Простота хуже воровства. Стратегия 2035. Дагестан.

22.10.2019 13:44
переделано с smart-lab.ru

21 октября в стенах Дагестанского государственного университета народного хозяйства прошла очередная стратегическая сессия в рамках разработки стратегии развития Дагестана до 2035 года. Из главных чиновников присутствовал только врио министра экономики, поэтому информация не была широко растиражирована.

Открыл пленарную часть Врио министра экономики и территориального развития Гаджи Султанов. 

«Я думаю мы все едины в том, что Стратегия, которая сегодня разрабатывается - это результат нашей совместной работы. Это наша общая ответственность за то, что мы предлагаем сделать в Республике», - отметил Врио министра.  ⠀

«Мы пришли к формированию ключевых проблем, среди которых на первое доминирующее место было поставлено качество образования. К сожалению, структура расхода бюджета она обратно пропорциональна этим приоритетам, и на среднее профессиональное образование приходится меньше 2 процентов бюджета Республики Дагестан» - констатировал Дмитрий Землянский

Стратегия имеет важное социально-экономическое значение для всей республики и ее жителей. И от того какой план развития мы выберем зависит, будущее целого поколения, образы наших сел, городов, количество детей ожидающих своих родителей, уехавших на заработки в Москву или в Махачкалу. 

 

Ошибка в выборе стратегии схожа с неправильным избранием пути и, соответственно, потерей времени. Яркий недавний пример, когда в эпоху нефтяных денег, конфликты в Дагестане решили закидать деньгами без изменения политической структуры, что привело в 2010-12 гг. к росту терроризма и бандитизма

Соответственно, важнейшим вопросом для будущего республики является то, кто и как будет разрабатывать стратегию. И вот тут у Дагестана возникли серьёзные проблемы, которые можно охарактеризовать русской поговоркой «простота хуже воровства».

 

В идеале экспертов для разработки стратегии надо подбирать на открытом конкурсе примерно таком, как проводится рамках разработки мастер-плана Дербента:

 

- выбор оператора конкурса, 

- проведение конкурса,

- отбор трёх и более финалистов по опыту работы, с предоплатой их работы,

- получение трёх и более проектов стратегии от конкурсантов, 

- утверждение стратегии нормативно-правовым актом.

 

В итоге за небольшие деньги можно получить аж три разных концепции и все за год или полтора. 

 

Такие конкурсы чаще всего проводят крупные корпорации или города, которые договорились с бизнесом. Но есть случаи таких совместных работ на уровне региона, как в Тульской обалсти в 2017 году.

На уровне регионов чаще всего проводят открытые конкурсы, которые объявляются на площадках по госзакупкам. Редко применят аукционы, обычно для закупки у единственного поставщика и чаще всего связанные с работой по «сшиванию» региональных стратегий с федеральными планами. 

 

Цена вопроса варьируется от нескольких до десятков миллионов рублей.

 

Например, в этом году Владимирская область объявила конкурс на 6 млн рублей, Воронежская, на 11 млн рублей, а Сахалинская область на 47 млн рублей. 

 

 Открытый конкурс в электронной форме. 17.09.2019

Оказание услуг по выполнению научно-исследовательской работы по теме: "Разработка проекта Стратегии социально-экономического развития Владимирской области на период до 2035 года" для нужд администрации Владимирской области

5 961 034,75 

 

Открытый конкурс в электронной форме. 21.05.2019

2019-02160/ Оказание услуг по разработке комплексной системы реализации Стратегии социально-экономического развития Воронежской области

11 000 000,00 

 

Открытый конкурс в электронной форме. 06.03.2019

Выполнение научно-исследовательской работы по теме: "Разработка Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2035 года и формирование перечня стратегических проектов, обеспечивающих цифровую трансформацию территории и приоритетных отраслей".

47 350 000,00 

 

А вот власти Дагестана нигде не разместили конкурс и даже аукцион на разработку стратегии развития Республики. 

 

Поэтому никто не понимает: 

- на каком основании какие-то эксперты из Москвы приезжают в республику и пишут стратегию для Дагестана,

- какое отношение к разработке стратегии имеют экономисты из Татарстана,

- есть ли здесь конфликт интересов,

- и сколько и как заплатят за такую стратегию из дагестанского бюджета и, соответственно,  в каких пропорциях наши деньги осядут в Москве и Казани. 

