Письмо к Сыновьям – «Мужество быть»

07.02.2023 15:24

Географическое расположение нашей республики определило нам и историческую судьбу. Она непростая, но она яркая. Дагестан богат многообразием своей культуры и историческими личностями, о которых знают далеко за пределами нашего края.

Иногда отдельным представителям нашего народа выпадает тяжелая доля, но характер, особенности менталитета и в невзгодах помогают нам оставаться сильными и великодушными.

Зиявудин Магомедов — один из тех дагестанцев, которые знают историю своей страны и своего края. Он много сделал для развития науки, культуры и спорта своей малой и большой Родины, уделял большое внимание благотовритешльности воспитанию молодежи, хотя не все понимали глубокий смысл его слов «Хочешь драться — дерись на ринге» и «Лучше быть, чем казаться».

Будем надеяться, суд разберется в том, что те, кто знаком с ним лично или по его делам, считают ошибкой и недоразумением.

А пока предлагаем письмо, которое, как мы понимаем, Зиявудин Магомедов адресовал своим близким и друзьям, и которое по воле случая оказалось в редакции.

Магомедов не боялся общения с журналистами, он всегда был откровенен с ними, уважительно относился к журналистскому сообществу, и, судя по публикациям в федеральных СМИ, оно отвечает ему взаимностью. Это редкий случай, когда столько федеральных СМИ позитивно пишут о кавказцах. 

У нас нет возможности получить разрешение на публикацию у Зиявудина Магомедова, но, зная его открытость, мы полностью публикуем этот текст без согласования с ним.

                               

                                 Письмо к Сыновьям – «Мужество быть»


Объединяющая идентичность, наряду с национальными амбициями, социальными синергиями и сплоченностью, активным и ответственным государством, эффективными социальными институтами, прогрессирующим образованием и адаптацией к технологическим сдвигам, значительным разнообразием и плюрализмом – фундамент национального Духа. Идентичность выковывается не только через осознание общей истории, как коллективной памяти; не только через кумулятивное отражение этноса, традиций, религии, языка, но и через утверждение выбора определенных политических и исторических возможностей. Говорят, история не повторяется, но часто рифмуется, оставаясь наставницей истины.
 Около 1,8 млн лет назад, в эпоху раннего палеолита - именно такие временные рамки определили (на основании скрупулезных палеомагнитных, палеонтологических изысканий) древнейшие следы стоянок человека на территории Дагестана (Айникаб, Мухкай, Гегалашур), на 1 млн. лет раньше стоянки Карама в Алтае (около 0,8 млн. лет назад). Первые упоминания о политических институтах (речь о Кавказской Албании), относящимся и к Дагестану, обнаружены у Геродота, Поседения, Страбона, Плиния Старшего и Клавдия Птолемея; древняя историография насыщена упоминаниями Серира/Хунзаха, Табасарана, Дербента, Кайтага, Кази-Кумуха и тд. Ислам начал проникать на территорию Дагестана в начале VIII в.н.э. Стратегическая локация делала эту территорию не только одним из основных маршрутов ранней миграции в Европу и Британию (Beaker folk, 5000-6000 тыс. лет назад), но и эпицентром военных и геополитических столкновений в Хартленде. Если принятым мейнстримом современной политологии является парадигма: «кто контролирует периферию Евразии/Хартленда, тот управляет Евразией. Кто управляет Евразией, тот управляет судьбами мира», в те древние времена более уместным было бы сказать: «кто контролирует сердце Евразии – Кавказ, тот управляет судьбами мира».

Бесконечные, кровопролитные войны выковывали ментальные картограммы и этос горцев, социальные ткани, иерархию ценностей с доминантами свободы, справедливости, чести и достоинства, мужества и честности. Гунны и монголы, полчища Тимура и Надир-шаха, завоевавшие половину цивилизованного мира (остановленные и разгромленные у Темир-Хан-Шуры и Андалал, соответственно) и др. – все оказывались уязвимыми и хрупкими перед неумолимой и неукротимой доблестью горцев и горянок (вторые, в моменты испытаний стояли плечом к плечу с отцами, братьями и мужьями).

 Великие традиции воинской доблести и мужества неизменно сопровождали последующие исторические столетия – столетия героев Кавказской войны, Русско –турецкой войны 1877-1878, Русско-японской войны 1904-1905, Первой мировой войны и Великой Отечественной. Что делало горцев такими исключительно стойкими и мужественными?! Что делало их доблесть радикально инаковой?!  Запредельная храбрость мудиров, наибов, мюридов, муртазеков… Кибит-Магомеда, Хаджи-Мурата, Ахвердилава, Алибека, ГазиМагомеда и многих других, голыми руками, отбрасывавшими раскаленные ядра, или кавалеристов I и II Дагестанских полков Дикой Дивизии времен Русско-японской и Первой мировой войны, спешившихся с лошадей, с намерением быстрее достичь врага, по непроходимой грязи. Таковыми их сделала свобода. Горы есть горы – земля свободных, с непоколебимой внутренней уверенностью в своем мужестве, скромностью – как антитезой кричащим декларациям и декорациям. Неразрывную имманентную связь между мужеством и свободой отметил еще Перикл в начале Пелопонесской войны во время погребальной оратории:

«быть счастливым, значит быть свободным; быть свободным, значит быть мужественным. Есть особая честь выбрать правильный способ умереть за людей, ищущих правильный способ жить».

