если бы я отклонился от истины и справедливости?». И они сказали ему: «Мы тебе разъясним!». Когда же он спросил у них, что же они сделают, если он не последует их разъяснениям, они ответили: «О Умар, мы остановим тебя мечом!». А он сказал им: «Хвала Аллаху, создавшему вас способными остановить самого халифа Умара мечом, когда он отклоняется и несправедлив!» (по версии Аббаса).

Таков был важнейший принцип управления мудрых людей даже той непростой эпохи, которые любили свой народ и понимали, что все их решения и слова должны быть справедливыми, и при этом искренне признавали право каждого жителя своей страны указывать им на их ошибки и недостатки, право потребовать от них исправления этих ошибок и просчетов и право даже остановить их силой, если они переступают законы и творят беззаконие. Это были поистине крепкие духом правители, обладавшие настоящей верой, благим нравом и прекрасным характером, полностью лишенные гордыни и лицемерия, ибо последние качества свойственны лишь людям слабым и глупым, оказавшимся у власти по воле Всевышнего в наказание народам, погрязшим в грехах, непослушании и нечестии.

Мухаммад ас-Салляби рассказал: «Однажды Тальха увидел, как Умар вышел из своего дома ночью, и последовал за ним так, чтобы тот его не заметил. Умар вошел в один дом и спустя некоторое время вышел и вернулся к себе домой. Утром Тальха отправился к этому дому и обнаружил там старую слепую женщину, которая не могла ходить. Он спросил ее: «Что за человек приходит к тебе?». Она ответила: «Я не знаю, кто это, но он уже давно постоянно навещает меня, приносит мне то, в чем я нуждаюсь, и выносит мусор».

Закройте глаза, отвернитесь от мира вещей, и вы увидите угловатую и худую фигуру халифа Умара, правителя огромного государства, который под семью сводами Аравийского звездного неба в изаре с двенадцатью заплатами пробирается по темным улицам ночной Медины к домику одинокой, больной и нищей старушки, с хлебом в руках, с любовью и состраданием в сердце и страхом перед Аллахом за ее положение. Он ведь идет к ней, к тебе и ко мне, ко всем обездоленным и нуждающимся, вечный путник, зовущий к истине, свету и добру, за которым должны следовать все мы. Слышат ли сегодняшние дагестанские главы, министры, мэры и богачи, люди знатные, сильные, властные, гордые и высокомерные, шорох босых ног Умара, сына Хаттаба, идущего к бедной старухе по дороге, ведущей к вечному Раю?

Ведь и сейчас, когда ты читаешь эти строки, больные, нуждающиеся и несчастные сестры и братья той одинокой и слепой бедуинки с тоской и безысходностью прислушиваются к ночным шорохам всё еще в надежде, что хоть кто-нибудь идет к ним по дороге, по которой тогда шел великий халиф.

Некоторые могут возразить, что великие халифы правили своими народами в период мотыг, невежества и рабства, что сейчас век адронных коллайдеров, долларов, демократий, прагматизма и конституций. Ответом им будет напоминание о вечных истинах, вечных ценностях, вечном добре и вечной правде, нужных во все времена всем общинам и народам до наступления Часа, когда каждого ожидает воздаяние по высшей справедливости и когда самым тяжелым на весах будет благой нрав. Такой нрав, какой был у праведных халифов Абу Бакра, Умара, Усмана и Али, какой должен быть у каждого правителя и каждого из нас, но особенно у правителей, ибо они в ответе перед Всемогущим за свою паству и каждого ее члена.

Вокруг нашего маленького, фрагментированного, слаборазвитого и мало кому в мире известного Дагестана огромные державы с мощнейшими военными и экономическими потенциалами, а то и с миллиардным населением, как Китай, занимаются реализацией своих национальных и государственных интересов, совершенно не считаясь с интересами слабых стран и малых народов, перестав прикрываться уже даже ООНовскими фиговыми листками, в результате чего дестабилизированы целые регионы, полыхает пламя войны в ближайших к нам странах, гибнут сотни тысяч мирных жителей, а миллионы людей, убегая от ужасов террора и бомбардировок, хлынули в Европу, вызывая там серьезные политические процессы, последствия которых трудно прогнозировать.