Правительство Дагестана разработало схему оплаты стратегических документов в обход конкурсных процедур

15.08.2019 

 

По разным источникам цена работы за стратегию составляет от 20 до 100 млн рублей. 

 

Ситуация похожа на криминальную схему и появляется лёгкое де жавю, т.к. при Рамазане Абдулатипове уже были такие проекты, когда создавался Стратегический совет, перехватывающий функции Правительства, с участием зятя Главы РД. 

 

Или вот, на мадерацию пленарной сессии по промышленности из бюджета выплачивали почти 500 тыс рублей или 5 млн рублей за анализ продвижения территориального бренда

 

Но в тех случаях хоть аукционы и конкурсы объявлялись. 

 

А тут новая команда, нанятая Кремлем для помощи Дагестану в проведении сложных инфраструктурных политических и экономических реформ и повышения доверия к власти занимается тем же, что и прежнее руководство. 

 

С другой стороны можно сказать, что сэкономили на конкурсных процедурах, ведь главное результат. И хороших экспертов из Москвы пригласили. А раньше Дагестану писали стратегию фирмы под руководством бывшего директора кладбища. 

Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан
до 2025 года

Но опыт других регионов и положительный опыт конкурса по мастер-плану Дербента открыл интересную картину: 

под видом борьбы с завышением цен, дагестанцам продают продукты в три раза дороже

 

Ведь есть большая разница, когда вам за 20-100 млн рублей одну стратегию вместо трёх конкурентных, отобранных на конкурсной основе.  Мы сэкономили на конкурсе, но заплатили в три раза дороже за одну стратегию, да ещё экспертам, отобранным вне конкурентных процедур на закрытых совещаниях.

 

На ближайшей сессии Народного Собрания скорее всего центральными темами встанут повышение кадастровой оценки и скрытая реформа местного самоуправления. Возможно, депутаты сочтут не важной обсуждение истории с разработкой стратегии 2035. 

 

Однако, хотелось бы обратить внимание, что именно в стратегии будут заложены модели, по которым станет понятно, как изменится Дагестан, т.к. стратегия определит политику и в отношении налога на землю в сёлах и городах Дагестана. А в прочем, у нас чаще тушат, чем предотвращают пожары. 

 

Примеры конкурсов и цен на разработку региональных стратегий по данным сайта госзакупок.

Открытый конкурс. 18.08.2014

Выполнение научно-исследовательской работы по теме "Московская область-стратегия лидерства (стратегия социально-экономическогоразвития Московской области до 2020 года и период до 2030 года)"

120 000 000,00 

Открытый конкурс. 04.10.2017

выполнение научно-исследовательской работы по теме: "Разработка Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области"

50 000 000,00 

Открытый конкурс. 17.10.2016

Выполнение научно-исследовательской работы по теме: "Разработка Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края на долгосрочный период"

50 000 000,00 

Открытый конкурс. 30.10.2017

Выполнение научно-исследовательской работы по теме: «Разработка Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2030 года»

49 005 493,33 

Открытый конкурс 23.09.2019

1099// Выполнение научно-исследовательской работы по теме: «Повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Воронежской области в рамках реализации стратегии социально-экономического развития Воронежской области».

39 706 666,67 

Открытый конкурс. 17.09.2018

Оказание услуг по информационно-аналитическому и научно-методическому сопровождению реализации Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа по социально-демографическим показателям

34 700 000,00 

Открытый конкурс. 16.02.2016

Выполнение научно-исследовательской работы по теме «Корректировка стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года и на период до 2030 года»

32 566 666,67 

Открытый конкурс. 01.07.2016

Выполнение работы на тему: "Актуализация приоритетов Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года"

24 172 666,67 

Открытый конкурс. 21.03.2018

Выполнение научно-исследовательской работы по теме: "Разработка стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2030 года и плана мероприятий по ее реализации"

20 000 000,00 

Открытый конкурс. 03.09.2014

Выполнение научно-исследовательских работ по теме: «Актуализация Стратегии социально-экономического развития Томской области на перспективу до 2030 года»

20 000 000,00 

 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: