«Ребята, только пиночетовские условия!»

13.08.2023 00:00

Как готовят водителей и что нужно исправить на дорогах в Дагестане, мы спросили у ветерана автомобильной отрасли, председателя Дагестанского отделения Всероссийского общества автолюбителей, по совместительству директора автошколы с 50-летней историей Магомеда Мутаева. 

 

— Как вы стали директором автошколы?

 

 В этой сфере я уже 41 год. На сегодня в Дагестане таких ветеранов больше нет. В 1977 году закончил автодорожный техникумРаботал по специальности, в том числе за пределами республики, в Анапе. Служил в автомобильных войсках, ездил даже на целину. После демобилизации родители настояли, чтобы я остался в Дагестане. Мой сосед был директором крупного учебно-курсового комбината, и в 1982 году он взял меня мастером производственного обучения. Через полгода стал преподавателем, а потом и заместителем директора. В 1985 году меня пригласили в ДОСААФ, где я проработал 15 лет. В 2000 году пришел уже сюда, в автошколу Общества автомобилистов. Сейчас у меня двойная должность: председатель общества автомобилистов — директор автошколы.

— Сколько человек проходили обучение в автошколах Махачкалы в 1980-е годы и сейчас?

 

— В Махачкале было шесть автошкол. При ДОСААФ две школы. У Минсельхоза учебный комбинат, который готовил водителей для города и сельской местности. Также работал учебно-курсовой комбинат при Минводхозе ДАССР, это «Тресткорводстрой». При Министерстве транспорта учили в крупном комбинате, где сейчас 4-й поселок. Это были большие учреждения по 10–12 учебных классов, по 50 автомашин, как легковых, так и грузовых. Шестая школа была вот эта. Она был хозрасчетная, то есть зарабатывала на обучении водителей. Сейчас в Махачкале 12 автошкол, но они небольшие. Поэтому объемы выпускаемых тогда учеников и сейчас равные. Лимит школы определяется количеством машин и классов. У нас 12 автомашин. Мы выпускаем в год 600 человек.

 

— Когда открылась ваша школа?

 

— Школа была создана в 1973 году. В феврале мы праздновали 50-летний юбилей. Свои первые права я получал именно в этой школе, когда мне было 16 лет. Здесь, где мы с вами сидим, был мой учитель и наставник Николай Кириллович Орел, с которым работал потом и в учебном комбинате.

 

— Сейчас с автоматикой и навигаторами стало проще ездить?

 

— Сейчас сами видите, что творится. Я боюсь ездить. Мое постоянное периферическое зрение начеку. У нас много гонщиков. Вроде учатся, получают права, не тупые ребята, но молодой пыл, его не деть никуда. 

 

— Вы в молодости такое не вытворяли?

 

— Нет, ну что вы. Нам было жалко машин. Я после армии соскреб с миру по нитке 4 тысячи советских рублей и купил старую «копейку». За эти деньги можно было купить полплана. 

 

— Есть отличие в подготовке водителей за пределами Дагестана?

 

— У них все-таки более строго все. Я бы пожелал нашим руководителям автошкол быть жестче. В принципе, в Махачкале во всех школах подготовка одинаковая. Вы сейчас зайдете в класс, 30 человек сидят, в глаза смотрят. Все понимают, все кивают. Сдаем экзамены неплохо, не скажу, что все отлично. Сдаем вождение, получаем права. Потом начинается... 

 

— Что и когда начинается?

 

— Когда садятся за руль. Вот такой у нас народ, генетически заложено в крови быть лидером. Вы смотрите блогеров, которые приезжают в Дагестан? «Удивительная езда в Дагестане», — говорит один. — Вот я стою перед стоп-линией, и меня объезжает человек и становится впереди меня». Вот это лидерство, желание быть первым! Мне кажется, если бы камеры были везде и приходили бы эти штрафы, поверьте мне, этого бы не было. И вот думаешь: когда это исправится? Да никогда! Это надо наказывать рублем. 

 

— У нас есть горы. Автошкола учит вождению в таких условиях?

