
Простота хуже воровства. Стратегия 2035. Дагестан.
22.10.2019 13:4421 октября в стенах Дагестанского государственного университета народного хозяйства прошла очередная стратегическая сессия в рамках разработки стратегии развития Дагестана до 2035 года. Из главных чиновников присутствовал только врио министра экономики, поэтому информация не была широко растиражирована.
Открыл пленарную часть Врио министра экономики и территориального развития Гаджи Султанов.
«Я думаю мы все едины в том, что Стратегия, которая сегодня разрабатывается - это результат нашей совместной работы. Это наша общая ответственность за то, что мы предлагаем сделать в Республике», - отметил Врио министра. ⠀
«Мы пришли к формированию ключевых проблем, среди которых на первое доминирующее место было поставлено качество образования. К сожалению, структура расхода бюджета она обратно пропорциональна этим приоритетам, и на среднее профессиональное образование приходится меньше 2 процентов бюджета Республики Дагестан» - констатировал Дмитрий Землянский
Стратегия имеет важное социально-экономическое значение для всей республики и ее жителей. И от того какой план развития мы выберем зависит, будущее целого поколения, образы наших сел, городов, количество детей ожидающих своих родителей, уехавших на заработки в Москву или в Махачкалу.
Ошибка в выборе стратегии схожа с неправильным избранием пути и, соответственно, потерей времени. Яркий недавний пример, когда в эпоху нефтяных денег, конфликты в Дагестане решили закидать деньгами без изменения политической структуры, что привело в 2010-12 гг. к росту терроризма и бандитизма.
Соответственно, важнейшим вопросом для будущего республики является то, кто и как будет разрабатывать стратегию. И вот тут у Дагестана возникли серьёзные проблемы, которые можно охарактеризовать русской поговоркой «простота хуже воровства».
В идеале экспертов для разработки стратегии надо подбирать на открытом конкурсе примерно таком, как проводится рамках разработки мастер-плана Дербента:
- выбор оператора конкурса,
- проведение конкурса,
- отбор трёх и более финалистов по опыту работы, с предоплатой их работы,
- получение трёх и более проектов стратегии от конкурсантов,
- утверждение стратегии нормативно-правовым актом.
В итоге за небольшие деньги можно получить аж три разных концепции и все за год или полтора.
Такие конкурсы чаще всего проводят крупные корпорации или города, которые договорились с бизнесом. Но есть случаи таких совместных работ на уровне региона, как в Тульской обалсти в 2017 году.
На уровне регионов чаще всего проводят открытые конкурсы, которые объявляются на площадках по госзакупкам. Редко применят аукционы, обычно для закупки у единственного поставщика и чаще всего связанные с работой по «сшиванию» региональных стратегий с федеральными планами.
Цена вопроса варьируется от нескольких до десятков миллионов рублей.
Например, в этом году Владимирская область объявила конкурс на 6 млн рублей, Воронежская, на 11 млн рублей, а Сахалинская область на 47 млн рублей.
Открытый конкурс в электронной форме. 17.09.2019
Оказание услуг по выполнению научно-исследовательской работы по теме: "Разработка проекта Стратегии социально-экономического развития Владимирской области на период до 2035 года" для нужд администрации Владимирской области
5 961 034,75 ₽
Открытый конкурс в электронной форме. 21.05.2019
2019-02160/ Оказание услуг по разработке комплексной системы реализации Стратегии социально-экономического развития Воронежской области
11 000 000,00 ₽
Открытый конкурс в электронной форме. 06.03.2019
Выполнение научно-исследовательской работы по теме: "Разработка Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2035 года и формирование перечня стратегических проектов, обеспечивающих цифровую трансформацию территории и приоритетных отраслей".
47 350 000,00 ₽
А вот власти Дагестана нигде не разместили конкурс и даже аукцион на разработку стратегии развития Республики.
Поэтому никто не понимает:
- на каком основании какие-то эксперты из Москвы приезжают в республику и пишут стратегию для Дагестана,
- какое отношение к разработке стратегии имеют экономисты из Татарстана,
- есть ли здесь конфликт интересов,
- и сколько и как заплатят за такую стратегию из дагестанского бюджета и, соответственно, в каких пропорциях наши деньги осядут в Москве и Казани.