Что ждет три миллиона дагестанцев в этом бушующем и быстротечном мире? Какая судьба ожидает наших детей и внуков в завтрашнем дне? Какое место мы занимаем в общечеловеческом цивилизационном пространстве и какой вклад мы вносим в развитие науки, культуры и современных технологий? Способствуем ли мы развитию прогресса или являемся отрицательно влияющим на него фактором? Как сложится судьба Дагестана в случае резкого изменения политической картины мира? Кто наш пастырь, общенациональный моральный лидер, признанный всеми и каждым в качестве ведущего в силу явного превосходства в ясности ума, светлости мыслей, чистоты помыслов, благородства поступков? Каковы наши идеалы и ценности, что для нас является смыслом жизни и ради чего мы готовы умереть? Кто для нас герой настоящего времени, на кого мы хотим быть похожими, за кем мы готовы идти на край света? Какие черты нашего национального характера вызывают восхищение у наших соседей? Где наши аристотели, шекспиры, эйнштейны, гегели и капицы? Когда мы перестанем кричать на каждом углу о нашем величии, величии нашей культуры и истории? Когда наша власть откажется от феодальной традиции передачи в наследство родственникам и ставленникам кланов вузов, городов, районов, министерств и даже школ и больниц, консервируя застой, увеличивая масштабы озлобленности, лишая талантливую молодежь возможности создать эффективную модель развития республики?

Когда мы начнем думать над тем, что огромное количество современных дагестанских проблем — от казнокрадства, коррупции, беззакония, терроризма, невежества и клановости до ужасающего социального неравенства и социальной несправедливости — есть не только результат деятельности дагестанской власти, но и результат бездеятельности общества, его пассивности, инертности и неумения защищать свои человеческие права и свободы, неумения осмыслить свое бедственное и унизительное положение, неумения бороться за свое достоинство и за достойное будущее своих детей и внуков в рамках закона, который не так плох, если его исполнять?

Поймем ли мы когда-нибудь, что гордостью и достоянием республики являются не увешанные незаслуженными медальками вороватые чиновники, а блистательные ученые, семьдесят лет ходивший за отарами овец по суровым горам и знойным степям чабан Янгильбиев, так рано ушедшая из жизни моя любимая школьная учительница по истории Валентина Ивановна и тихие, скромные и благородные олимпийские чемпионы? И когда же мы научимся отличать белое от черного, добро от зла, прекрасное от безобразного и истину ото лжи?

Стремление к установлению справедливости общественного устройства, основанного на принципах равенства, братства, гуманизма и одинаковых для всех правилах и нормах, является естественной и извечной мечтой лучшей части человечества, к реализации которой она идет через века и тысячелетия, через войны и революции, через муки и страдания, преодолевая немыслимые препятствия и неся огромные потери.

Покуда вертится земля, среди нас будут люди, которые никогда не откажутся от этой великой и благородной цели, которые знают, что эта цель достижима, и которые будут приближать этот светлый день своими деяниями, словами и подвигами. И каждый из нас может принять в этом своё посильное участие. Ведь каждый из нас хочет справедливости. Для себя. Но справедливо, чтобы мы хотели справедливости и для других.