 

— В программе нет. Для грузовых автомобилей такие курсы есть. Меня тоже никто не учил ездить в горах. Вот приезжают туристы, которые говорят, что страшно, но они не нарушают правила. Дорога есть дорога. Я каждые выходные езжу в Лакский район к своей маме, ей 90 лет. Вот я вижу, как едут наши дагестанцы — по сплошной, превышают скорость, что хотят, то и творят. Этих людей Бог жалеет. Но когда-нибудь такой человек нарвется. Что делать с ним? 

 

— Автопилот может спасти движение в Махачкале?

 

— Нет. Если сегодня произойдет ДТП с автопилотом, кто будет отвечать? В Дагестане это смертельный трюк. У нас их уничтожат. 

 

— Что, по-вашему, может исправить ситуацию?

 

— Первое — это дороги. Мы виним ГАИ, автошколы, а при чем тут это, ребята? У нас не соответствует инфраструктура в целом! Проблема №1 — у нас нет дорог. У нас не соответствует ширина проезжей части. Все машины в Махачкале припаркованы не вдоль, а перпендикулярно дороге, соответственно, полоса сужается. Вот вам аварийность и пробки. Нашему управлению ГАИ нужно выставить знаки со способом постановки автомобиля. 

 

— Но в Риме или в Сочи тоже узкие дороги...

 

— Там пиночетовские условия. Я каждый год бываю в Сочи на президиумах Российского общества автомобилистов. Там на каждой улице инспектор. Недавно ездил в Астрахань на конференцию. В Калмыкии везде стоят знаки — на разметку, на скорость, ребята следят за дорогой. 

 

— Платные парковки спасут ситуацию? 

 

— Только там, где машина не должна долго стоять. Например, возле рынка. Там стоят уже машины самих продавцов, поэтому покупателям припарковаться негде. Надо, как в аэропорту сделать, где за лишнее время парковки мы платим. И аэропорт свободный. Ребята, только пиночетовские условия!

 

— Кто лучше ездит — мужчины или женщины?

 

 

— Я уважаю женщин за рулем, они осторожнее и лучше ездят. Да, есть такие, кто нарушает, чтобы их не обидеть, я называю их «обезьянки за рулем». Но если женщина села за руль, она ответственно относится к вождению.

 

— А кто из них чаще сдает экзамен с первого раза? 

 

— Девушки. Они не идут на экзамен без подготовки. Не стесняются расспрашивать преподавателя по непонятным вопросам. 

 

— Что бы вы предложили против использования телефона за рулем? 

 

— Не хочу кривить душой, первое время увлекался этим делом, когда появились смартфоны. Но я дал себе слово, что трогать телефон не буду. Сейчас за пользование телефоном штраф — копейки. Поэтому 60% водителей сидят за рулем с телефоном. Я бы сделал очень большой штраф.

 

— Как водителю определить, может он сесть за руль или нет? Может, он поругался с тещей и злой…

 

— Я за собой замечал, что, когда злой, первые 100–200 метров дороги не видел. Весь в эмоциях. Наш психолог на курсах в школе говорит: если вы в нервозном состоянии, не садитесь за руль. Пройдите мимо автомобиля. Прогуляйтесь, потом сядьте и спокойно начинайте движение. 

 

— Вопрос как председателю старейшей организации автолюбителей. Когда местные власти принимают решения об изменении разметки, установке знаков или размещении парковок, они спрашивают мнение вашего Общества автолюбителей? 

 

— Не спрашивают. Я раньше был включен в комиссию по безопасности дорожного движения в Дагестане. Потом меня вывели из состава. Мнением Общества автолюбителей не интересуются ни на республиканском уровне, ни на местном. 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

Сергей Меликов не вышел из диспансеризации

официальное

07.05.2024 00:18

Назначен новый заместитель министра имущественных отношений

бывший транспортный прокурор

06.05.2024 18:46

Из сел Дагестана уезжают в 10 раз больше чем из городов

структура отрицательного лидерство республики

06.05.2024 13:23