 Сотни тысяч могил героев и праведников, разбросанных по всему Дагестану, являются немыми свидетельствами трагедий индивидуальных жизней и судеб, равно как и триумфом коллективной силы и социальной сплоченности. Они не восстанут из этих могил, но Дагестан неизменно возрождался и становился сильнее. Дагестан велик, потому что он подлинен. Мы имели роскошь родиться в одной из колыбелей цивилизации, но нельзя задерживаться в ней вечно. История имеет значение, особенно с проекцией на динамику будущего.

Мораль имеет значение

 Вся исламская теология и политическая философия (от пророка Мухаммеда до Ибн Халдуна, Джамаль аль-Афгани, Мухаммеда Абдо, Мухаммеда Икбала, Тайгиба Омарова-Хараканинского, Шабана Ободинского, Магомеда Убринского, Гаджи-Магомеда Зирдагского, Дибир-кади и многих др.) фундаментально строилась на идее совершенного человека/ инсан аль-камиль, на синтезе духовного и социального подвижничества, социальной сплоченности, асабии и гармонии в обществе. Традиции ортопраксии (не только, как ты веришь, но как живешь) с переносом акцентов с обрядов, ритуалов на общественное благо, тысячелетиями формировали ключевые элементы мозаики социальной ткани и институтов – свободу, справедливость 3 и честность. Быть мусульманином, означает не только быть религиозным (создавая оптические иллюзии статистикой хаджей), но быть Человеком. Быть горцем, не означает быть сильным перед слабым и слабым перед сильным; быть горцем – значит быть сильнее перед сильным и толерантным перед слабым. Быть законодателем или чиновником – не означает вечное пребывание в неконкурентной синекуре с неистощимой страстью к Мамону и запросам/ доносам на соплеменников; не означает снятие ответственности с себя в фундаментальных вопросах – общественного блага, ценностей, границ. Законодательные палаты, бюрократические коридоры и кабинеты – это не театрализованные, ежедневные кабуки –перфомансы, а акты ответственного представительства интересов народа в рамках компетентного и добродетельного нравственного кода. Легитимность ветвей власти определяется не их сакрализированными фетишами, а эффективностью и волей говорить правду не только народу, но и говорить правду о власти. Молчание в момент зла – и есть зло. В отсутствие этой воли и готовности представлять народ, предпочтительнее избежать компрометации и заняться чем-то другим. Быть лидерами – не означает быть мелкими в великих делах и великими в мелких; быть лидерами – означает ответственность, адаптивную трансформативность, компетенцию и мужество…мужество быть. Поступки убедительнее слов, действия убедительнее деклараций; подлинные Лидеры конвертируют силу власти, данную им народом и возможности в общественное благо, праведные дела, раздвигая горизонты достижимого. И да, мораль имеет значение.

 Дуга прогрессии
Новейшая динамика и острые вызовы современного мира синхронизируются с амбициями Человечества – построить одновременно более зеленый, социально более справедливый и демократический мир, где центростремительным источником гравитации является созидающий и свободный человек: где кинетика превалирует над статикой, прогресс над регрессом; где вдумчивая проекция на 7-10 поколений вперед важнее логики ежеквартальных отчетов и прибылей, иллюзией роста с невосполнимым ущербом для окружающей природы и биоразнообразия; где экология вытесняет экономику. И это – хорошая новость для Дагестана, где главным богатством является Человек. Зеленый переход представляет не простую замену энергии (богатство эквивалентно энергии умноженной на ноу-хау), а парадигмальную конверсию всех индустрий; значение будут иметь не запасы не возобновляемых ресурсов, а качество человеческого и социального капиталов (образования, здоровья, доверия, сплоченности, социальных навыков).
    Образование, образование и еще раз образование…вкупе с неистощимым созидательным и жизненным потенциалом и порывом – вернут нас на восходящую дугу прогрессии. Наши традиции всегда приветствовали больше героев и праведников, чем торговцев и купцов, но будущие проспекты предлагают впечатляющий, созидательный выбор для всех: не только спортивные достижения и бизнес-созидание, но и высоты в науке и технологиях, в культуре и искусстве, в экологической и индустриальной повестке (солнце, ветер, гидро-энергетика, зеленый водород и термо-ядерный синтез); не только материальная сатисфакция, но и ментальная экология; не только покорение ошеломительных жизненный высот, но и кристаллизация нашего этноса и сущностной силы (и ее неотъемлемого горского почерка - умеренности и скромности – лучше быть, чем казаться), составляющих нашего ДНК-кода. Наша идентичность – цирконовые кристаллы капсул времени, связь не только между живыми, но …между живыми, ушедшими в предыдущие тысячелетия и теми, кому еще предстоит родиться.
    Экзистенциальные вызовы и бескрайние фронтиры будущего захватывающи для неустанных паломников на пути к совершенству с «огнем в сердце», эскалирующим образованием и мужеством быть. Кто, если не мы?

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

Беларусь и Дагестан соединили воздушным коридором

первый рейс Минск-Махачкала-Минск

27.04.2024 11:59

Юсуфа Юсуфова вернули в Минсельхозпрод Дагестана

распоряжение премьера

27.04.2024 10:00

Водного оператора не напугало уголовное дело энергетиков

повторение ошибки на миллиарды рублей

27.04.2024 01:35