Что же касается сегодняшнего Дагестана, то алгоритм для него на тактическом уровне, на мой взгляд, выглядит так:

—в республике много проблем. Решение этих проблем возможно только при наличии двух факторов: первое и главное — высоконравственная и высокоэффективная власть; второе и не менее важное — неравнодушное, просвещенное, цивилизованное общество;

— для справедливого и эффективного управления республикой нужны 200—300 честных, порядочных, высокообразованных людей — на должности главы, министров, мэров и руководителей федеральных служб. Разумеется, среди трех миллионов дагестанцев такие люди есть. Ни один народ в мире не состоит из одних воров, мошенников, деспотов, невежд и негодяев;

— решать эти проблемы и вывести общество из кризисного состояния может только моральный лидер — не просто управленец, не просто эффективный менеджер, не просто образованный человек, а именно моральный лидер, опирающийся на народ и пользующийся доверием народа;

— при подборе и расстановке кадров он должен полностью отказаться от принципа кумовства и семейственности, которые неизбежно приводят к формированию политико-финансовых кланов, деградации институтов государственной власти, их приватизации и превращению в источник личного обогащения и средство подавления иных групп населения, стремящихся к верховенству закона, прогресса и справедливости, что в конечном итоге может привести к тяжелым социальным потрясениям. Он должен приглашать во власть самых достойных сынов Дагестана с безупречной репутацией, мощным интеллектом, правильным пониманием современных мировых процессов и способных создать новую модель развития республики, когда уровень жизни населения будет повышаться, а права и свободы человека — расширяться и неукоснительно соблюдаться;

— тогда начнется закономерный процесс мобилизации этноресурса, этноэнергии, пассионарного потенциала личности и общества, связанный с величайшим уважением к этому человеку и верой в него и его планы. От формирования мудрой, нравственной и справедливой власти к формированию цивилизованного общества и гуманного государства — таким должен быть путь Дагестана от смутного настоящего к светлому будущему.

Реализовать концепцию морального лидера и нравственной и гуманной власти возможно и в условиях, когда главу республики не мывыбираем,а назначают из Москвы. Механизм есть. Человек чести сам откажется от предложения президента РФ, понимая, что он не обладает необходимыми для справедливого управления республикой качествами, не желая нанести огромный ущерб своему народу, не желая войти в историю Дагестана как руководитель, которого или ненавидят, или презирают, и зная, что даже самые изощренные усилия подручных СМИ не способны скрыть правду от народа и покрыть истину ложью. Если сам он на это не способен, то пусть ему укажут на это родственники или друзья, которые желают добра и ему, и народу Дагестана.

Нам нужен прорыв. Дагестан так и останется на задворках истории и прогресса, если мы не совершим прорыва. Но прорыв в области экономики, фундаментальных наук и современных технологий вряд ли возможен, так как у нас нет пока для этого необходимых условий и данных — ни материальных, ни финансовых, ни интеллектуальных.В лучшем случае в этом направлении мы обречены на вялотекущее провинциальное развитие, основанное не на внутреннем потенциале, а на тягловой силе паровоза, который называется «Российская Федерация». Но мы можем совершить прорыв в области духовно-нравственной, морально-этической, этно-исторической. Да, деградация масштабна и велика, но тем яснее цель и понятнее средства ее достижения — справедливое общественное устройство на принципах гуманизма, равенства и братства, о чем тысячелетиями мечтали лучшие умы человечества от Платона до Роулза, к чему стремятся сегодня лучшие представители мирового сообщества, от чего никогда не откажутся истинные гуманисты, которых в средневековье сжигали на кострах, а в период новой истории считали утопистами и романтиками, носителями красивых, но нереальных идей. Впрочем, совсем недавно утопией были не только айфоны и «вояджеры», но и равенство полов, отмена рабства, всеобщие выборы, шведский социализм и шестнадцатитриллионный китайский ВВП.

Перефразируя известное крылатое выражение, можно сказать: «Небольшая группа справедливых, мудрых и нравственных людей, преданных своему делу, способна изменить весь мир. Впрочем, так оно в истории всегда и было».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:«Самым любимым из людей для Аллаха в Судный день и сидящим ближе всех к Нему будет справедливый правитель. А самым ненавистным и сидящим дальше всех от Него окажется несправедливый правитель» (передал ат-Тирмизи).

Сулайман Уладиев

 

 

 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также