Премьер Дагестана уличил чиновников в срыве поручения по рекультивации свалки
13.08.2024 18:14Пожар на нелегальной свалке в Махачкале затронул Правительство Дагестана и становится политическим. Об этом свидетельствует видео с заседания Правительства, прошедшее 13 августа.
Но в начале предыстория вопроса.
В марте 2023 года «НД» обращало внимание, что на фоне рапортов о рекультивации свалов по программе «Чистая страна» Минприроды не включило в эту программу нелегальную свалку.
11 апреля того же года на совещании под председательством вице-премьера Наримана Абдулмуталибова чиновники заявили, что для включения несанкционированной свалки в местности «Черкес-Кутан» в федеральный проект «Генеральная уборка» «необходимо провести работу по переводу категории «сельскохозяйственные земли» в категорию земли «промышленности», так как категория «сельхозземли» не позволяет включить ее в проект».
Через неделю, 19 апреля, в послании к парламенту Дагестана Сергей Меликов заявил:
«План наших мероприятий прозрачен и был одобрен после самого пристального изучения в федеральном Министерстве природных ресурсов и экологии, которое является главным штабом «мусорной реформы» в стране. И уже к концу 2024 года проблема обращения с твёрдыми коммунальными отходами в Дагестане должна быть решена».
Через год, 27 апреля 2024 года, на заседании Правительства раскритиковали Минприроды сначала первый вице-премьер Руслан Алиев, а потом премьер.Замминистра, ответственная за мусор Саният Билалова «отстреливаясь» ответила и на вопрос о горящей свалке на краю Махачкалы:
«Данная свалка действительно является для нас большой проблемой. Мы работаем над тем, чтобы включить ее сразу в два федеральных проекта — «Генеральная уборка» и «Чистый воздух». В настоящее время у нас появилась возможность включить ее в федеральный проект «Чистый воздух», так как свалка является основным источником загрязнения атмосферного воздуха. Нами прорабатывается вопрос того, чтобы инвентаризация необходимых земельных участков была проведена уже в 2024 году», — пояснила Билалова.
Абдулмуслим Абдулмуслимов поручил внести данный вопрос в протокол, а также взять вице-премьеру Нариману Абдулмуталибову его под личный контроль.
25 июня 2024 года, выступая на закрытии весенней сессии этого же состава парламента Сергей Меликов заявил по заранее заготовленному тексту выступления:
«В прошлом году мы начали строительство трёх мусоросортировочных комплексов общей мощностью 950 тыс. тонн. Если кто-то не понимает, то это объем с запасом переработки всего мусора, который есть на территории Республики Дагестан. И полигонов захоронения отходов общей мощностью 300 тыс. тонн в год… Сейчас с завершением этого строительства, которое мы планировали к концу 2024 года, но вероятней всего, говорю как есть, это будет I квартал 25-го. Потому что есть там определённые мероприятия по пуско-наладке по подготовке специалистов, по каким-то ещё вещам, которые необходимо проработать и реализовать…».
5 августа федеральное РИА Новости опубликовало материал «Нам нечем дышать. С чем столкнулись жители Дагестана», сопроводив фото клубов дыма от свалки, тянущейся в сторону Махачкалы на несколько километров.
В материале опубликован прогноз федерального ведомства «строительство мусоросортировочных комплексов в 2024-м только началось и раньше 2026-го не закончится».
Оценка Роспотребнадзора явно не сходятся с заявлениями республиканской власти.
13 августа на заседании Правительства Дагестана премьер республики снова поднял вопрос о горящей свалке на краю Махачкалы, задавая отрывистым тоном прежние вопросы, внесённые в протокол поручения, но уже новому и.о. министру природных ресурсов, который также как и Абдулмуслимов служил в УБЭП МВД, Ратмиру Расулову.
– Горящая свалка, Махачкалинская, входит на следующий год в «Генеральную уборку!
– Нет, не входить.
– Почему?
Молчание
– Мы сейчас завершаем работу … - начал врио министра.
– Нет, почему она не входит? Какая причина? – потребовал Абдулмуслимов прямой ответ на заданный вопрос – Мне такой большой доклад не нужен. Причина какая?
– Собственника надо одного найти – попытался ответить вице-премьер
– Как? Мы же определились же собственником, премьер посмотрел на сидящего за столом, ответвлённого вице-премьра Абдулмуталибова – Нариман Шамсудинович, вы сказали, что с собственником определились.
– Да. – ответил вице-премьер.
– Почему тогда не заявляетесь?
– Не заявляемся, потому что тко некуда вывозить с Махачкалы – ответил прямо вице-премьер, ещё раз признав, что власти возят мусор на нелегальную свалку, – И по земельным, имущественным отношениям вопрос ещё не решён.
– Вы ж сказали, что по земле вопрос решили – не отступал премьер от своего заместителя, которому ранее давал протокольное поручение.
– Мы говорили, что занимаемся этим.
– Когда я у вас будучи в Минтруде спросил – напомнил премьер место разговора.
– Минимущество занимается этим – указал вице-премьер на другого вице-премьера Заура Эминова, который одновременно министр имущества Дагестана.
– Сколько оно будет заниматься?
– Должно завершить.
– Когда?
– Ну… – развёл руками Абдулмуталибов.
– Ну тогда опять свалка будет в течение года гореть. Ну и пускай горит, тогда – съязвил Абдулмуслимов.
Абдулмуслимов повернулся к стоявшему за трибуной врио министру природных ресурсов.
– Расулов, вот тебе поручение, персональное. В течение 15 суток доложить мне лично, что делается чтобы эту свалку включить на 25-й на 26-й год в программу, российскую, федеральную. Понял, да?
– Хорошо.
– Потому что мы опять будем поручение давать, и оно опять будет висеть. У меня 299 вопрос, есть ко многим министрам, которые научились докладывать… Под докладами ничего нету, кроме как пустые слова.
Следовательно к 28 августа у премьера Дагестана будет информация, что делается для того, чтобы Махачкалинская свалка, которая горит уже 40 лет, в следующем году включилась в программу рекультивации за счёт федеральных средств. Надеемся, что Правительство опубликует отчёт врио министра природных ресурсов.