Правительство Дагестана разработало схему оплаты стратегических документов в обход конкурсных процедур
15.08.2019
По разным источникам цена работы за стратегию составляет от 20 до 100 млн рублей.
Ситуация похожа на криминальную схему и появляется лёгкое де жавю, т.к. при Рамазане Абдулатипове уже были такие проекты, когда создавался Стратегический совет, перехватывающий функции Правительства, с участием зятя Главы РД.
Или вот, на мадерацию пленарной сессии по промышленности из бюджета выплачивали почти 500 тыс рублей или 5 млн рублей за анализ продвижения территориального бренда.
Но в тех случаях хоть аукционы и конкурсы объявлялись.
А тут новая команда, нанятая Кремлем для помощи Дагестану в проведении сложных инфраструктурных политических и экономических реформ и повышения доверия к власти занимается тем же, что и прежнее руководство.
С другой стороны можно сказать, что сэкономили на конкурсных процедурах, ведь главное результат. И хороших экспертов из Москвы пригласили. А раньше Дагестану писали стратегию фирмы под руководством бывшего директора кладбища.
Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан
до 2025 года
Но опыт других регионов и положительный опыт конкурса по мастер-плану Дербента открыл интересную картину:
под видом борьбы с завышением цен, дагестанцам продают продукты в три раза дороже.
Ведь есть большая разница, когда вам за 20-100 млн рублей одну стратегию вместо трёх конкурентных, отобранных на конкурсной основе. Мы сэкономили на конкурсе, но заплатили в три раза дороже за одну стратегию, да ещё экспертам, отобранным вне конкурентных процедур на закрытых совещаниях.
На ближайшей сессии Народного Собрания скорее всего центральными темами встанут повышение кадастровой оценки и скрытая реформа местного самоуправления. Возможно, депутаты сочтут не важной обсуждение истории с разработкой стратегии 2035.
Однако, хотелось бы обратить внимание, что именно в стратегии будут заложены модели, по которым станет понятно, как изменится Дагестан, т.к. стратегия определит политику и в отношении налога на землю в сёлах и городах Дагестана. А в прочем, у нас чаще тушат, чем предотвращают пожары.
Примеры конкурсов и цен на разработку региональных стратегий по данным сайта госзакупок.
Открытый конкурс. 18.08.2014
Выполнение научно-исследовательской работы по теме "Московская область-стратегия лидерства (стратегия социально-экономическогоразвития Московской области до 2020 года и период до 2030 года)"
120 000 000,00 ₽
Открытый конкурс. 04.10.2017
выполнение научно-исследовательской работы по теме: "Разработка Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области"
50 000 000,00 ₽
Открытый конкурс. 17.10.2016
Выполнение научно-исследовательской работы по теме: "Разработка Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края на долгосрочный период"
50 000 000,00 ₽
Открытый конкурс. 30.10.2017
Выполнение научно-исследовательской работы по теме: «Разработка Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2030 года»
49 005 493,33 ₽
Открытый конкурс 23.09.2019
1099// Выполнение научно-исследовательской работы по теме: «Повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Воронежской области в рамках реализации стратегии социально-экономического развития Воронежской области».
39 706 666,67 ₽
Открытый конкурс. 17.09.2018
Оказание услуг по информационно-аналитическому и научно-методическому сопровождению реализации Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа по социально-демографическим показателям
34 700 000,00 ₽
Открытый конкурс. 16.02.2016
Выполнение научно-исследовательской работы по теме «Корректировка стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года и на период до 2030 года»
32 566 666,67 ₽
Открытый конкурс. 01.07.2016
Выполнение работы на тему: "Актуализация приоритетов Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года"
24 172 666,67 ₽
Открытый конкурс. 21.03.2018
Выполнение научно-исследовательской работы по теме: "Разработка стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2030 года и плана мероприятий по ее реализации"
20 000 000,00 ₽
Открытый конкурс. 03.09.2014
Выполнение научно-исследовательских работ по теме: «Актуализация Стратегии социально-экономического развития Томской области на перспективу до 2030 года»
20 000 000,00 ₽